СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 5 классе Тема урока «Царство Грибы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представлений о грибах как представителях отдельного  царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных 

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 5 классе Тема урока «Царство Грибы»»

БОУ «Андреевская ОШ»















Урок по биологии в 5 классе

Тема урока «Царство Грибы»













Составил: Грушина О.А.

учитель биологии























2017г.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных

Развивающие:

выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.

Воспитывающие:

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Технологии:

элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; видеофрагменты «Царство грибы», «Что общего у грибов с растениями и животными», «Строение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы», интерактивная игра «Собери грибы в лукошко»

Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Радуюсь утру, радуюсь дню

Здравствуйте дети – я вам говорю.

С доброго слова начнём мы урок

К знаниям новым всегда будь готов!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.

Мотивация

Игра – загадка.

Сначала я задам вопрос,

А ты затем над ним всерьез

Подумай и одно из двух

"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.

Коль ты находчив, то сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

Терять не стоит время нам –

Играй и все увидишь сам.

– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)

– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)

– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)

– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)

– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)

– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)

– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?

Молодцы ребята! Я вижу, вы многое знаете о жизни животных. Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.

Отгадайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы?

Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы). Записываем тему урока в тетрадь. (Царство Грибы). А что вы знаете о грибах? По цепочке дети делятся своими знаниями. Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно? (Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).

Записываем на доске. Задачи урока:

1.Строение грибов.

2.Питание грибов.

3.Как размножаются грибы?

4.Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?

Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Изучение нового материала.

Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся. Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.

Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных.

Признаки грибов (Заготовка на доске):

как растения

имеют прочные клеточные стенки

постоянно растут верхушечной частью

неподвижны

как животные

не имеют хлорофилла

являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.

в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)

свои особенности

тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями - гифами)

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий. Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство. Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).

Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги»

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Давайте разберемся как устроены грибы по-настоящему грибы – это нити оплетающие почву. А что же мы собираем? Это плодовое тело. Зачем грибу плодовые тела? Для размножения. На нижней части шляпки образуются споры – для размножения. Важно не путать споры гриба и споры бактерий. Споры бактерий служили им для переживания не благоприятных условий среды. У грибов споры – это мелкие клетки для размножения. Гриб – это ветвящиеся и переплетающиеся нити в некоторых местах эти нити склеиваются друг с другом и образуется плодовое тело


Гриб – это вет­вя­ща­я­ся и пе­ре­пле­та­ю­ща­я­ся нить. Обыч­но эти нити рас­по­ла­га­ют­ся в почве, хотя бы­ва­ет и по-дру­го­му (Рис. 4).

Рис. 4. Стро­е­ние гриба

В неко­то­рых ме­стах эти нити на­чи­на­ют очень ак­тив­но вет­вить­ся, спле­тать­ся, скле­и­вать­ся друг с дру­гом, и об­ра­зу­ет­ся пло­до­вое тело. Гриб – это гриб­ни­ца, по-на­уч­но­му ми­це­лий. От­дель­ная ни­точ­ка ми­це­лия на­зы­ва­ет­ся гифа.

Гифы бы­ва­ют двух видов:

- пер­вый вид пред­став­ля­ет собой от­дель­ную огром­ную мно­го­ядер­ную клет­ку, то есть это очень длин­ная ни­точ­ка, внут­ри ко­то­рой очень много ядер, а пе­ре­го­ро­док между этими яд­ра­ми нет;

- вто­рой вид – это по­хо­жая ни­точ­ка, но толь­ко с пе­ре­го­род­ка­ми, эти пе­ре­го­род­ки от­де­ля­ют ядро от ядра и де­ла­ют эту длин­ную нить мно­го­кле­точ­ным об­ра­зо­ва­ни­ем. Пе­ре­го­род­ки в ней на­зы­ва­ют­ся септы. Те гифы или тот ми­це­лий, у ко­то­ро­го гифы не имеют септ, на­зы­ва­ет­ся несеп­ти­ро­ван­ный ми­це­лий, а ко­то­рые имеют, на­зы­ва­ют­ся сеп­ти­ро­ван­ный ми­це­лий (Рис. 5).

Рис. 5. Раз­но­вид­но­сти гиф

Есть грибы, ко­то­рые умеют, в за­ви­си­мо­сти от усло­вий, расти в виде пе­ре­пле­тен­ных нитей, в виде гриб­ни­цы, а в слу­чае пе­ре­ме­ны усло­вий им бы­ва­ет вы­год­но рас­па­дать­ся на от­дель­ные клет­ки. По­лу­ча­ет­ся, что этот гриб су­ще­ству­ет в виде смеси, массы от­дель­ных кле­ток, эти грибы мы на­зы­ва­ем дрож­жа­ми.У дрож­жей тоже бы­ва­ет свое­об­раз­ный ми­це­лий, их гифы могут на­по­ми­нать ми­це­лий сеп­ти­ро­ван­ный, но все-та­ки они до­ста­точ­но силь­но от­ли­ча­ют­ся. Ми­це­лий дрож­жей, если он есть, на­зы­ва­ет­ся псев­до­ми­це­лий, то есть лож­ный ми­це­лий (Рис. 6).

Рис. 6. «Ми­це­лий» дрож­жей

Грибы в боль­шин­стве пи­та­ют­ся от­мер­ши­ми ор­га­низ­ма­ми, они, ко­неч­но, могут пи­тать­ся и умер­ши­ми жи­вот­ны­ми, но чаще они пи­та­ют­ся опав­ши­ми ли­стья­ми. По­доб­но бак­те­ри­ям, они слу­жат двор­ни­ка­ми в лесах и полях. Су­ще­ства, ко­то­рые по­еда­ют от­мер­шие ор­га­низ­мы, на­зы­ва­ют­ся са­про­тро­фа­ми. Са­про­тро­фы – мик­ро­ор­га­низ­мы (бак­те­рии и грибы), раз­ру­ша­ю­щие от­мер­шие остан­ки живых су­ществ, пре­вра­ща­ю­щие их в неор­га­ни­че­ские и про­стей­шие ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния.

Боль­шин­ство гри­бов – са­про­тро­фы, но есть среди них, как и среди бак­те­рий, па­ра­зи­ты. Па­ра­зи­ти­че­ские грибы по­еда­ют живые ор­га­низ­мы.

Рис. 7. Обмен ве­ществ у гри­бов

Пи­та­тель­ные ве­ще­ства по­па­да­ют в гифу прямо через ее стен­ку, точно так же вред­ные ве­ще­ства, раз­но­об­раз­ные от­хо­ды через стен­ку гифы вы­хо­дят со­вер­шен­но сво­бод­но. Уг­ле­кис­лый газ по­ки­да­ет гифу точно так же прямо через стен­ку, кис­ло­род тоже по­сту­па­ет через стен­ку (мем­бра­ну). Гриб об­ме­ни­ва­ет­ся ве­ще­ства­ми с окру­жа­ю­щей сре­дой по всей своей по­верх­но­сти (Рис. 7).

У гри­бов бы­ва­ют до­воль­но слож­ные жиз­нен­ные циклы. Грибы об­ла­да­ют как по­ло­вым, так и бес­по­лым спо­со­бом раз­мно­же­ния.

Мы рас­смот­ре­ли с вами, как грибы устро­е­ны, как пи­та­ют­ся и какой жиз­нью они живут. 

Значение грибов. Самый по­лез­ный гриб для че­ло­ве­ка – это дрож­жи. Дрож­жи ис­по­кон веков слу­жи­ли людям для того, чтобы печь хлеб. Хле­бо­пе­че­ние имеет целью по­лу­че­ние хлеба – про­дук­та, со­став­ля­ю­ще­го на­сущ­ную пищу всего че­ло­ве­че­ско­го рода. Дрож­жи вы­ра­ба­ты­ва­ют осо­бое ве­ще­ство, спирт – ор­га­ни­че­ское ве­ще­ство, ши­ро­ко ис­поль­зу­е­мое в про­мыш­лен­но­сти, ме­ди­цине, а также при из­го­тов­ле­нии ал­ко­голь­ных на­пит­ков. Дрож­жи – кла­дезь по­лез­ных для на­ше­го здо­ро­вья ве­ществ: ви­та­мин­ные пре­па­ра­ты – фар­ма­цев­ти­че­ские сред­ства, при­ме­ня­е­мые для про­фи­лак­ти­ки и ле­че­ния ги­по­ви­та­ми­но­зов. Грибы со­зда­ли ве­ще­ства, от ко­то­рых бак­те­рии осла­бе­ва­ют либо гиб­нут, – ан­ти­био­ти­ки, ве­ще­ства при­род­но­го про­ис­хож­де­ния, по­дав­ля­ю­щие ак­тив­ность мик­ро­ор­га­низ­мов. Ан­ти­био­ти­ки очень вред­ны для бак­те­рий, но при­ни­мать их нужно толь­ко по на­зна­че­нию врача. Нужно пом­нить, что ан­ти­био­ти­ки – очень важ­ные пре­па­ра­ты, они спас­ли огром­ное ко­ли­че­ство че­ло­ве­че­ских жиз­ней. Пло­до­вые тела очень мно­гих гри­бов съе­доб­ны, и это очень важ­ная поль­за гри­бов. Среди съе­доб­ных гри­бов вы­де­ля­ет­ся белый гриб. Белый гриб на­зы­ва­ют ко­ро­лем среди гри­бов, он самый вкус­ный, самый за­ме­ча­тель­ный гриб.Под­оси­но­вик своей крас­ной шляп­кой на­по­ми­на­ет опав­ший ли­стик осины.Под­бе­ре­зо­вик: его белая тон­кая ножка точно так же, как у бе­ре­зы, окра­ше­на чер­ны­ми по­ло­соч­ка­ми Ры­жень­кие грибы, на­зван­ные ли­сич­ки, – тоже очень цен­ный вкус­ный гриб Самый ча­стый лес­ной гриб – сы­ро­еж­кА. Эти грибы не на­столь­ко ценны, как преды­ду­щие, но вполне съе­доб­ны. В лесу можно со­би­рать толь­ко те грибы, ко­то­рые вы зна­е­те и узна­ё­те! Не все грибы са­про­тро­фы, есть среди них и па­ра­зи­ты. Па­ра­зи­ты – ор­га­низ­мы, жи­ву­щие или пи­та­ю­щи­е­ся  за счет дру­гих ор­га­низ­мов и боль­шей ча­стью на­но­ся­щие им вред. Они могут по­се­лить­ся в нашей коже, при этом кожа будет крас­неть, ше­лу­шить­ся, че­сать­ся – все это на­зы­ва­ет­ся гриб­ко­вой бо­лез­нью. Гриб­ко­вая бо­лезнь – груп­па за­бо­ле­ва­ний, в ос­но­ве ко­то­рых лежит ин­фи­ци­ро­ва­ние кожи, сли­зи­стых обо­ло­чек, ног­тей, волос, вы­зы­ва­е­мое бо­лез­не­твор­ны­ми гриб­ка­ми.

Меры про­фи­лак­ти­ки гриб­ко­вой бо­лез­ни

1.      Пе­ре­оде­вать­ся после урока физ­куль­ту­ры.

2.      В душе на­де­вать ре­зи­но­вые та­поч­ки.

3.      На ска­мей­ку в бане или душе по­сти­лать по­ло­тен­це.

Гриб­ко­вым бо­лез­ням под­вер­же­ны и ого­род­ные рас­те­ния. Муч­ни­стая роса – осо­бый па­ра­зи­ти­че­ский гриб, он по­еда­ет ли­стья из­нут­ри, про­ни­зы­ва­ет его сво­и­ми ги­фа­ми Гифы – мик­ро­ско­пи­че­ские про­стые или раз­ветв­лен­ные нити, из ко­то­рых сфор­ми­ро­ва­ны ве­ге­та­тив­ные и пло­до­вые тела гри­бов. Кроме муч­ни­стой росы, есть еще нема­ло па­ра­зи­ти­че­ских гриб­ков, ко­то­рые вре­дят уро­жаю. Спо­ры­нья – род гри­бов се­мей­ства спо­ры­нье­вых, па­ра­зи­ти­ру­ю­щий на неко­то­рых зла­ках, в том числе на ржи и пше­ни­це С виду она как обыч­ный ко­ло­сок, но неко­то­рые зерна в нем ста­но­вят­ся чер­ны­ми, вы­тя­ги­ва­ют­ся длин­ны­ми рож­ка­ми, из­нут­ри их съела спо­ры­нья, ко­то­рая еще и ядо­ви­та, при по­па­да­нии ее в хлеб она вы­зы­ва­ет се­рьез­ные отрав­ле­ния. Самый ядо­ви­тый гриб – это блед­ная по­ган­кА. Блед­ная по­ган­ка – гриб из рода Amanita (му­хо­мо­ров), один из самых опас­ных гри­бов, к ней нель­зя даже при­тра­ги­вать­ся. Этот род­ствен­ник му­хо­мо­ра вы­гля­дит как обыч­ный му­хо­мор, толь­ко шляп­ка у него не крас­ная, а блед­но-зе­ле­ная. Му­хо­мор – род ми­ко­ри­зооб­ра­зу­ю­щих пла­стин­ча­тых гри­бов се­мей­ства Ама­ни­то­вые. У блед­ной по­ган­ки длин­ная, строй­ная ножка, внизу клу­бе­нек, свер­ху неболь­шая юбоч­ка и то­нень­кая шляп­ка. Об­ра­щай­те вни­ма­ние на те грибы, ко­то­рые вы со­би­ра­е­те в лесу! Есть лож­ные грибы, ядо­ви­тые, мас­ки­ру­ю­щи­е­ся под съе­доб­ные: лож­ные опята, лож­ные ли­сич­ки, по­это­му необ­хо­ди­мо быть все­гда вни­ма­тель­ным при сборе гри­бов. Грибы часто пор­тят нам про­дук­ты, на неко­то­рых из них по­яв­ля­ет­ся пле­сень, а на де­ре­вьях по­се­ля­ет­ся гриб тру­то­вик. Тру­то­вик – гриб, раз­ви­ва­ю­щий­ся обыч­но на дре­ве­сине, реже на почве, его ми­це­лий про­ни­зы­ва­ет дре­ве­си­ну, идет по кси­ле­ме. Кси­ле­ма – ос­нов­ная во­до­про­во­дя­щая ткань со­су­ди­стых рас­те­ний. Это дру­гое на­зва­ние дре­ве­си­ны, тру­то­вик съе­да­ет ее, пре­вра­щая в труху.

Роль грибов в природе. Грибы пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют опав­шие ли­стья, пре­вра­ща­ют их в пе­ре­гной, а он обо­га­ща­ет почву, и рас­те­ния снова могут вса­сы­вать пи­та­тель­ные ве­ще­ства. По­лу­ча­ет­ся цикл: с де­ре­ва па­да­ет лист, гриб его пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет и пре­вра­ща­ет в пе­ре­гной (Рис. 13).

Рис. 13. Цикл по­лу­че­ния де­ре­вом пи­та­тель­ных ве­ществ

Пе­ре­гной – ком­плекс ор­га­ни­че­ских ве­ществ почвы, об­ра­зу­ю­щий­ся при раз­ло­же­нии и гу­ми­фи­ка­ции рас­ти­тель­ных и дру­гих ор­га­низ­мов. Без гри­бов этот цикл был бы невоз­мо­жен, это очень важ­ная роль гри­бов в при­ро­де.

Когда грибы сво­и­ми ни­тя­ми встре­ча­ют­ся с кор­ня­ми рас­те­ний, они ста­ра­ют­ся их опле­сти, со­зда­вая как бы че­холь­чик во­круг них, и на­чи­на­ет­ся обмен ве­ще­ства­ми. Это очень вы­год­но для обоих, рас­те­ние пе­ре­да­ет грибу пи­та­ние, а гриб пе­ре­да­ет из­бы­ток поч­вен­но­го рас­тво­ра рас­те­нию. Это на­зы­ва­ет­ся ми­ко­ри­за – гри­бо­ко­рень, вза­и­мо­вы­год­ное со­жи­тель­ство (сим­би­оз) ми­це­лия гриба с кор­нем выс­ше­го рас­те­ния (Рис. 14).

Рис. 14. Ми­ко­ри­за

Гриб по­лу­ча­ет много пи­та­ния, рядом с рас­те­ни­ем ему вы­год­но и удоб­но об­ра­зо­вы­вать пло­до­вые тела. Мно­гие грибы рас­тут под сво­и­ми спе­ци­аль­ны­ми де­ре­вья­ми: под­бе­ре­зо­вик под бе­ре­зой, под­оси­но­вик под оси­ной. Это не слу­чай­но, ведь его нити, спле­та­ясь с кор­ня­ми рас­те­ния, по­лу­ча­ют вза­и­мо­вы­год­ную поль­зу. Это на­зы­ва­ет­ся сим­би­оз, он охва­ты­ва­ет все формы тес­но­го со­жи­тель­ства ор­га­низ­мов раз­ных видов, вклю­чая и па­ра­зи­тизм.

Пло­до­вые тела гри­бов съе­доб­ны не толь­ко для че­ло­ве­ка, но и для мно­гих жи­вот­ных. На­се­ко­мые, улит­ки и слиз­ни, белки, со­ро­ки, даже ка­ба­ны и лоси пи­та­ют­ся пло­до­вы­ми те­ла­ми самых раз­ных гри­бов. Это тоже важ­ный ас­пект гри­бов в при­ро­де.

Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

1. А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.

Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.

Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.

Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!

Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.

Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке,

как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся

и вывод.

«Лесенка успеха»

– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не

получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у

меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх

– мне всё удалось.

Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

До­маш­нее за­да­ние

  1. Из чего со­сто­ят обо­лоч­ки кле­ток гри­бов?

  2. Для чего необ­хо­ди­мо грибу пло­до­вое тело?

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!