СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок письма в 5 классе "Имена существительные 1 склонения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта данного урока поможет учителю при аттестации 

Просмотр содержимого документа
«Урок письма в 5 классе "Имена существительные 1 склонения"»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Ф.И.О педагога Шарашенидзе Светлана Дурмишхановна Должность учитель

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 5

города Глазова Удмуртской Республики»

Образовательная область урок Тема Именительный падеж существительных первого склонения единственного числа.

Программа: В.В. Воронкова. Программы для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 классы, сборник №1). Москва. Владос 2014).

Характеристика группы: : В 5 классе на начало учебного года обучается 9 человек. Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении. Условно обучающихся можно разделить на две группы в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала. В первую группу вошли ученики, успешно обучающиеся в классе (Ворончихина Е., Митюков Э., Шатунова Е., Моисеева Е., Иванова Д.). Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, могут сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает самостоятельность в выполнении всех видов работ. Ко второй группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя (Дорофеев Г., Салтыков М., Трефилова Д). Для данных обучающихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению. В соответствии с функциональным состоянием обучающихся возможно снижение нагрузки на уроке. Все обучающиеся нуждаются в дифференциро­ванном подходе.

Предварительная работа: : перед уроком тщательно продумывались все этапы его проведения, какие приёмы и методы обеспечат наилучшее закрепление учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка, готовилась дидактика, компьютерное сопровождение, психологические тренинги по снятию эмоционального напряжения и созданию благоприятной и спокойной готовности к открытому уроку.

Оборудование: компьютер, доска SMART, карточки , раздаточный материал, компьютерная презентация с иллюстрациями.

Цели непосредственно образовательной деятельности:

Коррекционно—образовательные:

- Дать понятие об окончаниях существительных ед. ч. 1 склонения в И.п., каким  членом  предложения   являются существительные в И.п.

- Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

- Формировать умение работать с текстом.

- Обогащать словарный запас. Расширять и активизировать словарь.

- Способствовать развитию орфографической зоркости.

- Формировать умение творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе на различном дидактическом материале.

Коррекционно—развивающие:

- Развивать концентрацию внимания, переключаемость внимания, зрительное внимание, слуховое внимание.

- Развивать фонематические представления.

- Развивать процессы мышления (анализ, синтез).

- Развивать словесно-логическое мышление.

- Развивать учебную мотивацию.

- Формировать умение работать по речевой инструкции учителя.

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать самоконтроль.

- Формировать умения аргументировать свою точку зрения.

- Совершенствовать навык четкого произнесения слов.

Коррекционно—воспитательные:

- Воспитывать чувство сотрудничества, взаимопонимания, чувство сопереживания, чувство товарищества, чувство помощи и взаимовыручки при работе в парах.

- Воспитывать «живой» интерес к русскому языку.

- Учить видеть красоту русской природы. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, чувство сострадания к живому миру.

- Воспитывать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя творческие задания, проблемные ситуации и оказание минимально необходимых видов помощи.



В образовательной области

Формируемые

предпосылки к учебной деятельности

Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

социально-коммуникативное развитие

- умение общаться, взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать их мнение, вступать в диалог, уметь слушать друг друга;

- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;

- эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение
и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.

- позитивные установки к различным видам совместного труда и творчества;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- формирование культурных форм взаимоотношений в обществе;

- формирование собственных убеждений, духовных ценностей и потребностей, становление характера, самостоятельности школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя творческие задания, проблемные ситуации и оказание минимально необходимых видов помощи.


познавательное развитие

- развитие интереса обучающихся к теме урока, любознательности, мотивационной сферы, развитие воображения и творческой активности;

- развитие концентрации внимания, переключаемости внимания, зрительного внимания, слухового внимания;

- развитие фонематического представления;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие процессов мышления (анализ, синтез);

- развитие словесно-логического мышления;

- развитие мыслительных процессов, т.е. выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, анализировать изучаемые факты, логически излагать свои мысли, делать выводы.


- закрепление и обобщение имеющихся знаний и умений, овладение новыми знаниями и умениями по теме «И..п. существительных 1 склонения»;

- умение принять цель, структуру учебной деятельности по теме данного урока;

- умение творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе на различном дидактическом материале;

- умение ориентироваться в последовательности выполнения учебной деятельности по теме урока;

умение планировать предстоящее действие, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его;

- умение осуществлять контроль по результатам действий.


речевое развитие

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации по содержанию урока;

- умение отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, проговаривать предстоящее действие;

- умение вести учебный диалог;

- умение строить правильное предложение в связной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- умение понимать и передавать эмоциональную сторону речи;

- умение слушать и понимать обращённую речь;

- активизация речевой деятельности обучающихся;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- выполнение речевого контроля за выполняемой деятельностью, итоговые словесные отчеты с опорой на зрительные ориентиры;

- умение составлять развёрнутые предложения, связный текст с опорой на слова;

- умение работать с текстом;

- совершенствование навыка четкого произнесения слов;

- умение писать грамотно, анализируя появление ошибок.


художественно-эстетическое развитие

- развитие эстетических чувств, интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- удовлетворение потребности детей в самовыражении;


- умение слушать и видеть красоту русской природы;

- развитие эмоциональной восприимчивости;

- обогащение сенсорно-чувственного опыта.

физическое развитие

- состояние физического и психического здоровья детей;

- состояние зрения, слуха, состояние нервной системы ребенка (степень ее возбудимости и уравновешенности);

- развитие мелкой моторики;

- развитие согласованности движения и речи.

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- формирование зрительно-двигательной, слухо-моторной координации через применение здоровьесберегающих технологий.


Этапы НОД

Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

Вводная часть

Побуждение учащихся к деятельности.

Создание психологически комфортной обстановки.

Формирование положительно-эмоционального настроя.

Концентрация внимания.

Словесный,

наглядный

Слово учителя, демонстрация.

Фронтальная.












-Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!

Наш урок мне бы хотелось начать с таких слов:

Прикоснитесь ко всему добротой

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой!

- Ребята, а что такое, по вашему, доброта?

Я полностью с вами согласна. Действительно, доброта- это когда человек любит людей и помогает им, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда не ссорится, всегда улыбается. Добрый человек любит природу и бережёт её. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми. Так давайте и мы друг другу улыбнёмся и начнём наш урок.



Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания о доброте.


Психологическая готовность к занятию. Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.


Умение взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками, умение координировать свои движения.



Основная часть

1. Актуализация знаний.











2. Постановка учебной задачи












Подготовка руки к письму



























Открытие новых знаний.




































































Динамическая пауза












































Развитие умений, применение новых знаний
















Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи










Организация подводящего или

побуждающего диалога по проблемному

объяснению нового знания.





Развитие мелкой моторики, координации движения.

Умение слушать и видеть красоту русской природы;

развитие эмоциональной восприимчивости;

обогащение сенсорно-чувственного опыта.












Организация уточнение и согласование

темы урока.






Закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы учащихся по изученному материалу.

Формировать умение работать по речевой инструкции учителя.












































Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Обогащение словарного запаса.










Воспитание чувства прекрасного, любви к природе, чувства сострадания к живому миру.

Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Формирование умений работать с текстом.



Организация усвоения детьми нового способа

действий при выполнении задания


Закрепление и обобщение приобретнных знаний и умений

в определении И.п. существительных 1 склонения.




Словесный, наглядный (SMART).

Проблемная ситуация.

Слово учителя. Демонстрация.

Фронтальная.






Словесный. Проблемная ситуация.










Практический.











Проблемный.

Фронтальная.

Слово учителя














Словесный метод.

Беседа







Частично-поисковый метод



Практический метод.

Групповая, индивидуальная форма.












































Наглядный метод.

Групповая форма.












Словесный метод, работа с учебником.














Практический метод, упражнение.






Наглядный, демонстрация.










Частично-поисковый.

Посмотрите внимательно на данные слова:

Доброта, улыбка, красота, земля, печаль (SMART -1)

- Что общее у этих слов? Докажите.

- Как вы думаете, какое слово лишнее и почему?

- А к какому склонению относятся другие имена существительные?

- А по каким признакам вы определили, что данные существительные 1 склонения?


- Как вы думаете, какая тема нашего урока? ( Первое склонение имени существительного.)

- Да, мы узнаем, как изменяются существительные 1 склонения по падежам и научимся определять падежи.

- И сегодня мы остановимся на первом падеже, который называется … как? (Именительный падеж).


Упражнения для мелкой моторики рук.

Запись даты и темы урока.


  • Ребята, я вам предлагаю прослушать отрывок из удивительной музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского "Времена года" «Март».

- Понравилась музыка?

-Что вы представили, слушая музыку? (пробуждение природы, звон капели, щебет птиц, полёт жаворонка высоко в небо).

- Какому времени года посвятил Чайковский свою музыку? (Весне).

- Весной природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весной ослепительно светит солнышко. Оно греет лицо, руки, землю.

- Ребята, а существительное ВЕСНА какого склонения? (Первого).


  • Запишем пословицу о доброте и солнце –

«Земля согревается солнышком, а душа - добротой»

( SMART - 2)

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Как солнышко обогревает землю и делает её красивой, так же и доброта делает человека красивым)

- Найдите в предложении имена существительные и определите род, число, склонение. Как вы это определяли, сделайте вывод.


  • А сейчас я предлагаю изменить существительные 1 склонения доброта и земля по падежам.

Ребята, всё прекрасное на земле ассоциируется с мамой. Мама - это сама доброта. Я предлагаю заменить существительное доброта существительным мама.

- Давайте вспомним падежи и на какие вопросы они отвечают (сигнальные карточки).


Просклоняйте существительные:

1-я группа - мама

И.п. кто? .........

Р.п. кого? ......

Д.п. кому? .......

В.п. кого? .......

Т.п. кем? ......

П.п. о ком? ......

2- я группа - земля.

И.п. что? .........

Р.п. чего? ......

Д.п. чему? .......

В.п. что? .......

Т.п. чем? ......

П.п. о чём? ......


(Два ученика работают за доской)


А теперь предлагаю проверить работу , выполненную у доски.

Индивидуальная работа (Гриша, Максим - индивидуальные карточки )

- Ребята, как звучит тема нашего урока?



-Помогите мне сформулировать вывод, на какие вопросы отвечают существительные 1 склонения в И.п. и какие у них окончания?

(SMART - 3)

- Молодцы! Это первое, что мы должны были усвоить на уроке.

Попросить ещё раз сделать вывод по кластеру.


  • Прошу всех выйти к доске.

Для выполнения следующего задания вспомним какие слова называются антонимами.

Учитель раздаёт детям карточки , где написаны слова:

добро, злость, чистота, грязь, радость, огорчение, правда, ложь.

- Предлагаю соединить слова - антонимы.

-А сейчас распределитесь на 3 группы: 1 скл., 2 скл., 3 скл.

- Спасибо, присаживайтесь на свои места.


Работа с учебником. Стр.163, упр. 258

- Разбор задания. (Краткое содержание рассказа: Добрый поступок дедушки Емели по отношению к оленёнку)

Первое предложение выполняется у доски.


- Определите склонение и падеж подлежащего. (1 скл., И.п.)

- Какой вывод можно сделать?


- Это второе правило, которое мы должны были усвоить на уроке.

- Продолжим работу, разберём остальные предложения.

-Ещё раз сделайте вывод.


Домашнее задание.

1 вариант: стр. 164, упр. 260

2 вариант: стр. 164, упр. 259



  • А сейчас будьте внимательными и скажите, как вы понимаете данные выражения ( SMART - 4)

душа в пятки ушла - (испугаться)

морочить голову – (обманывать)

рукой подать – (близко)
через час по чайной ложке – (медленно)

повесить голову - (печалиться)                                

-В первом выражении найдите имена существительные (душа, в пятки)

-Расскажите всё о существительном душа







Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.






Обсуждают тему урока и пытаются самостоятельно её сформулировать

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.









Выполняют упражнения на развитие мелкой моторики.



Прослушивают музыки.






Формулируют собственное мнение о прослушанной музыке.























Объясняют смысл пословицы.





Находят в предложении имена существительные и определяют род, число и склонение.

Делают вывод.












Определяют по вопросам (сигнальные карточки) падежи, наоборот, по падежам - вопросы.





Задание выполняют в группах (на карточках): изменяют по падежам существительные мама и земля.










Два ученика выполняют это же задание за доской.


1-я и 2-я группы проверяют задание у доски.




Слушают, анализируют, отвечают на вопросы учителя.

называют тему урока


Определяют проблему и путь ее преодоления.


Составляют кластер на интерактивной доске (один ученик)

Анализируют информацию на слайде и моделируют вывод.


Учащиеся выходят к доске.

Отвечают, что такое слова - антонимы.









Учащиеся встают парами, образуя антонимичные пары.

Распределяются на 3 группы и доказывают свой выбор.




Читают задание.

Вспоминают содержание рассказа Д. Мамина - Сибиряка "Емеля - охотник".

Дают оценку доброму поступку дедушки Емели по отношению к оленёнку.

Один ученик разбирает первое предложение по членам у доски.


Называют подлежащее и определяют склонение и падеж.


Формулируют вывод, что имена существительные в И.п. являются подлежащими. Если подлежащее является существительным, то оно всегда является подлежащим.

По желанию выходят к доске для разбора предложений.

Делают вывод.


Читают задание и разъясняют его.

Записывают задание в дневники.



Выходят к доске и проверяют правильность ответа ("Магический квадрат")











Находят имена существительные.


Дают характеристику существительному душа., (ед.ч., ж.р., 1 скл., И.п.) -

Развитие интереса обучающихся к теме урока, любознательности, мотивационной сферы, развитие воображения итворческой активности.

Умение принять цель, структуру учебной деятельности.





Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации по содержанию урока.







Развитие мелкой моторики



Развитие эстетических чувств, интереса к эстетической стороне окружающей действительности.















Развитие мотивационной сферы, творческой активности, концентрации внимания, переключаемости внимания.

















Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации по содержанию урока.

















Умение отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, проговаривать предстоящее действие.











Состояние физического и психического здоровья обучающихся.

Умение общаться, взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать их мнение, вступать в диалог, уметь слушать друг друга.




Умение видеть прекрасное, любить природу, чувствовать сострадание к живому миру.









Умение строить правильное предложение в связной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка







Повышение мотивации, создание оптимальных условий для самоконтроля.








Умение строить правильное предложение в связной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Заключительная часть

Рефлексия

Организация фиксации нового содержания,

изученного на уроке.

Формирование реальной самооценки.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой. 



Словесный.

Слово учителя.


Организует работу по обсуждению изученного материала.

1.Сегодня на уроке я узнал…. (показать кластер)

2.Сегодня на уроке я научился…..

3. Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..

Выставление отметок за урок.

Не прячьте доброты своей.

Откройте сердце всем наружу,

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу!

Быть добрым – значит быть внимательным, чутким. Помните, нас окружает красота, и её надо беречь.

Спасибо всем за урок!





Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Оценивают свою работу на уроке


Формирование рефлексивного мышления.


Умение предвидеть результаты своей работы.

Оценивание своих учебных достижений.


Дата: Подпись педагога:

Проект самоанализа непосредственно образовательной деятельности

Ф.И.О педагога Шарашенидзе Светлана Дурмишхановна Должность учитель

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 5

города Глазова Удмуртской Республики»

Образовательная область урок Тема Именительный падеж существительных первого склонения единственного числа.

Программа: В.В. Воронкова. Программы для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 классы, сборник №1). Москва. Владос 2014).


Этапы НОД

Формируемые предпосылки к учебной деятельности

Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

Возможные риски

Коррекционная работа

Вводная часть

Благоприятная эмоционально- психологическая атмосфера для сотрудничества обучающихся с учителем.

Умение общаться, взаимодействовать и сотрудничать с учителем и одноклассниками, учитывать их мнение, вступать в диалог, уметь слушать друг друга.

Развитие интереса обучающихся к теме урока, любознательности, мотивационной сферы.

Понимание необходимости и важности учебного материала.




- Психологическая готовность к уроку;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- формирование культурных форм взаимоотношений в обществе;

- готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.



Основная часть

Актуализация знаний.


Постановка учебной задачи








- Развитие интереса обучающихся к теме урока, любознательности, мотивационной сферы, развитие воображения и творческой активности;

- умение принять цель, структуру учебной деятельности по теме урока;

- умение ориентироваться в последовательности выполнения учебной деятельности по теме урока.


Развитие осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук.


Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

- умение планировать предстоящее действие, отбирать способы решения поставленной задачи, добиваться результата и анализировать его;

- умение производить операцию сличения с образцом (промежуточный и итоговый контроль);

- умение осуществлять контроль по результатам действий;

- развитие словесно-логического мышления.


Сформированность двигательной активности.

Состояние физического и психического здоровья детей.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации по содержанию урока. Умение отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, проговаривать предстоящее действие. Умение вести учебный диалог. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, внимание, восприятие, выделять главное и существенное в предложении и в тексте).







Закрепление и обобщение имеющихся знаний и умений, овладение новыми знаниями и умениями по теме «Состав слова;

- осознание темы занятия;

- принятие целей занятия;

- понимание практической значимости изучения темы «Состав слова».




Заключительная часть

Установление связи между целью деятельности и ее результатом.

Осуществление самоконтроля.

Оценивание деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.






Дата: Подпись педагога: