СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок письма 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обучающихся 1-го класса по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок письма 1 класс»

Тема: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

Цель: познакомить обучающихся с алфавитом.

Задачи:

  1. Обучающие:

- закрепить знания детей об изученных буквах;

- познакомить детей с русским алфавитом;

- продолжить формирование понятия «звук-буква»;

2) Развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, обобщать,

делать выводы;

- развивать правильную речь детей;

  1. Воспитательные:

- воспитывать внимание, любовь к русскому языку;

- воспитывать навыки учебного сотрудничества.

Оборудование:

Карточки с заданиями для работы в группах, зашифрованный слова, плакат «Алфавит», тренажёр по русскому языку, звуковые карточки, презентация.


Предполагаемые результаты:

  1. понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

  2. умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

Прозвенел сейчас звонок.

Он сказал: «Начнём урок!»

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спина – прямая!


  1. Актуализация знаний учащихся о буквах. Постановка цели и темы урока.

- Чему мы учились на наших уроках письма? (Мы учились писать буквы)

- Сколько букв вы уже умеете писать? (33 буквы)

- На сегодняшнем уроке буквы решили сыграть с вами в прятки.

- Давайте узнаем каждую из них.

- Прочитайте слово, которое получилось.

АЛФАВИТ

- Какие буквы прятались за синими мешками, а какие – за красными? (Гласные, согласные)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

- Чем мы пополним, сегодня, копилку наших знаний, чему научимся на уроке?

Узнаем, что такое алфавит,

что выясним… (для чего нужен алфавит)

чему научимся…(научимся располагать слова в алфавитном порядке).


  1. Изучение новой темы.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о буквах и звуках.

(Буквы пишем и видим, звуки произносим и слышим)

- Сколько гласных букв? (10)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Что еще знаем о гласных звуках?


Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.


- Сколько согласных букв? (21)

- Что знаете о согласных?

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Ещё есть буквы, которые не обозначают звуков.

(Собирают буквы. Девочки – гласные, мальчики – согласные)


- Мы собрали все буквы. Скажите, получился у нас алфавит?

- Нет, буквы любят порядок. Чтобы ни одна буква не заблудилась, люди составили их в алфавит. Давайте сделаем вывод: алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. Каждая из них стоит на своем, строго определенном месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть свое имя.

Игра «Звук – буква»

- Название «алфавит» пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы назывались так – «альфа» и «вита». Отсюда и возникло слово «алфавит».

- Как по-другому можно назвать алфавит? (Азбука)

- В славянском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Отсюда и название «азбука». Так и живут у нас слова-близнецы: русское слово – «азбука» и греческое слово «алфавит», и обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке.

Чистописание.

-Какие образцы прописаны у вас в тетрадях?

Нужно вам тетрадь открыть

И с наклоном положить.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сядем прямо, мы не гнёмся,

За работу все берёмся!

  1. Первичное усвоение новых знаний. Звуковой анализ слов «алфавит»

- Исследуем слово алфавит.

- Составьте звуковую схему к слову алфавит.

(на доске работает ученик).

- Сколько букв? Сколько звуков?

-Запишем его под диктовку.

- Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.


Эйдетика. Прием графических ассоциаций.


Физкультминутка под музыку на стихи Б.Заходера.

Сегодня проведем необычную физминутку. Я Ульяне показываю букву. Она её показывает вам, вы за ней повторяете и называете букву, которую показывает Ульяна.

(Показывает буквы) Л Ф Т О К Г

а) Работа с алфавитом.

- Зачем нужно знать алфавит? (слайд 2)

- Алфавитный порядок – твердый и никогда не меняется, это очень удобно. В алфавитном порядке расположены сведения в словарях, справочниках. По алфавиту составляются самые разные списки, в том числе список ваших фамилий в классном журнале. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже Возьмите алфавит, который лежит у вас на партах.

-Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?

-Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н

-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, пятой, восьмой?

Зимой человеку не хватает витаминов. Поэтому вам в столовой дают яблоки. Давайте соберем яблочки.

б). Работа в парах

- Сейчас, как настоящие разведчики, вы должны расшифровать слово.

9 10 14 1

-Перед вами шифр, который состоит из порядковых номеров букв.

- Какое слово у вас получилось?

- Составьте предложение со словом зима.

(Пришла снежная зима.)

- Давайте составим схему этого предложения, затем запишем его в тетрадь.

- Какие орфограммы нужно вспомнить?

- О чем говорится в предложении?

- Что о ней говорится?

Цветными карандашами подчеркните в слове зима согласные звуки.

Физминутка для глаз.

-Какие цвета вы использовали?

Эти цвета есть на тренажере.

Работа с офтальмологическим тренажером.

  1. Усвоение новых знаний.

- Расположите слова в алфавитном порядке. (сл.4)

Носорог, Волк, Лиса, Заяц, Медведь.

Работа в парах. (сл.5)

Пенал, Тетрадь, Линейка, Ручка, Карандаш.

(проверка по слайду)

5. Закрепление изученного материала.

«Карусель»

Отгадай, раскрась, расположи, выбери

б) Работа в группах.

Расположи слова в алфавитном порядке

1 группа – зима, весна лето;

2 группа – коньки, санки, лыжи

3 группа – пятница, вторник, среда;

4 группа – январь, апрель, май.


Отгадай слово

1 группа – книга;

2 группа – труд;

3 группа – мама;

4 группа – буква.


Выбери правильный ответ








Раскрась схемы слов.

(Схемы подготовлены для каждой группы отдельно).

6. Подведение итогов.

- Что вы нового узнали на уроке?

- Узнали, что такое алфавит.

- Что такое алфавит?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё ...

- Выяснили, для чего нужен алфавит.

- Где используют алфавит?

- Научились располагать слова в алфавитном порядке.

7. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке: кому все было легко и понятно – подарите снежинку веселому снеговику, кому было не совсем легко, возникали трудности – подарите свою снежинку грустному снеговику.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!