СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 5 класс "Свойства живого"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе стандартов второго поколения (ФГОС ОО). Основная цель урока сформировать понятия о признаках - свойствах живых организмов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 5 класс "Свойства живого"»

Урок по биологии 5 класс ФГОС

Урок № 2 «Свойства живого».

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: сформировать понятие о свойствах живого.

Задачи урока:

Образовательные:

  • углубить и расширить знания о признаках - свойствах живых организмов;

  • продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

  • развивать самостоятельную деятельность;

  • умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить, осмысливать и применять полученную информацию;

  • научить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов.

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе;

  • уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные: объяснять характерные признаки живых организмов;

  • метапредметные: уметь работать с различными источниками

информации; умение выделять главное в тексте

  • предметные: выделять признаки живых организмов, уметь

формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»

Оборудование: учебная презентация, информационные листы (раздаточный материал),

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1. Организационный момент

(слайд 1-2)

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Устная оценка учителя

2. Проверка домашнего задания


1. Устный опрос

2. Работа по карточкам.

3. Работа у доски.

Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Один ученик перечисляет культурные растения указывая их использование человеком.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.

3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока

- Скажите, чем отличается живая природа от неживой?

- Какие особенности клеток говорят о том, что они живые?

- Назовите представителей живой  и неживой природы (слайд 3)

Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы.

- Назовите известные вам признаки живых организмов

(питание, дыхание, передвижение …).

- Посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали? (слайд 4)

- Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?

(существуют еще какие-то признаки)

- Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.


Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

Устно отвечают на вопросы учителя, рассматривают презентацию, находят свойства живого.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

4. Изучение нового материала.










5.Самостоятельная работа учащихся

- Ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)

- У нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.




- Где и как узнать! (учебник стр 9-11)





- Проверим перечисленные признаки живого (слайд 5)

Объяснение учителя,











Найдите в учебнике и запишите свойства живого в рабочую тетрадь













Работа с учебником и тетрадями










Работа с учебником с. 9-11, работа в тетради








Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

6. Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка (слайд 6)


Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И вновь писать начнем.

Учащиеся выполняют действия, предложенные на экране


Устная оценка учителя

7. Изучение нового материала

Обмен веществ и энергии, рост, развитие, размножение свойственным живым существам – организмам (слайд 7)

Живые организмы в своем теле имеют органы, которые выполняют особые функции, т.е. особую работу. (слайд 8). Глаза помогают увидеть опасность, уши – слышать, зубы для захвата пищи. С помощью легких животные –дышат, сердце помогает передвижению крови по кровеносным сосудам.

Корни растений поглощают из почвы воду с растворенными минеральными солями, листья улавливают энергию солнечного света. (слайд 9)

При нарушении работы какого-либо органа в организме может произойти нарушение в работе других органов. Все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг друга. Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого существа.

Найдите в учебнике определение организма, запишите определение себе в рабочую тетрадь.
















Найдите в учебнике определение органа, запишите определение себе в рабочую тетрадь

Учащиеся рассматривают примеры на экране и смотрят на примеры, предложенные в учебнике.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников


Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


Устная оценка учителя

8. Рефлексия

Ребята сегодня на уроке мы с вами выделили свойства живого, что такое орган и организмы. Достигли вы этой цели? (слайд 10)



Закончите предложение:

На уроке я работал...

Я узнал...

Мне удалось...

У меня вызвало затруднение...

Мое настроение...


Учитель задает вопросы

Устные ответы учащихся

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя. Делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.


Устная оценка учителя

9. Закрепление знаний

- Ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?

- Какие аргументы можно привести, доказывая, что комок глины - неживой объект? (слайд 11)

- Как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).

(обсуждение)


Учитель задает вопросы

Данные понятия повторяются при демонстрации слайдов.


Учитель оценивает учащихся оценкой

10. Домашнее задание

§ 2, читать, стр. 8-12

Творческое задание (по выбору)

- Фоторепортаж «Признаки живых организмов»

- Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов» (слайд 12)


Устно объясняет домашнее задание

Записывают задание в дневник



Список литературы

1. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.

2. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: методическое пособие. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс/Сост. Н.А.Богданов.- М.: ВАКО, 2014г

Интернет-ресурсы

1.http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-44003

2.http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-31663

3. http://luntiki.ru/blog/umnica/1152.html