СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 8 классе "Строение органов кровообращения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок с использованием элементов Сингапурской структуры.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 8 классе "Строение органов кровообращения"»

Тема: « Строение органов кровообращения».


Задачи:

Образовательные:

  1. выявить связь строения сердца с его функцией;

  2. ознакомить со строением кровеносных сосудов.

Развивающие:

  1. развивать умение делать выводы на основе полученной информации.

  2. развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью;

  2. воспитывать культуры речи.

Цель урока: Изучить особенности строения сердца и сосудов человека.


Оборудование:

  1. Презентация «Строение и работа сердца».

  2. Тесты для проверки качества усвоения материала.


Форма урока: комбинированный с применением ИКТ.


Формы работы: индивидуальная, парная.


Методы изучения: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.



Ход урока

  1. Проверка знаний .


Добрый день гости сегодняшнего урока , здравствуйте дети.

-Садитесь

Давайте поприветствуем друг-друга. С партнером по плечу «дай пять» и с партнерами по лицу ударьтесь кулачками. Молодцы! Я вижу у вас хорошее настроение.


В предыдущем уроке мы с вами изучили тему «Кровь». И вы составили 2 невероятных факта и 1 правдивую выдумку. Я вам предлагаю СТРУКТУРУ

ФАЙНД ЗЕ ФИБ. дается СЛАЙД 1

1 минута

1.Ученики пишут три предложения:

*два невероятных факта

*одну правдивую выдумку

2.Один ученик зачитывает три предложения команды.

3.Из другой команды один ученик оглашает свою догадку.


  1. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Хорошо мы с вами вспомнили тему кровь. Есть у нас такой прекрасный орган через которую проходят все наши чувства.


-И он является символом любви.

-А как вы его изображаете? СЛАЙД 2

-Действительно ли так выглядит человеческое сердце?

-А какие именно прилагательные употребляют с именем существительным «Сердце»? (горячее, каменное, пламенное, золотое)

«Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые»
Эдвард Бульвер-Литтон

-Давайте выясним, подходят ли эти слова в биологическом смысле к нашему уроку.

Итог: активизация опорных знаний для восприятия нового материала.

IV. Изучение нового материала.

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока и определить цель урока.

СЛАЙД 3

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.



Тема урока: « Строение органов кровообращения».



СЛАЙД 4

Ученики формируют цель урока.

Цель урока: Изучить особенности строения сердца и сосудов человека.



Учитель: Зная строение сердца в эволюционном развитии, я вам предлагаю структуру

СЛАЙД 5



СТРУКТУРА РАФТ 1минута

Вспомните и нарисуйте схематично отделы сердца по каждому классу животных



      1. Рыбы стол №1

      2. Амфибии стол №2

      3. Рептилии стол №3

      4. Птицы стол №4

      5. Млекопитающие стол №5

  1. Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам.

  2. Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок.

  3. Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.

  4. Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются.

  5. Мы выслушали представителей 5-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.

Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути усложнения строения сердца.

Изучение новой темы.

Система органов кровообращения состоит из сердца и сосудов. Сердце как насос перекачивает кровь по сосудам. Чтобы изучить разновидности сосудов и строение стенок сердца предлагаю работу с текстом учебника.(……………………)

СТРУКТУРА СИНГЛ РАУНД РОБИН

СЛАЙД 6

Стол №1,2 работаете по тексту учебника на странице 126, 1-2 абзац.

Стол №3,№4,№5 задание на столе, на листочках

С каждого стола отвечают 2 номера.

СЛАЙД 7

Сосуды несущие кровь от сердца к органам называются артериями. Сосуды несущие кровь от органов к сердцу называются венами. Самые мелкие сосуды, через которых происходит обмен между кровью и тканями организма называются капиллярами.





Стол №4 отвечает ученик №2-слои стенок сосудов.

СЛАЙД 8

Стенки артерий и вен состоят из трех слоев: соединительнотканной оболочки, мышечного слоя с эластическими волокнами, эндотелиоцита. Стенка капилляр состоит из одного слоя эндотелиальных клеток и благодаря такому строению капилляр обеспечивается обмен между кровью и тканями.



  1. Местоположение и строение сердца человека.

Сердце располагается между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз.



Стол №3 отвечает ученик №4-слои стенок сердца.

СЛАЙД 10, 11

Стенка сердца образована тремя слоями:



Эпикард – наружный слой, состоящий из соединительной ткани.

Миокард – средний мощный мышечный слой.

Эндокард – внутренний слой, состоящий из плоского эпителия.

Само сердце находится в околосердечной сумке-перикарде.

Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Мышечные стенки желудочков значительно толще стенок предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения.



Стол №5 отвечает ученик №1 Самые толстые слои на сердце и артериях.

А теперь мы с вами проведем структуру СЛАЙД 12

СТРУКТУРА НАМБЭ АП

1.Определяем «магическое число» 3.

2.Члены команды считают вслух, начиная с 1

3.Каждый раз когда новое число делиться на магическое или содержит его, ученики не проговаривают его, а встают и говорят кокой либо термин по уроку

4.Следующий участник продолжает отсчет со следующего числа

5.Действия продолжаются пока учитель не остановит.

СТРУКТУРА ЗУМ ИН СЛАЙД №13

Просмотр видео ролика. СЛАЙД №14

Итог:Сердце человека состоит из четырех камер: правое предсердие, правый желудочек, левое предсердие, левый желудочек. Между правым предсердием и желудочком располагается трехстворчатый(трикуспедальный) клапан. Между левым предсердием и желудочком располагается двустворчатый (митральный клапан).От сердца отходят две артерии.(с левого желудочка-легочная артерия, с правого желудочка аорта- самая крупная артерия нашего организма). К предсердиям подходят вены. В правое предсердие несут кровь верхняя и нижняя полые вены, в левое предсердие несут кровь легочные вены.

Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Клапаны пропускают кровь только в одном направлении Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый, (трикуспидальный) клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.

СЛАЙД 15

VI. Выводы по уроку.

  • Строение сосудов отличается от выполняемой функции; то есть артерии имеют самую толстую стенку так как должны выдерживать наибольшее давление.

  • По строению сердца определили, что оно 4 камерное , располагается в околосердечной сумке перикарде, имеет 3 слоя. Самый толстый миокард в левом желудочке.



VII. Проверка прочности усвоения нового материала. СЛАЙД 16, 17

тестирование.

VIII. Задание на дом. СЛАЙД 18

  1. Прочитать материал учебника (стр. 126-127)

  2. Ответить на вопросы на странице 128-129.

  3. Определить какое количество артерий отходят от сердца, и сколько вен впадают в правое и левое предсердия человека?

Какие прилагательные мы можем употребить со словом сердце в биологическом смысле? (сложное, мышечное,3х слойное, неустанное,). Изучили слои стенок сердца:эпикард,миокард,эндокард. Строение стенок сосудов. Расположение и строение клапанов.(трехстворчатыого, митрального и полулунных)



Технологическая карта урока
Учитель: Нурмиева Г.А
Предмет: биология Тема занятия: «Строение органов кровообращения»
Класс: 8 Цель урока: Изучить особенности строения сердца и сосудов человека.
Дата: 27.01.15 Образовательные ресурсы:

  1. Презентация «Строение и работа сердца».

  2. Карточки с тестами для проверки качества усвоения материала.

  3. Интерактивная доска.




Основные этапы организации учебной деятельности




Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя



Деятельность обучающихся




1.Мотивация учебной деятельности.



Здравствуйте ребята. Садитесь.

Здравствуйте гости урока. Прежде чем приступить к изучению новой темы я хочу провести опрос по пройденной теме.

Для выполнения задания дается

Таймер 2 минуты
























Хорошо, молодцы с заданием справились .







1.Ученики пишут три предложения:

*два невероятных факта

*одну правдивую выдумку

2.Щдин ученик зачитывает три предложения команды.

3.Из другой команды один ученик оглашает свою догадку. Таймер 2 минуты


Ученик№1стол №1

-Эритроциты –это красные кровяные тельца.

-Лейкоцитов в одном мм куб. 6-8 тыс.

-1гр. Крови человека-универсальный реципиент.(выдумка)

Стол №4 ученик №3 отвечает.



Ученик №2стол №5 .

-Эритроциты –это белые кровяные клетки.(выдумка)

-Вакцина-это культура ослабленных микробов.

-Антитела вырабатывают лимфоциты.

Стол№3 ученик №2 отвечает



2.Актуализация знаний. Постановка целей урока.





А теперь скажите пожалуйста какой символ является символом любви?

А как вы его изображаете?

Да вот так . Действительно ли так выглядит человеческое сердце?

А какие именно прилагательные употребляют с именем существительным?




Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

И определить цель урока?







В курсе биологии 7 класса мы свами изучали строение сердца разных классов хордовых животных.

Каждому столу даю определенный класс и в течении 1 минуты вы должны вспомнить строение сердца данного класса.

      1. Рыбы стол №1

      2. Амфибии стол №2

Рептилии стол №3

Птицы стол №4

Млекопитающие стол №5

Вывод: эволюция системы кровообращения шла по пути усложнения строения сердца.






Один ученик . Нет.




Горячее,каменное, пламенное, золотое.



Алия. Сегодня мы будем изучать строение сердца.

Изучить особенности строения сердца и сосудов человека .


Рыбы -имеют двухкамерное сердце. 1 предсердие 1 желудочек.

Амфибии имеют 2 предсердия 1 желудочек.


Рептилии-сердце рептилий 3х камерное. 2предсердия 1 желудочек .желудочек имеет неполную перегородку.

У птиц сердце 4х камерное 2 предсердия 2 желудочка.

У млекопитающих такое же строение сердца как у птиц.


3.Объяснение нового материала.




  1. Система органов кровообращения человека состоит из сердца и сосудов.

Сердце как насос перекачивает кровь по сосудам. Сосуды несущие кровь от сердца к органам называются артериями. Сосуды несущие кровь от органов к сердцу называются венами. Самые мелкие сосуды, через которых происходит обмен между кровью и тканями организма называются капиллярами.

Стенки артерий и вен состоят из трех слоев: 1соединительнотканной оболочки, 2мышечного слоя с эластическими волокнами, 3эндотелиоцита. Стенка капилляр состоит из одного слоя эндотелиальных клеток и благодаря такому строению капилляр обеспечивается обмен между кровью и тканями. Посмотрите пожалуйста рисунок по учебнику Строение сосудов и скажите какой из сосудов имеет более толстый мышечный слой?



Интересно почему?

-На артериях наибольшее давление по сравнению с другими сосудами и чтобы выдержать такое высокое давление они имеют толстый мышечный слой.





Местоположение и строение сердца человека. Масса сердца – 300 г, что составляет 1\ 200 массы тела.Размер – с сжатый кулак левой руки.

Сердце располагается между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз. Стенка сердца образована тремя слоями:

Эпикард – наружный слой, состоящий из соединительной ткани.

Миокард – средний мощный мышечный слой.

Эндокард – внутренний слой, состоящий из плоского эпителия.

Само сердце находится в околосердечной сумке-перикарде.

Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Мышечные стенки желудочков значительно толще стенок предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения.

А теперь мы с вами поиграем в игру где «магическим числом» будет цифра 3.

1.Определяем «магическое число» 3.

2.Члены команды считают вслух, начиная с 1

3.Каждый раз когда новое число делиться на магическое или содержит его, ученики не проговаривают его, а встают и говорят кокой либо термин по уроку

4.Следующий участник продолжает отсчет со следующего числа

5.Действия продолжаются пока учитель не остановит.

ИТОГ:










Сердце человека состоит из четырех камер: правое предсердие, правый желудочек, левое предсердие, левый желудочек. Между правым предсердием и желудочком располагается трехстворчатый клапан. Между левым предсердием и желудочком располагается двустворчатый (митральный клапан).От сердца отходят две артерии.(с левого желудочка-легочная артерия, с правого желудочка аорта- самая крупная артерия нашего организма). К предсердиям подходят вены. В правое предсердие несут кровь верхняя и нижняя полые вены, в левое предсердие несут кровь легочные вены.



Просмотр видеоролика. 2 мин

Итог:

Итак по видеролику можноопределить

В левой половине сердца артериальная кровь, в правой половине венозная.





















Артерия имеет более толстый мышечный слой по сравнению с венами.


Ответы…….














































Встают и говорят изученные термины за урок.









Стенки сосудов состоят из 3х слоев:

1соединительнотканной оболочка, 2мышечного слоя с эластическими волокнами, 3эндотелиоцита. Капилляры самые тонкие сосуды.

Стенка сердца тоже имеет 3 слоя

Эпикард-наружный

Миокард-средний

Эндокард-внутренний.

Располагается в околосердечной сумке-перикарде.





















Смотрят видеоролик


стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.

4.Закрепление.


Подведение итогов этапа.

Выполняют тестирование.


5. Итог урока. Рефлексия.







Что же вам особенно понравилось на уроке?

Смогли ли мы достичь поставленной цели?

Оценки за урок активным ученикам

Задание на дом.

  • Прочитать материал учебника (стр. 126-127)

  • Ответить на вопросы на странице (128-129).

  • Определить какое количество артерий отходят от сердца, и сколько вен впадают в правое и левое предсердия человека?


Ответы учащихся…


  • Строение сосудов отличается от выполняемой функции;

  • Строение сердца соответствует его функции.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!