Тема: « Строение органов кровообращения».
Задачи:
Образовательные:
выявить связь строения сердца с его функцией;
ознакомить со строением кровеносных сосудов.
Развивающие:
развивать умение делать выводы на основе полученной информации.
развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью;
воспитывать культуры речи.
Цель урока: Изучить особенности строения сердца и сосудов человека.
Оборудование:
Презентация «Строение и работа сердца».
Тесты для проверки качества усвоения материала.
Форма урока: комбинированный с применением ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, парная.
Методы изучения: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.
Ход урока
Проверка знаний .
Добрый день гости сегодняшнего урока , здравствуйте дети.
-Садитесь
Давайте поприветствуем друг-друга. С партнером по плечу «дай пять» и с партнерами по лицу ударьтесь кулачками. Молодцы! Я вижу у вас хорошее настроение.
В предыдущем уроке мы с вами изучили тему «Кровь». И вы составили 2 невероятных факта и 1 правдивую выдумку. Я вам предлагаю СТРУКТУРУ
ФАЙНД ЗЕ ФИБ. дается СЛАЙД 1
1 минута
1.Ученики пишут три предложения:
*два невероятных факта
*одну правдивую выдумку
2.Один ученик зачитывает три предложения команды.
3.Из другой команды один ученик оглашает свою догадку.
Актуализация знаний. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Хорошо мы с вами вспомнили тему кровь. Есть у нас такой прекрасный орган через которую проходят все наши чувства.
-И он является символом любви.
-А как вы его изображаете? СЛАЙД 2
-Действительно ли так выглядит человеческое сердце?
-А какие именно прилагательные употребляют с именем существительным «Сердце»? (горячее, каменное, пламенное, золотое)
«Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые»
Эдвард Бульвер-Литтон
-Давайте выясним, подходят ли эти слова в биологическом смысле к нашему уроку.
Итог: активизация опорных знаний для восприятия нового материала.
IV. Изучение нового материала.
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока и определить цель урока.
СЛАЙД 3
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Тема урока: « Строение органов кровообращения».
СЛАЙД 4
Ученики формируют цель урока.
Цель урока: Изучить особенности строения сердца и сосудов человека.
Учитель: Зная строение сердца в эволюционном развитии, я вам предлагаю структуру
СЛАЙД 5
СТРУКТУРА РАФТ 1минута
Вспомните и нарисуйте схематично отделы сердца по каждому классу животных
Рыбы стол №1
Амфибии стол №2
Рептилии стол №3
Птицы стол №4
Млекопитающие стол №5
Рыбы. Двухкамерное сердце, обеспечивающее движение крови по сосудам.
Земноводные. Усложнение сердца, оно трехкамерное, два предсердия и один желудочек. Кровь мало смешивается в нем, так как содержит ряд перегородок.
Пресмыкающиеся. У большинства сердце – трех-камерное: два предсердия и желудочек, который имеет неполную перегородку довольно сложной формы. У крокодилов – четырехкамерное сердце.
Птицы, млекопитающие. Сердце – четырехкамерное: два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешиваются.
Мы выслушали представителей 5-х групп, давайте теперь вместе сделаем вывод о том, как шла эволюция сердца.
Вывод: Эволюция системы кровообращения шла по пути усложнения строения сердца.
Изучение новой темы.
Система органов кровообращения состоит из сердца и сосудов. Сердце как насос перекачивает кровь по сосудам. Чтобы изучить разновидности сосудов и строение стенок сердца предлагаю работу с текстом учебника.(……………………)
СТРУКТУРА СИНГЛ РАУНД РОБИН
СЛАЙД 6
Стол №1,2 работаете по тексту учебника на странице 126, 1-2 абзац.
Стол №3,№4,№5 задание на столе, на листочках
С каждого стола отвечают 2 номера.
СЛАЙД 7
Сосуды несущие кровь от сердца к органам называются артериями. Сосуды несущие кровь от органов к сердцу называются венами. Самые мелкие сосуды, через которых происходит обмен между кровью и тканями организма называются капиллярами.
Стол №4 отвечает ученик №2-слои стенок сосудов.
СЛАЙД 8
Стенки артерий и вен состоят из трех слоев: соединительнотканной оболочки, мышечного слоя с эластическими волокнами, эндотелиоцита. Стенка капилляр состоит из одного слоя эндотелиальных клеток и благодаря такому строению капилляр обеспечивается обмен между кровью и тканями.
Местоположение и строение сердца человека.
Сердце располагается между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз.
Стол №3 отвечает ученик №4-слои стенок сердца.
СЛАЙД 10, 11
Стенка сердца образована тремя слоями:
Эпикард – наружный слой, состоящий из соединительной ткани.
Миокард – средний мощный мышечный слой.
Эндокард – внутренний слой, состоящий из плоского эпителия.
Само сердце находится в околосердечной сумке-перикарде.
Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Мышечные стенки желудочков значительно толще стенок предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения.
Стол №5 отвечает ученик №1 Самые толстые слои на сердце и артериях.
А теперь мы с вами проведем структуру СЛАЙД 12
СТРУКТУРА НАМБЭ АП
1.Определяем «магическое число» 3.
2.Члены команды считают вслух, начиная с 1
3.Каждый раз когда новое число делиться на магическое или содержит его, ученики не проговаривают его, а встают и говорят кокой либо термин по уроку
4.Следующий участник продолжает отсчет со следующего числа
5.Действия продолжаются пока учитель не остановит.
СТРУКТУРА ЗУМ ИН СЛАЙД №13
Просмотр видео ролика. СЛАЙД №14
Итог:Сердце человека состоит из четырех камер: правое предсердие, правый желудочек, левое предсердие, левый желудочек. Между правым предсердием и желудочком располагается трехстворчатый(трикуспедальный) клапан. Между левым предсердием и желудочком располагается двустворчатый (митральный клапан).От сердца отходят две артерии.(с левого желудочка-легочная артерия, с правого желудочка аорта- самая крупная артерия нашего организма). К предсердиям подходят вены. В правое предсердие несут кровь верхняя и нижняя полые вены, в левое предсердие несут кровь легочные вены.
Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Клапаны пропускают кровь только в одном направлении Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый, (трикуспидальный) клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.
СЛАЙД 15
VI. Выводы по уроку.
Строение сосудов отличается от выполняемой функции; то есть артерии имеют самую толстую стенку так как должны выдерживать наибольшее давление.
По строению сердца определили, что оно 4 камерное , располагается в околосердечной сумке перикарде, имеет 3 слоя. Самый толстый миокард в левом желудочке.
VII. Проверка прочности усвоения нового материала. СЛАЙД 16, 17
тестирование.
VIII. Задание на дом. СЛАЙД 18
Прочитать материал учебника (стр. 126-127)
Ответить на вопросы на странице 128-129.
Определить какое количество артерий отходят от сердца, и сколько вен впадают в правое и левое предсердия человека?
Какие прилагательные мы можем употребить со словом сердце в биологическом смысле? (сложное, мышечное,3х слойное, неустанное,). Изучили слои стенок сердца:эпикард,миокард,эндокард. Строение стенок сосудов. Расположение и строение клапанов.(трехстворчатыого, митрального и полулунных)
Технологическая карта урока
Учитель: Нурмиева Г.А
Предмет: биология Тема занятия: «Строение органов кровообращения»
Класс: 8 Цель урока: Изучить особенности строения сердца и сосудов человека.
Дата: 27.01.15 Образовательные ресурсы:
Презентация «Строение и работа сердца».
Карточки с тестами для проверки качества усвоения материала.
Интерактивная доска.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация учебной деятельности. | Здравствуйте ребята. Садитесь. Здравствуйте гости урока. Прежде чем приступить к изучению новой темы я хочу провести опрос по пройденной теме. Для выполнения задания дается Таймер 2 минуты Хорошо, молодцы с заданием справились . | 1.Ученики пишут три предложения: *два невероятных факта *одну правдивую выдумку 2.Щдин ученик зачитывает три предложения команды. 3.Из другой команды один ученик оглашает свою догадку. Таймер 2 минуты Ученик№1стол №1 -Эритроциты –это красные кровяные тельца. -Лейкоцитов в одном мм куб. 6-8 тыс. -1гр. Крови человека-универсальный реципиент.(выдумка) Стол №4 ученик №3 отвечает. Ученик №2стол №5 . -Эритроциты –это белые кровяные клетки.(выдумка) -Вакцина-это культура ослабленных микробов. -Антитела вырабатывают лимфоциты. Стол№3 ученик №2 отвечает |
2.Актуализация знаний. Постановка целей урока. | А теперь скажите пожалуйста какой символ является символом любви? А как вы его изображаете? Да вот так . Действительно ли так выглядит человеческое сердце? А какие именно прилагательные употребляют с именем существительным? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. И определить цель урока? В курсе биологии 7 класса мы свами изучали строение сердца разных классов хордовых животных. Каждому столу даю определенный класс и в течении 1 минуты вы должны вспомнить строение сердца данного класса. Рыбы стол №1 Амфибии стол №2 Рептилии стол №3 Птицы стол №4 Млекопитающие стол №5 Вывод: эволюция системы кровообращения шла по пути усложнения строения сердца. | Один ученик . Нет. Горячее,каменное, пламенное, золотое. Алия. Сегодня мы будем изучать строение сердца. Изучить особенности строения сердца и сосудов человека . Рыбы -имеют двухкамерное сердце. 1 предсердие 1 желудочек. Амфибии имеют 2 предсердия 1 желудочек. Рептилии-сердце рептилий 3х камерное. 2предсердия 1 желудочек .желудочек имеет неполную перегородку. У птиц сердце 4х камерное 2 предсердия 2 желудочка. У млекопитающих такое же строение сердца как у птиц. |
3.Объяснение нового материала. | Система органов кровообращения человека состоит из сердца и сосудов. Сердце как насос перекачивает кровь по сосудам. Сосуды несущие кровь от сердца к органам называются артериями. Сосуды несущие кровь от органов к сердцу называются венами. Самые мелкие сосуды, через которых происходит обмен между кровью и тканями организма называются капиллярами. Стенки артерий и вен состоят из трех слоев: 1соединительнотканной оболочки, 2мышечного слоя с эластическими волокнами, 3эндотелиоцита. Стенка капилляр состоит из одного слоя эндотелиальных клеток и благодаря такому строению капилляр обеспечивается обмен между кровью и тканями. Посмотрите пожалуйста рисунок по учебнику Строение сосудов и скажите какой из сосудов имеет более толстый мышечный слой?
Интересно почему? -На артериях наибольшее давление по сравнению с другими сосудами и чтобы выдержать такое высокое давление они имеют толстый мышечный слой.
Местоположение и строение сердца человека. Масса сердца – 300 г, что составляет 1\ 200 массы тела.Размер – с сжатый кулак левой руки. Сердце располагается между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз. Стенка сердца образована тремя слоями: Эпикард – наружный слой, состоящий из соединительной ткани. Миокард – средний мощный мышечный слой. Эндокард – внутренний слой, состоящий из плоского эпителия. Само сердце находится в околосердечной сумке-перикарде. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Мышечные стенки желудочков значительно толще стенок предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения. А теперь мы с вами поиграем в игру где «магическим числом» будет цифра 3. 1.Определяем «магическое число» 3. 2.Члены команды считают вслух, начиная с 1 3.Каждый раз когда новое число делиться на магическое или содержит его, ученики не проговаривают его, а встают и говорят кокой либо термин по уроку 4.Следующий участник продолжает отсчет со следующего числа 5.Действия продолжаются пока учитель не остановит. ИТОГ:
Сердце человека состоит из четырех камер: правое предсердие, правый желудочек, левое предсердие, левый желудочек. Между правым предсердием и желудочком располагается трехстворчатый клапан. Между левым предсердием и желудочком располагается двустворчатый (митральный клапан).От сердца отходят две артерии.(с левого желудочка-легочная артерия, с правого желудочка аорта- самая крупная артерия нашего организма). К предсердиям подходят вены. В правое предсердие несут кровь верхняя и нижняя полые вены, в левое предсердие несут кровь легочные вены.
Просмотр видеоролика. 2 мин Итог: Итак по видеролику можноопределить В левой половине сердца артериальная кровь, в правой половине венозная. | Артерия имеет более толстый мышечный слой по сравнению с венами. Ответы……. Встают и говорят изученные термины за урок. Стенки сосудов состоят из 3х слоев: 1соединительнотканной оболочка, 2мышечного слоя с эластическими волокнами, 3эндотелиоцита. Капилляры самые тонкие сосуды. Стенка сердца тоже имеет 3 слоя Эпикард-наружный Миокард-средний Эндокард-внутренний. Располагается в околосердечной сумке-перикарде. Смотрят видеоролик стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии. |
4.Закрепление. | Подведение итогов этапа. | Выполняют тестирование. |
5. Итог урока. Рефлексия. | Что же вам особенно понравилось на уроке? Смогли ли мы достичь поставленной цели? Оценки за урок активным ученикам Задание на дом. Прочитать материал учебника (стр. 126-127) Ответить на вопросы на странице (128-129). Определить какое количество артерий отходят от сердца, и сколько вен впадают в правое и левое предсердия человека? | Ответы учащихся… |