Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД | Оценка результатов деятельности ученика |
1. Организационный момент | (слайд 1-2) | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | Устная оценка учителя |
2. Проверка домашнего задания | | 1. Устный опрос 2. Работа по карточкам. 3. Работа у доски. | Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания. Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя. Один ученик перечисляет культурные растения указывая их использование человеком. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник. |
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | - Скажите, чем отличается живая природа от неживой? - Какие особенности клеток говорят о том, что они живые? - Назовите представителей живой и неживой природы (слайд 3) Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. - Назовите известные вам признаки живых организмов (питание, дыхание, передвижение …). - Посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали? (слайд 4) - Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки? (существуют еще какие-то признаки) - Именно о них и пойдет речь на нашем уроке. | Выдвигает проблему, сообщает тему урока. | Устно отвечают на вопросы учителя, рассматривают презентацию, находят свойства живого. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Устная оценка учителя |
4. Изучение нового материала. 5.Самостоятельная работа учащихся | - Ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях) - У нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше. - Где и как узнать! (учебник стр 9-11)
- Проверим перечисленные признаки живого (слайд 5) | Объяснение учителя, Найдите в учебнике и запишите свойства живого в рабочую тетрадь | Работа с учебником и тетрадями Работа с учебником с. 9-11, работа в тетради | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. | Устная оценка учителя |
6. Физкультминутка | Музыкальная физкультминутка (слайд 6) | Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, И вновь писать начнем. | Учащиеся выполняют действия, предложенные на экране | | Устная оценка учителя |
7. Изучение нового материала | Обмен веществ и энергии, рост, развитие, размножение свойственным живым существам – организмам (слайд 7) Живые организмы в своем теле имеют органы, которые выполняют особые функции, т.е. особую работу. (слайд 8). Глаза помогают увидеть опасность, уши – слышать, зубы для захвата пищи. С помощью легких животные –дышат, сердце помогает передвижению крови по кровеносным сосудам. Корни растений поглощают из почвы воду с растворенными минеральными солями, листья улавливают энергию солнечного света. (слайд 9) При нарушении работы какого-либо органа в организме может произойти нарушение в работе других органов. Все органы в организме тесно связаны между собой, работают согласованно, дополняя друг друга. Согласованная работа органов обеспечивает жизнь организма как единого существа. | Найдите в учебнике определение организма, запишите определение себе в рабочую тетрадь. Найдите в учебнике определение органа, запишите определение себе в рабочую тетрадь | Учащиеся рассматривают примеры на экране и смотрят на примеры, предложенные в учебнике. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. | Устная оценка учителя |
8. Рефлексия | Ребята сегодня на уроке мы с вами выделили свойства живого, что такое орган и организмы. Достигли вы этой цели? (слайд 10) Закончите предложение: На уроке я работал... Я узнал... Мне удалось... У меня вызвало затруднение... Мое настроение... | Учитель задает вопросы | Устные ответы учащихся | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. | Устная оценка учителя |
9. Закрепление знаний | - Ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали? - Какие аргументы можно привести, доказывая, что комок глины - неживой объект? (слайд 11) - Как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость). (обсуждение) | Учитель задает вопросы | Данные понятия повторяются при демонстрации слайдов. | | Учитель оценивает учащихся оценкой |
10. Домашнее задание | § 2, читать, стр. 8-12 Творческое задание (по выбору) - Фоторепортаж «Признаки живых организмов» - Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов» (слайд 12) | Устно объясняет домашнее задание | Записывают задание в дневник | | |
1. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.
2. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс: методическое пособие. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
3. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс/Сост. Н.А.Богданов.- М.: ВАКО, 2014г