СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 6 кл. по теме "Строение листа"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку в 6 кл по теме "Строение листа".Позволит сформировать научные представления о строении листа, жилковании,многообразии листьев.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 6 кл. по теме "Строение листа"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Борковская основная общеобразовательная школа»










Конспект урока по биологии в 6 классе по ФГОС

Строение и функции листа.





Учитель биологии - Беляева Н.А.
















2019

Технологическая карта урока


Предмет _________________________________биология__________________ Класс __6______________________

Базовый учебник __В.В.Пасечник «Биология. Живой организм. 6 класс» М.: Дрофа, 2008. – 174с_______________

Тема урока ____________________Строение и функции листа____________________________________________

Цель урока ____организовать деятельность обучающихся по формированию представлений о строении, многообразии и функциях листьев растений___

Задачи урока: __1) обеспечить достижение личностных результатов обучения: формирование способности обучающихся к саморазвитию и самостоятельной познавательной деятельности; формировать позитивное эмоциональное отношение к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам;

2) обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия для формирования и развития научного мышления; развития умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; умения выражать мысли в словесной форме; умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности; умения классифицировать и самостоятельно выбирать основания классификации; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

3) обеспечить достижение предметных результатов обучения: формирование системы научных знаний о строение растений; формирование представления о стоении и функциях листа, многообразии листьев; формирование морфологических понятий – части листа (листовая пластинка, основание листа, черешок, прилистники), простые и сложные листья, жилкование листа, видоизменение листьев; формирование умений работать с гербарием, описывать, выделять признаки для сравнения и сравнивать простые и сложные листья

Тип урока _________урок открытия новых знаний________________________________________

Необходимое оборудование ___мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Строение и функции листа», гербарий «Простые и сложные листья», дидактические карточки для описания листьев, комнатные растения (бегония, алое, пералгония, нефролепис), таблица «внешнее и внутреннее строение листа»; листья осины в чашках Петри, рисунки «Термометр вашего настроения», картонные листочки.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационно-мотивационный

1.1

Организационный момент

приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку, обращает внимание на термометры, которые лежат на партах (слайд 1 – прил.2), объясняет правила работы с термометром настроения (приложение1), просит закрасить первый сектор, обращает внимание: «В течение урока вы будете получать за правильные ответы зеленые листики, которые в конце урока помогут вам оценить уровень ваших знаний».

приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте, закрашивают первый сектор термометра

Личностные: самоопределение; регулятивные: организация своей учебной деятельности коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1.2

Постановка цели урока

Подводит учащихся к формулировке темы урока.

Загадывает загадку:

Из почек появляются,

Весною распускаются

Летом шелестят

Осенью летят?

Как вы думаете какова тема нашего урока сегодня?

Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу: «По каким признакам мы определяем то или иное растение? (ответы учащихся). «Очень часто мы определяем вид того или иного растения по его листьям (форме или размерам). Известны ли вам особенности строения листьев, которые можно использовать для определения вида растения?»

Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока.

«Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений? (ответы учащихся). А как они отличаются по размерам! Например, лист водного растения ряски имеет в диаметре всего около 3-х миллиметров, а лист виктории амазонской может достигать одного метра в диаметре (слайд 2 – прил 2). Листья некоторых тропических пальм достигают 20 -22 м. в длину. Слайд 3 (прил 2)

называют отгадку (Лист)






Формулируют тему урока.


Называют варианты ответов.











Ставят цели урока.



Называют размеры и формы листьев, которые могут вспомнить.


личностные: мотивация учебной деятельности

регулятивные: целеполагание

коммуникативные: формулировка ответов.

познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли.

1.3

Актуализа-ция знаний УУД в начале урока

проверяет знания учащихся о листе как части побега: «Каким образом листья растений отличаются друг от друга? Свяжите эти отличия со строением листа, как органом побега».

Демонстрирует задания на слайдах 4, 5, 6 (прил.2)

Организует взаимопроверку в парах:

демонстрирует правильные ответы и критерии оценивания работы на слайде 7 (прил2)



учащиеся выполняют задания,

взаимопроверка в парах,


Личностные: оценивание уровня осваиваемого содержания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коммуникативные: работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

2.

Операционно-технологический

2.1

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

1) произносит вступительное слово: «Лист – часть побега. Это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления фотосинтеза (воздушного питания)».

2) Направляет деятельность детей на выявление общих признаков в строении листьев; на составление классификации листьев. Задает вопросы: «В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Знаем ли мы эти черты?» Организует выполнение самостоятельной работы с учебником: «Проанализируйте материал учебника стр.42-43 и выделите основные части листа».

3) Организует обсуждение результатов выполнения работы, показывая слайд 8 (прил.2).

4) организует работу в парах: «Основываясь на знаниях о строении листа составьте классификацию листьев, используя полученные знания о строении листа и рисунки в учебнике стр.42-43».

5) Организует обсуждение, показывая слайд 9 (прил.2). За правильные ответы учащиеся получают листики.

6) организует работу в парах с выданным материалом (листья осины в чашке Петри) «Возьмите лист в руки, потрогайте его, что вы чувствуете?»

7) Организует обсуждение, показывая слайд 10 (прил.2).

8) Направляет на работу с термометром.

За правильные ответы на этом этапе урока учащиеся получают листики.





отвечают на вопрос,

читают материал в учебнике

находят и запоминают части листа: листовая пластинка, черешок, основание листа, прилистники.

Выделяют типы листьев по строению: черешковые и сидячие, простые и сложные.

выполняют задание, анализируют ощущения, высказывают предположения




закрашивают следующий сектор

Личностные: межличностные отношения;

Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для классификации объектов, смысловое чтение;

2.2

Примене-ние теоретичес-ких положений в условиях выполнения упражне-ний и решения задач

1) демонстрирует пары комнатных растения: бегонию и алое, нефролепис и пеларгонию.

2) предлагает решить проблему: «Сегодня случилась неожиданность 4 комнатных растения покинули свое привычное местоположение и объединились попарно!!! Определите, по какому признаку растения объединились в пары»

ведут дискуссию,

выявляют отличия : 1 пара – черешковые листья и сидячие; вторая пара – сложные и простые листья.

За правильные ответы учащиеся получают листики.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения.

2.3

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

1) Организует выполнение лабораторной работы «Простые и сложные листья», выдает гербарии и дидактические карточки (прил. 3), демонстрирует ход работы на слайдах 11-14 (прил.2)

2) направляет на работу с термометром

работают с гербариями, дидактическими карточками, выполняют задания лабораторной работы,

формулируют выводы,

закрашивают следующий сектор

Личностные: самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Познавательные: анализ объектов, структурирование знаний

2.4

Динамическая пауза

организует паузу: читает стихотворение и показывает движения. (Прил.4)

повторяют движения за учителем

Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии


2.5

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

1) побуждает к обобщению изученного материала: «Ребята! Вспомните, пожалуйста, действительно ли листья являются частью побега?» «Какое положение лист занимает на побеге?» слайд 15. (прил.2)

2) организует выполнение задания по соотношению полученных знаний к уже имеющимся: «Давайте вспомним ткани растений и определим, какие из них образуют лист?».слайд 16-18 (прил.2)

3) организует фронтальное обсуждение «зачем нужен лист?» слайды 19-25

отвечают: да, т.к. прорастают из вегетативных почек.

отвечают: боковое.

отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. За правильные ответы учащиеся получают листики.

Личностные: осознание своих возможностей в учении;

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: структурирование знаний; синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.

3

Рефлексивно – оценочный.

3.1

Рефлексия деятель-ности

организует работу с термометром, определяя значение цветов (прил.1)

анализируют перемену своего настроения в течение урока по термометру

Личностные: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные: оценка


3.2

Контроль за процессом и результа-том учебной деятельнос-ти школьни-ков

1) направляет подсчитать заработанные листики, оценить себя в соответствии с критериями (прил.5)

2) собирает тетради с отчетом по лабораторной работе, для последующей проверки

3) побуждает записать домашнее задание.слайд27 (прил.2)


подсчитывают и оценивают


сдают тетради


записывают домашнее задание

Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; самоопределение

Коммуникативные: вступают в диалог

Регулятивные: оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!