БОУ «Андреевская ОШ»
Урок по биологии в 5 классе
Тема урока «Царство Грибы»
Составил: Грушина О.А.
учитель биологии
2017г.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных
Развивающие:
выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.
Воспитывающие:
вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Технологии:
элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; видеофрагменты «Царство грибы», «Что общего у грибов с растениями и животными», «Строение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы», интерактивная игра «Собери грибы в лукошко»
Ход урока.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.
Мотивация
Игра – загадка.
Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.
– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)
– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)
– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)
– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)
– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)
– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)
– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?
Молодцы ребята! Я вижу, вы многое знаете о жизни животных. Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.
Отгадайте загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы?
Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы). Записываем тему урока в тетрадь. (Царство Грибы). А что вы знаете о грибах? По цепочке дети делятся своими знаниями. Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно? (Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).
Записываем на доске. Задачи урока:
1.Строение грибов.
2.Питание грибов.
3.Как размножаются грибы?
4.Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?
Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
Изучение нового материала.
Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся. Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.
Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных.
Признаки грибов (Заготовка на доске):
как растения
имеют прочные клеточные стенки
постоянно растут верхушечной частью
неподвижны
как животные
не имеют хлорофилла
являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)
свои особенности
тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями - гифами)
Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий. Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство. Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).
Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги»
Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»
В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)
Соберем с тобой их сами.
Раз - грибок, два – грибок, (приседание)
Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)
Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)
Побежим скорей домой! (бег на месте)
Давайте разберемся как устроены грибы по-настоящему грибы – это нити оплетающие почву. А что же мы собираем? Это плодовое тело. Зачем грибу плодовые тела? Для размножения. На нижней части шляпки образуются споры – для размножения. Важно не путать споры гриба и споры бактерий. Споры бактерий служили им для переживания не благоприятных условий среды. У грибов споры – это мелкие клетки для размножения. Гриб – это ветвящиеся и переплетающиеся нити в некоторых местах эти нити склеиваются друг с другом и образуется плодовое тело
Гриб – это ветвящаяся и переплетающаяся нить. Обычно эти нити располагаются в почве, хотя бывает и по-другому (Рис. 4).
Рис. 4. Строение гриба
В некоторых местах эти нити начинают очень активно ветвиться, сплетаться, склеиваться друг с другом, и образуется плодовое тело. Гриб – это грибница, по-научному мицелий. Отдельная ниточка мицелия называется гифа.
Гифы бывают двух видов:
- первый вид представляет собой отдельную огромную многоядерную клетку, то есть это очень длинная ниточка, внутри которой очень много ядер, а перегородок между этими ядрами нет;
- второй вид – это похожая ниточка, но только с перегородками, эти перегородки отделяют ядро от ядра и делают эту длинную нить многоклеточным образованием. Перегородки в ней называются септы. Те гифы или тот мицелий, у которого гифы не имеют септ, называется несептированный мицелий, а которые имеют, называются септированный мицелий (Рис. 5).
Рис. 5. Разновидности гиф
Есть грибы, которые умеют, в зависимости от условий, расти в виде переплетенных нитей, в виде грибницы, а в случае перемены условий им бывает выгодно распадаться на отдельные клетки. Получается, что этот гриб существует в виде смеси, массы отдельных клеток, эти грибы мы называем дрожжами.У дрожжей тоже бывает своеобразный мицелий, их гифы могут напоминать мицелий септированный, но все-таки они достаточно сильно отличаются. Мицелий дрожжей, если он есть, называется псевдомицелий, то есть ложный мицелий (Рис. 6).
Рис. 6. «Мицелий» дрожжей
Грибы в большинстве питаются отмершими организмами, они, конечно, могут питаться и умершими животными, но чаще они питаются опавшими листьями. Подобно бактериям, они служат дворниками в лесах и полях. Существа, которые поедают отмершие организмы, называются сапротрофами. Сапротрофы – микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие останки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.
Большинство грибов – сапротрофы, но есть среди них, как и среди бактерий, паразиты. Паразитические грибы поедают живые организмы.
Рис. 7. Обмен веществ у грибов
Питательные вещества попадают в гифу прямо через ее стенку, точно так же вредные вещества, разнообразные отходы через стенку гифы выходят совершенно свободно. Углекислый газ покидает гифу точно так же прямо через стенку, кислород тоже поступает через стенку (мембрану). Гриб обменивается веществами с окружающей средой по всей своей поверхности (Рис. 7).
У грибов бывают довольно сложные жизненные циклы. Грибы обладают как половым, так и бесполым способом размножения.
Мы рассмотрели с вами, как грибы устроены, как питаются и какой жизнью они живут.
Значение грибов. Самый полезный гриб для человека – это дрожжи. Дрожжи испокон веков служили людям для того, чтобы печь хлеб. Хлебопечение имеет целью получение хлеба – продукта, составляющего насущную пищу всего человеческого рода. Дрожжи вырабатывают особое вещество, спирт – органическое вещество, широко используемое в промышленности, медицине, а также при изготовлении алкогольных напитков. Дрожжи – кладезь полезных для нашего здоровья веществ: витаминные препараты – фармацевтические средства, применяемые для профилактики и лечения гиповитаминозов. Грибы создали вещества, от которых бактерии ослабевают либо гибнут, – антибиотики, вещества природного происхождения, подавляющие активность микроорганизмов. Антибиотики очень вредны для бактерий, но принимать их нужно только по назначению врача. Нужно помнить, что антибиотики – очень важные препараты, они спасли огромное количество человеческих жизней. Плодовые тела очень многих грибов съедобны, и это очень важная польза грибов. Среди съедобных грибов выделяется белый гриб. Белый гриб называют королем среди грибов, он самый вкусный, самый замечательный гриб.Подосиновик своей красной шляпкой напоминает опавший листик осины.Подберезовик: его белая тонкая ножка точно так же, как у березы, окрашена черными полосочками Рыженькие грибы, названные лисички, – тоже очень ценный вкусный гриб Самый частый лесной гриб – сыроежкА. Эти грибы не настолько ценны, как предыдущие, но вполне съедобны. В лесу можно собирать только те грибы, которые вы знаете и узнаёте! Не все грибы сапротрофы, есть среди них и паразиты. Паразиты – организмы, живущие или питающиеся за счет других организмов и большей частью наносящие им вред. Они могут поселиться в нашей коже, при этом кожа будет краснеть, шелушиться, чесаться – все это называется грибковой болезнью. Грибковая болезнь – группа заболеваний, в основе которых лежит инфицирование кожи, слизистых оболочек, ногтей, волос, вызываемое болезнетворными грибками.
Меры профилактики грибковой болезни
1. Переодеваться после урока физкультуры.
2. В душе надевать резиновые тапочки.
3. На скамейку в бане или душе постилать полотенце.
Грибковым болезням подвержены и огородные растения. Мучнистая роса – особый паразитический гриб, он поедает листья изнутри, пронизывает его своими гифами Гифы – микроскопические простые или разветвленные нити, из которых сформированы вегетативные и плодовые тела грибов. Кроме мучнистой росы, есть еще немало паразитических грибков, которые вредят урожаю. Спорынья – род грибов семейства спорыньевых, паразитирующий на некоторых злаках, в том числе на ржи и пшенице С виду она как обычный колосок, но некоторые зерна в нем становятся черными, вытягиваются длинными рожками, изнутри их съела спорынья, которая еще и ядовита, при попадании ее в хлеб она вызывает серьезные отравления. Самый ядовитый гриб – это бледная поганкА. Бледная поганка – гриб из рода Amanita (мухоморов), один из самых опасных грибов, к ней нельзя даже притрагиваться. Этот родственник мухомора выглядит как обычный мухомор, только шляпка у него не красная, а бледно-зеленая. Мухомор – род микоризообразующих пластинчатых грибов семейства Аманитовые. У бледной поганки длинная, стройная ножка, внизу клубенек, сверху небольшая юбочка и тоненькая шляпка. Обращайте внимание на те грибы, которые вы собираете в лесу! Есть ложные грибы, ядовитые, маскирующиеся под съедобные: ложные опята, ложные лисички, поэтому необходимо быть всегда внимательным при сборе грибов. Грибы часто портят нам продукты, на некоторых из них появляется плесень, а на деревьях поселяется гриб трутовик. Трутовик – гриб, развивающийся обычно на древесине, реже на почве, его мицелий пронизывает древесину, идет по ксилеме. Ксилема – основная водопроводящая ткань сосудистых растений. Это другое название древесины, трутовик съедает ее, превращая в труху.
Роль грибов в природе. Грибы перерабатывают опавшие листья, превращают их в перегной, а он обогащает почву, и растения снова могут всасывать питательные вещества. Получается цикл: с дерева падает лист, гриб его перерабатывает и превращает в перегной (Рис. 13).
Рис. 13. Цикл получения деревом питательных веществ
Перегной – комплекс органических веществ почвы, образующийся при разложении и гумификации растительных и других организмов. Без грибов этот цикл был бы невозможен, это очень важная роль грибов в природе.
Когда грибы своими нитями встречаются с корнями растений, они стараются их оплести, создавая как бы чехольчик вокруг них, и начинается обмен веществами. Это очень выгодно для обоих, растение передает грибу питание, а гриб передает избыток почвенного раствора растению. Это называется микориза – грибокорень, взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения (Рис. 14).
Рис. 14. Микориза
Гриб получает много питания, рядом с растением ему выгодно и удобно образовывать плодовые тела. Многие грибы растут под своими специальными деревьями: подберезовик под березой, подосиновик под осиной. Это не случайно, ведь его нити, сплетаясь с корнями растения, получают взаимовыгодную пользу. Это называется симбиоз, он охватывает все формы тесного сожительства организмов разных видов, включая и паразитизм.
Плодовые тела грибов съедобны не только для человека, но и для многих животных. Насекомые, улитки и слизни, белки, сороки, даже кабаны и лоси питаются плодовыми телами самых разных грибов. Это тоже важный аспект грибов в природе.
Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.
1. А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.
Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.
Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.
Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!
Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.
Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке,
как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся
и вывод.
«Лесенка успеха»
– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не
получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у
меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх
– мне всё удалось.
Листок самоконтроля _____________________________
Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________
- С каким настроением работал?_______________________________________________
- Доволен ли собой?_________________________________________________________
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________
Домашнее задание
Из чего состоят оболочки клеток грибов?
Для чего необходимо грибу плодовое тело?
7