Тема: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
Цель: познакомить обучающихся с алфавитом.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания детей об изученных буквах;
- познакомить детей с русским алфавитом;
- продолжить формирование понятия «звук-буква»;
2) Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, обобщать,
делать выводы;
- развивать правильную речь детей;
Воспитательные:
- воспитывать внимание, любовь к русскому языку;
- воспитывать навыки учебного сотрудничества.
Оборудование:
Карточки с заданиями для работы в группах, зашифрованный слова, плакат «Алфавит», тренажёр по русскому языку, звуковые карточки, презентация.
Предполагаемые результаты:
понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту.
Ход урока:
Оргмомент.
Прозвенел сейчас звонок.
Он сказал: «Начнём урок!»
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спина – прямая!
Актуализация знаний учащихся о буквах. Постановка цели и темы урока.
- Чему мы учились на наших уроках письма? (Мы учились писать буквы)
- Сколько букв вы уже умеете писать? (33 буквы)
- На сегодняшнем уроке буквы решили сыграть с вами в прятки.
- Давайте узнаем каждую из них.
- Прочитайте слово, которое получилось.
АЛФАВИТ
- Какие буквы прятались за синими мешками, а какие – за красными? (Гласные, согласные)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
- Чем мы пополним, сегодня, копилку наших знаний, чему научимся на уроке?
Узнаем, что такое алфавит,
что выясним… (для чего нужен алфавит)
чему научимся…(научимся располагать слова в алфавитном порядке).
Изучение новой темы.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о буквах и звуках.
(Буквы пишем и видим, звуки произносим и слышим)
- Сколько гласных букв? (10)
- Сколько гласных звуков? (6)
- Что еще знаем о гласных звуках?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Сколько согласных букв? (21)
- Что знаете о согласных?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Ещё есть буквы, которые не обозначают звуков.
(Собирают буквы. Девочки – гласные, мальчики – согласные)
- Мы собрали все буквы. Скажите, получился у нас алфавит?
- Нет, буквы любят порядок. Чтобы ни одна буква не заблудилась, люди составили их в алфавит. Давайте сделаем вывод: алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. Каждая из них стоит на своем, строго определенном месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть свое имя.
Игра «Звук – буква»
- Название «алфавит» пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы назывались так – «альфа» и «вита». Отсюда и возникло слово «алфавит».
- Как по-другому можно назвать алфавит? (Азбука)
- В славянском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Отсюда и название «азбука». Так и живут у нас слова-близнецы: русское слово – «азбука» и греческое слово «алфавит», и обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке.
Чистописание.
-Какие образцы прописаны у вас в тетрадях?
Нужно вам тетрадь открыть
И с наклоном положить.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сядем прямо, мы не гнёмся,
За работу все берёмся!
Первичное усвоение новых знаний. Звуковой анализ слов «алфавит»
- Исследуем слово алфавит.
- Составьте звуковую схему к слову алфавит.
(на доске работает ученик).
- Сколько букв? Сколько звуков?
-Запишем его под диктовку.
- Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.
Эйдетика. Прием графических ассоциаций.
Физкультминутка под музыку на стихи Б.Заходера.
Сегодня проведем необычную физминутку. Я Ульяне показываю букву. Она её показывает вам, вы за ней повторяете и называете букву, которую показывает Ульяна.
(Показывает буквы) Л Ф Т О К Г
а) Работа с алфавитом.
- Зачем нужно знать алфавит? (слайд 2)
- Алфавитный порядок – твердый и никогда не меняется, это очень удобно. В алфавитном порядке расположены сведения в словарях, справочниках. По алфавиту составляются самые разные списки, в том числе список ваших фамилий в классном журнале. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже Возьмите алфавит, который лежит у вас на партах.
-Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?
-Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н
-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, пятой, восьмой?
Зимой человеку не хватает витаминов. Поэтому вам в столовой дают яблоки. Давайте соберем яблочки.
б). Работа в парах
- Сейчас, как настоящие разведчики, вы должны расшифровать слово.
9 10 14 1
-Перед вами шифр, который состоит из порядковых номеров букв.
- Какое слово у вас получилось?
- Составьте предложение со словом зима.
(Пришла снежная зима.)
- Давайте составим схему этого предложения, затем запишем его в тетрадь.
- Какие орфограммы нужно вспомнить?
- О чем говорится в предложении?
- Что о ней говорится?
Цветными карандашами подчеркните в слове зима согласные звуки.
Физминутка для глаз.
-Какие цвета вы использовали?
Эти цвета есть на тренажере.
Работа с офтальмологическим тренажером.
Усвоение новых знаний.
- Расположите слова в алфавитном порядке. (сл.4)
Носорог, Волк, Лиса, Заяц, Медведь.
Работа в парах. (сл.5)
Пенал, Тетрадь, Линейка, Ручка, Карандаш.
(проверка по слайду)
5. Закрепление изученного материала.
«Карусель»
Отгадай, раскрась, расположи, выбери
б) Работа в группах.
Расположи слова в алфавитном порядке
1 группа – зима, весна лето;
2 группа – коньки, санки, лыжи
3 группа – пятница, вторник, среда;
4 группа – январь, апрель, май.
Отгадай слово
1 группа – книга;
2 группа – труд;
3 группа – мама;
4 группа – буква.
Выбери правильный ответ
Раскрась схемы слов.
(Схемы подготовлены для каждой группы отдельно).
6. Подведение итогов.
- Что вы нового узнали на уроке?
- Узнали, что такое алфавит.
- Что такое алфавит?
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё ...
- Выяснили, для чего нужен алфавит.
- Где используют алфавит?
- Научились располагать слова в алфавитном порядке.
7. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке: кому все было легко и понятно – подарите снежинку веселому снеговику, кому было не совсем легко, возникали трудности – подарите свою снежинку грустному снеговику.