СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии на тему : "Общая характеристика голосеменных растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии на тему : "Общая характеристика голосеменных растений". Знакомит учеников с особенностями строения, многообразием и ролью голосеменных растений.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии на тему : "Общая характеристика голосеменных растений"»

Тема урока: Общая характеристика голосеменных растений.

Цель урока:

познакомить учащихся с характерными особенностями и многообразием голосеменных растений, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Развивающие: Продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.

Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • Строение хвои и шишек хвойных деревьев (на примере местных видов);

  • Значение голосеменных в природе и применение в жизнедеятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Различать голосеменные растения;

  • Объяснять фразу «Голосеменные – индикаторы чистоты воздуха», вещества - фитонциды.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных знаний

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность, инициативу, ответственность.

Познавательные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; выявлять особенности разных объектов в процессе их изучения, наблюдения, презентовать информацию; сравнивать различные объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: планировать работу в группе, проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, составлять небольшие устные монологические высказывания.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, уметь анализировать собственную работу.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемного изучения, ИКТ, организация самостоятельной работы в группах, решение биологических задач, сообщения учащихся, здоровьесберегающие, критическое мышление, игровые.

Ресурсы урока: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, коллекция шишек голосеменных, ПК, мультимедийный проектор.

Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, высшие семенные растения, фитонциды.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина), экология, география.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель: А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при волнении и напряжении - 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Настроились на урок.

Эпиграфом нашего урока, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь".

2. Проверка знаний учащихся (ученики проходят тестирование за каждый правильный ответ 1 балл).

Вариант 1

1. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ

Б) плаун

В) сфагнум

2.Какие признаки характерны для папоротников?:

А) наличие слоевища, ризоидов

Б) наличие стебля, листьев

В) наличие стебля, листьев, корня.

3.У взрослого растения папоротника образуются:

А) споры

Б) яйцеклетки

В) сперматозоиды

4.Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения

Б) размножения

В) дыхания

5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А) взрослое растение – заросток – споры - проросток

Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток

В) заросток – споры – взрослое растение – проросток

Вариант 2

1. К папоротникообразным относится:

А) кукушкин лён

Б) плаун

В) риччия

2.Вайями называют:

А) корневища папоротников

Б) побеги папоротников

В) рассечённые листья папоротников

3.Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена

Б) пыльца

В) споры

4.В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах

5.Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита

Б) каменного угля

В) торфа


3.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

Беседа с учениками: Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию.

Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения.

Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко».

О чем здесь речь? (о фотосинтезе)

О каком зеленом зернышке говорится? (о хлоропласте)

Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле?

Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилостные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится).

Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов. Они занимают обширные пространства нашей Сибири.

Кто знает, как называются сибирские леса? (тайгой).

А какие деревья произрастают в тайге?

Какое общее название дают этим деревьям? (хвойные, а точнее – голосеменные).


Рассказ учителя: На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина.

Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли «царем леса», и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор». Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Вопрос к ученикам: Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменные?

Учитель сообщает тему, цель и задачи урока учащимся.

4.Изучение нового материала

Рассказ учителя. Возникновение семенного размножения — важный этап в историческом развитии (эволюции) растений. Отличия семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения перед споровым.

Голосеменные произошли от древнейших папоротников. На планете существовала ныне вымершая группа семенных папоротников. Они были похожи на настоящие папоротники, но размножались с помощью семян. Остатки семенных папоротников находят в отложениях каменного угля Евразии и северной Америки.

Голосеменными называют растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями. Появление семени – важный этап в эволюции растений. Запас питательных веществ обеспечивает жизнь зародыша, когда он наиболее уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды.

Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Беседа о роли спор и семян в жизни растений, о преимуществах семенного размножения перед споровым.

В результате приходим к гипотезеРазмножение с помощью семян помогло голосеменным приспособится к новым условия жизни и распространиться по планете.

Особенности организации голосеменных

  1. У голосеменных появляются семена.

  2. Плотные оболочки защищают семя от неблагоприятных факторов.

  3. Семенные растения приобрели преимущества в борьбе за существование, что и определило их расцвет.

  4. У голосеменных в коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами.

  5. Игольчатые листья сосны покрыты жесткой кутикулой, что снижает испарение воды.

Строение голосеменных

  1. Голосеменные имеют стебель, корень и листья.

  2. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды.

  3. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя.

Жизненные формы - современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко — лианами; травянистых растений среди них нет.

Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов

Саговниковые

Гинкговые

Гнетовые

Хвойные

Сообщения учеников

Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки. Выращивают в садах и парках на Черноморском побережье.

Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.

Класс Гнетовые включает 70 видов. Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.

Класс Хвойные голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

Секвойи – хвойные деревья Северной Америки. Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния. Это дерево славится удивительным долголетием. Средний возраст секвойи 3 – 4 тысячи лет. Секвойи это деревья гиганты, высотой более 100 м и толщиной до 10 м .

Известны случаи, когда на пнях погибших секвой сооружали танцевальные площадки. А в одном из таких деревьев, был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.

Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Елью заняты меньшие площади. Это теневыносливое дерево, нижние ветви сохраняются. Корневая система поверхностная, растет на богатых глинистых почвах, там, где близко залегают грунтовые воды. Хвоинки сидят поодиночке, 5-7 лет держатся на ветвях. Так же на побегах расположены мужские и женские шишки.

Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.

Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.

Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.

Рассказ учителя

Значение голосеменных растений.

  1. Обогащение воздуха кислородом и фитонцидами (очищение воздуха от бактерий).

  2. Снегозадержание (значение медленного таяния снега для роста и развития растений).

  3. Влияние на половодье рек и климат местности.

  4. Закрепление песков и оврагов.

  5. Хвоя – пища для лосей, глухарей; шишки – для белок, бурундуков, дятлов, клетов, кедровок.

  6. Заселение пожарищ, вырубок (сосна).

  7. Использование в строительстве (стройматериал, шпалы, телеграфные столбы – сосна).

  8. В мебельной промышленности.

  9. В медицине (витамин С – ель, фитонциды – сосна, скипидар – ель, сосна).

  10. В целлюлозно-бумажной промышленности (волокно вискоза – сосна, бумага – ель).

  11. В пищевой промышленности (кедровые орешки).

  12. Поделочный материал (музыкальные инструменты – ель, игрушки, лукошки, дранка – ель).

5. Закрепление нового материала.

Ученикам предлагается практическим путем определить особенности строения сосны и ели. Итогом работы является понимание отличия сосны и ели по строению хвои, шишек, а также по образу жизни этих основных пород хвойных деревьев. Ученики делятся на две группы. Первая группа изучает ель, а вторая группа изучает сосну. Каждая группа должна выбрать лидера. Он рассказывает о всех характерных чертах изучаемого растения. Приступаем.

Задание для первой группы:

1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами).

2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек.

3. Найдите в учебнике информацию о соснах, необходимые данные запишите в таблицу.

4. Заполните таблицу

Задание для второй группы:

1.Рассмотрите хвою ели. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами).

2.Рассмотрите внешний вид еловых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек.

3. Найдите в учебнике информацию о елях, необходимые данные запишите в таблицу.

4. Заполните таблицу

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны

Пирамидальная

Овальная

Густота кроны

Густая

Редкая

Длина хвоинок (в см)

1см

5 см

Количество хвоинок в пучке

1

2

Форма шишек

Удлиненные

Округлые

Отношение дерева к свету

Теневыносливое

Светолюбивое

Где начинаются ветки на стволе

Низко

Высоко

Как называется лес

Ельник

Бор

Количество света в лесу

Мало

Много

Количество влаги в лесу

Много

Мало

Применение дерева человеком

?

?

Последние графы заполните дома, поискав информацию в Интернете.

  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

«Игра на внимание» (физминутка): Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой и хлопок.


  1. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные

  2. Образование семян – важный этап в эволюции растений

  3. Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.

  4. Голосеменные растения – исключительно деревья.

  5. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

  6. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

  7. Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

  8. Голосеменные растения цветут и образуют плоды.

  9. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

7. Домашнее задание. Изучить п. 35, отв. на вопросы стр. 145

Подготовить сообщение по теме: Использование голосеменных растений человеком. Объясните поговорку: “Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине”.


8. Подведение итогов урока

Рефлексия

Вспомним, какие цели мы поставили сегодня на уроке?

Достигли мы этих целей?

Что мы для этого сделали?

Давайте подведем итог урока.

  1. Кому работа на уроке показалась трудной?

  2. Кто почти все запомнил с урока?

  3. А есть такие, кто вообще ничего не запомнил?

  4. Таких нет, значит наша с вами работа на уроке оказалась плодотворной















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!