СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Пищевые цепи. Кто что ест

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Пищевые цепи. Кто что ест»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа» с.п.Нижнесортымский, Сургутский район, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ Югра














Окружающий мир.

УМК «ШКОЛА РОССИИ» А.А Плешаков

«Пищевые цепочки. Кто что ест»

3 класс
















Хайбуллина Эльмира Забировна учитель начальных классов, I категория




Тема: «Пищевые цепочки. Кто что ест»

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: Познакомить с классификацией животных по типу питания; формировать понятие «цепи питания».

Задачи:

  1. Учить распознавать группы животных по способу их питания.

  2. Учить определять взаимосвязь между объектами в цепи питания. Моделировать цепи питания.

  3. Учить обобщать, делать выводы, изучая, приспособленность животных к добыванию пищи, защите от врагов.

  4. Развивать аналитическое мышление, речь, память, внимание.

  5. Воспитывать умение работать в группах, коллективно; бережное отношение к окружающей природе

  6. Сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности, создавать комфортную обстановку в классе.


Ключевые понятия урока: животные, цепи питания, растительноядные, всеядные, хищники, насекомоядные, экологические проблемы.


Педагогический инструментарий: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация, картинки), ИКТ, обучение в парах, малых группах.



Оборудование: Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 3 класс, М.: Просвещение, 2023. Ч. 1, рабочие тетради Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс; проектор; интерактивная доска; раздаточный материал (таблички для самопроверки, опорные слова для кластера, карточки для работы группами), наглядный материал (картинки животные);



























  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Доброе утро, ребята!

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.

На уроках мы часто совершаем открытия, вот и сегодня, я надеюсь, что вы совершите открытие, с которым бы вам захотелось поделиться с окружающими. Успехов в работе!


2. Актуализация знаний. - Прежде чем начать урок, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

На партах карточки (приложение 1)


Сделаем вывод, что все ученые – зоологи классифицируют царство животных на виды. Давайте перечислим эти виды животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (звери).


3. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы тоже будем классифицировать животных. А вот по какому признаку, вы догадаетесь, прослушав сказку Николая Сладкова «Бежал Ежик по дорожке»

- Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке» (приложение 2)

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему ёж испугался филина?

- Что понял еж?

- Как вы думаете, может ли филин есть семена растений? (Нет, так как он хищная птица)

- Какими животными питается филин?

- Догадались ли вы, по какому признаку мы сегодня будем группировать (классифицировать) животных?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(на экране тема)


4. Изучение нового материала.

Работа с «Кластером».

На доске изображения животных. Ваша задача - соотнести этих животных в группы по питанию, заполнив кластер, но прежде вспомним, какие группы бывают.

ЖИВОТНЫЕ (Табличка на доску по центру)

- как называются животные, которые питаются растительной пищей?

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (Табличка на доску)

- как называются животные, которые в пищу используют других животных?

- ПЛОТОЯДНЫЕ (Табличка на доску)

- как называются животные, которые питаются насекомыми?

- НАСЕКОМОЯДНЫЕ (Табличка на доску)

- как называются животные, которые питаются растительной и животной пищей?

- ВСЕЯДНЫЕ (Табличка на доску)

- Ответьте на вопрос, чем питаются разные животные?

(Животные питаются растениями и другими животными)

- Разделите животных по этому признаку

(Хищные – изображения тигра, волка, лисы)

(Растительноядные – изображения зайца, лошади)

(Насекомоядные – изображения лягушки, ласточки, стрекозы)

(Всеядные – изображения ежа, поросенка, синица)

Беседа с учениками по вопросам:

- Говорят, что все живые существа связаны между собой цепью питания. Как вы понимаете, что значит выражение – «цепь питания»? (данное понятие выносится на доску)

- Как вы понимаете лексическое значение слова «цепь»?

(железные прутья, которые переплетены и не могут разорваться)

- Как вы считаете, мы, люди, должны знать о цепях питания животных?

- Давайте разберемся, что такое цепь питания и из чего она состоит?

- Сейчас вы будете работать в парах по карточке. Отметьте закономерность в каждой строке карточки. (приложение 3)

1. В каком порядке всегда расположена цепь питания?

2. Подумайте, почему на всех цепях питания на первом месте находятся растения?

- Что находится на первом месте в цепочке питания? (растения). Значит, что растения – это первое звено в цепи питания животных. Кто, еще заметил этот факт?

- Обратите внимание на то, кто расположен во втором звене пищевой цепи? (растительноядные животные)

- Что вы можете сказать о тех, кто занимает третье звено цепи питания? (все остальные животные)

- Ребята, а почему именно растения находятся на первом месте в пищевой цепочке? (так как растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа), поэтому они всегда в цепи питания стоят на 1 месте.

Учитель обобщает сказанное учениками:

- Можно сделать вывод, что в любой цепи есть строгая последовательность. Поработайте в парах. Ваша задача – составить цепи питания животных.


1.Водоросли – рыба – белый медведь

2. Рябина – заяц – волк

3. Желудь – кабан – волк

4. Зерно – мыши – кот

5. Пшеница - мышь - ястреб

6.Осина – заяц - лиса

7.Картофель – колорадский жук - куропатка


- Скажите, было сложно составлять пищевые цепочки? Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью)

- Подумайте и ответьте, ваши составленные цепи питания относятся к одному природному сообществу?

(в различных природных сообществах свои пищевые цепочки - лес, водоем, поле, сад)


- Тогда делаем вывод, в разных природных сообществах разные цепи питания. Игра «четвёртый лишний»

Поле: рожь – мышь – рыба- змея («лишняя» - рыба).

Огород: капуста – слизни – жаба- медведь («лишний» - медведь).

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка («лишняя» - лиса).

Водоём: водоросли – заяц- карась – щука («лишний» - заяц).

Сосна- жук–короед- дятел- коза («лишний» - коза).

5. Физминутка.


Предлагаю немного отдохнуть. Давайте поиграем. Я буду называть животных. Если это животное относится к группе растительноядных – вы хлопаете в ладоши; если к группе плотоядных – топаете ногами; если животное относится к группе всеядных – садимся на место.

Корова, ёж, заяц, лев, жираф, слон, медведь, кузнечик, кабан, волк, белка

6. Первичное закрепление знаний.

Поработаем с учебником.

- Откройте учебник на с.96. Найдите текст «Кто как приспособлен». Прочитайте текст и подчеркните только особенности животных.

- Какой вывод можно сделать из прочитанного?

(хищники приспособились добывать пищу, а растительноядные спасаться от хищников)

- Расскажите об особенностях плотоядных и растительноядных животных? (зачитывают особенности животных)

Задания в рабочей тетради.

- Откройте рабочую тетрадь на с.55 №1. Выполните задание самостоятельно. Проверим выполнение.

(Ласточка, еж, ящерица – синий; сова, лиса, рысь – красный; ворона, кабан – желтый; заяц, лось - зеленый).


- Ребята, у меня возник вопрос, как вы считаете, есть ли в цепи питания конечное звено? (если вопрос вызвал затруднение)

- Ответ тесно связан с образованием почвы. Как образуется почва? (остатки растений и животных превращаются в перегной, а благодаря работе бактерий образуются из всего этого – минеральные соли)

- Тогда я повторю свой вопрос, есть ли в цепи питания конечное звено? (да, бактерии)

- Как можно назвать такой процесс? (круговорот цепей питания – понятие выносится на доску).

7.Зарядка для глаз (Божьи коровки).

8.Закрепление учебного материала в форме эксперимента.

Я приглашаю к доске 4 учеников. Предлагаю построится в цепь питания по данным изображениям (яблоня, тля, божья коровка). Как связаны между собой звенья в цепи питания? (строгой последовательностью). Соединим звенья в цепи с помощью мотка ниток. Теперь, представьте, что развелось очень много пауков, а они большие любители божьих коровок, истребили практически всех божьих коровок на огороде. (Разрезаю нить)

- Что произошло? (одно звено выпало). К чему приведет выпадение одного звена цепи питания? (к трагедии)


- Ребята, я получила сообщение от ваших ровесников с полуострова Таймыр, который находится еще севернее, чем мы с вами, рассказывают, что основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась у них.

«У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили, что число больных оленей увеличилось в 15 раз!»

- Какой была основная ошибка жителей полуострова?

(незнание того, что волки являются санитарами леса)

- В начале урока мы задали вопрос. Должны ли мы, люди, должны знать о цепях питания животных?

- По незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.



- Мы начинали свой урок с чтения сказки «Бежал ежик по дорожке», я хочу спросить:

- Почему филин мог съесть ежа?

(Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти)

- Благодаря чему ёж смог съесть улитку и лягушку, как ему удалось спастись от филина?

(Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие)

- Какой вывод можно сделать?

(Что каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут)


  1. Этап подведения итогов занятия.

Игра “Закончи предложение”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя ……..…


- Ребята, кто из вас сегодня на уроке совершил открытие, которым можете поделиться с окружающими вашими друзьями, родителями?

  1. Расскажите о нем по плану ( Игра «Верите ли вы …» : Мы познакомились с новой классификацией животных по …

(типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

-Растительноядных.

-Насекомоядных

-Хищников

-Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились…

(добывать себе пищу и спасаться от врагов).

Домашнее задание. Стр. 56 №3 – потренироваться в составлении цепей питания.

8. Рефлексия.

Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему? (Лист самооценки) Приложение 4.

Ребята, кто считает, что мы достигли своей цели, отлично понял тему урока, сможет ее объяснить, На полях тетради «лестница усвоения». Нарисуйте зелёный квадратик (на самой верхней ступени), если всё поняли, жёлтый- кто считает, что он понял, но еще остались вопросы (на средней ступени), красный (на нижней ступени), кто считает, что тема не раскрыта и он ничего не понял.



Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.


Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мёд,

И кто делает яд!


Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.


А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!


Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!


- Спасибо за урок! Урок окончен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!