I Мотивацион-ный Психологический настрой учащихся | Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. — Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока. | (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). | (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). | |
II Актуализация знаний Помочь учащимся воспроизвести знания, полученные на предыдущих уроках; постановка проблемы | При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным и растения был не страшен мороз. Но снежинки непростые, а буквенные. - Как вы думаете, какая буква лишняя? - По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? - Как вы определили, работая в парах скажите чем отличаются согласные звуки от гласных. Звуки мы: слышим и произносим. Буквы мы: видим, читаем и пишем. Что нам помогает красиво произносить звуки? Давайте, их разомнем. Выполним упражнения с помощью веселых картинок. Скорее улыбнись Язык опустим вниз Язык наверх потянем Позеваем Варенья облизать По нёбу постучать Лошадка скачет звонко Гриб на ножке тонкой Можно поболтать Нужно отдыхать | - Буква х. - Гласные буквы. (Работа в парах) Ответы детей: - При произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные – нет. | Артикуляционная гимнастика (дети по очереди отвечают полным ответом, выполняют упражнения) Губы, зубы, язычок! | а о и у х |
III Формулиро-вание темы урока, определение цели Организация учебной деятельности так, чтобы дети сами смогли сформулировать тему и цель урока | -Откройте прописи, скажите на какой странице будем сегодня работать? - Определите тему нашего урока. - Поставим цель, чему будем учиться? - Как мы этого будем добиваться? - Где это нам пригодится? - Какую последовательность действий определим для достижения данной цели? | - стр.22 - Письмо буквы х. - Учиться писать строчную букву х, учиться писать слоги и слова с новой буквой. - Узнать как она пишется, посмотрев в прописи. - При письме, слогов, слов, предложений. буква, слог, слово, звуковая схема слова предложение) | | |
IV Открытие нового знания Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся | - Какую первую учебную задачу надо решить? (Организация учителем зрительного восприятия форм буквы «х»: строчной и заглавной) - Покажите в какой рамке изображены письменные буквы, которые будем учиться писать. - Проверьте у соседа. Сравните эти буквы (чем похожи, чем отличаются). - Найдите образец буквы «х», изображенный в правой верхней части страницы, обведите элементы, из которых она состоит. - Из скольких элементов состоит буква х.? -Какие это элементы? Конструирование буквы - Приготовьте конверты для конструирования, выньте из конверта нужные элементы, составьте строчную букву х. - Проверьте с помощью ключа в конце прописи. (Подробное объяснение образца начертания строчной буквы «х» на доске) (Правила посадки при письме) - А теперь найдите первую рабочую строку. Поставьте ручку в начало первого элемента, пропишите его. Найдите начало соединительной линии, поставьте ручки, пропишите её. Поставьте ручку в начало второго элемента, пропишите его и тд. - Теперь букву пишем под счет. - Сначала послушаем объяснение. (Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «х» под счет) -И, - РАЗ, -И, -И, -И, -И, ДВА, -И. - Обведите у себя букву похожую на образец. - А теперь найдите вторую рабочую строку. Пропишите буквы самостоятельно под счет. Не забывайте сравнивать с образцом. - Поменяйтесь прописями, обведите у соседа букву, похожую на образец. | -Выявить из каких элементов состоит строчная письменная буква х (Работа в прописи) (Работа в парах) (Работа в прописи) -Два элемента -Два полуовала. (Конструирование буквы учащимися, один на интерактивной доске) (Проверка с помощью ключа) (Выполнение упражнений учащимися в «воздухе») (выполнение) (Письмо элементов буквы х в первой рабочей строке) Самооценка Самостоятельное письмо буквы | Можно предложить выложить букву из гороха, фасоли или бобов, при этом надо спросить из какого материала выкладываешь букву и сколько частей у буквы Выполнение упражнений учащимися в «воздухе», пальчиком на ладони) | |
Пальчиковая гимнастика | Что нам помогает красиво писать буквы? Пальчики. Давайте и их разомнем! Звуки голоса польются, Их читаем, как поём, ( погладить кисти рук и ладони, обеих рук) Буквы гласными зовутся, В каждом слове их найдём. (сжимаем и разжимаем пальчики) А, О, У, Э, Ы (нажимать на пальчики одной руки) Гласные пропели мы. (сжали в кулачок) И, Е, Ё, Ю, Я, (нажимать на пальчики другой руки) Их запомните, друзья! (сжать кулачок) Если встретили преграду Мы пропеть не сможем звук (попеременно сцеплять руки) Так мы с вами повторили Наш согласный звук! (встряхнуть ручки) (Решение второй учебной задачи) - Найдем слоги, прочитаем их хором. - Скажите, какое соединение в этих слогах? - Найдите начало письма первого слога, пишем слог по точкам проговаривая себе вполголоса, не забываем сравнивать с образцом. - Поменяйтесь тетрадями, обведите тот слог у соседа, который похож на образец. - Какую следующую учебную задачу будем выполнять? - Работа со словами МЕХ-СМЕХ СЛУГИ-СЛУХИ - Вспомним звуковой состав слов, для этого скажите, что обозначают данные модели? - Договоритесь в парах между собой, какую пару слов будете записывать. | (Выполнение гимнастики для рук) (Чтение слогов) (Самостоятельное письмо слогов) (Работа в парах, оценивание) ( письмо слов) - Образовалось путем добавления новой буквы. - Образовалось путем замены буквы. (Работа у доски, подбор звуковых моделей) (Письмо слов) | (Чтение слогов) а) Шепотом. б) Цепочкой. в) Хором: медленно – тихо, громко – быстро. | |