СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 6 кл. по теме "Строение семян двудольных растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 6 кл. по теме "Строение семян двудольных растений"»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема «Строение семян двудольных растений»

(6 КЛАСС)




ВЫПОЛНИЛА: Беляева Н.А.

Учитель биологии МКОУ

«Борковская осн. общеобр.ш.

Суджанского района.










Тема урока: «Строение семян двудольных растений»



Деятельностная цель:

Формировать умения реализации новых способов действий: формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний; уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели; развивать умение находить общее, закономерности, отличное;  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке.


  Предметно - дидактическая цель: познакомить учащихся со строением семян двудольных растений на примере семени фасоли; формировать знания о зародыше семени как зачаточном организме; расширить знания учащихся о значении семян в жизни растения и человека, преимуществах семян перед спорами;


Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: называть особенности строения семян двудольных растений;

Понимать биологические термины: кожура, зародыш, эндосперм, зародышевые корешок, стебелек, почечка, семядоли, рубчик, микропиле, однодольные, двудольные растения.

Метапредметные:

1.     Познавательные:

      уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);     строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2.     Коммуникативные:

слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.     Регулятивные:

уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока),

осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные:

    Осознавать единство и целостность мира,     выстраивать собственное целостное мировоззрение,     личностное самоопределение и смыслообразование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

кожура, зародыш, эндосперм, зародышевые корешок, стебелек, почечка, семядоли, рубчик, микропиле, однодольные, двудольные растения.

Учащийся  должен знать: роль семян в жизни растений; строение семян двудольных растений; значение слов семядоля, эндосперм, микропиле, рубчик; о том где находятся питательные вещества в семенах двудольных растений;

Учащиеся должны уметь: сравнивать строение семян однодольных и двудольных растений, анализировать и  обобщать теоретический материал, давать определения понятиям: зародыш, эндосперм, зародышевые корешок, стебелек, почечка, семядоли, рубчик, микропиле, однодольные, двудольные растения.


Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер,  интерактивная доска, таблицы «Строение семян двудольных и однодольных растений», коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, задания.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)


Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.



Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование


Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Проводит параллель с ранее изученным материалом:

1.- Чем могут размножаться растения? ( спорами, семенами, вегетативно)

2. – Какие группы растений могут размножаться семенами? (голосеменные и покрытосеменные растения)

3. – Назовите отличие покрытосеменных растений от голосеменных растений? ( У голосеменных растений семена лежат открыто на поверхности шишек, у покрытосеменных семена находятся внутри плода).

4. – Как по- другому называются покрытосеменные растения? (…цветковые, потому что они имеют органы семенного размножения – цветок)

5. -Какие жизненные формы растений вам известны? ( деревья, ….кустарники, травы)

6. - Назовите покрытосеменные растения, которые произрастают в нашей местности.

7. – Назовите самое высокое дерево в мире? (слайд) (СЕКВОЙЯ)

Приводит интересные факты: Высота секвойи-115,5 метров, рекорд установлен в 2006 году. В одной секвойе индейцы прорубили отверстие –девятиметровый туннель.

8. – Вспомните, как называется самая высокая в мире трава? (слайд) ( БАМБУК)

Приводит интересные факты: Каждый день молодой бамбук вырастает на 50 см, но прибавляет он в росте не долго, всего 40 дней, а иначе дотянулся бы до облаков. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки, мебель, предметы быта. Очень красивый звук издают бамбуковые трубки.

9. –Это дерево называют дерево-роща! (слайд) Самое раскидистое дерево Индии, родич всем нам знакомого фикуса. Его еще называют дерево-роща, потому что у него не один ствол, а много. У самого большого баньяна насчитали больше

4 тысяч стволов. Это даже не дерево –роща, а дерево – лес!

10. Мякоть созревших плодов этого дерева варят, сушат, пекут в золе. (слайд) (ХЛЕБНОЕ ДЕРЕВО) На нем растут овальные тяжелые плоды, весом до 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки похожие по вкусу на настоящий хлеб.

Вот какие удивительные растения существуют на нашей планете, а как они появляются на свет, это нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать,.                   Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.         Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.  


Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.

Учитель читает стихотворение:


У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А потом зима вьюгою завоет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.


Побуждает к высказыванию своего мнения :


-Где находится будущий побег и могучий корень? ( в семенах)

-А почему про семя говорится, что это будущая жизнь? (….потому что из семян появляется новое растение)


Подводящим диалогом подводит к выводу темы урока.


- Итак, сегодня мы с вами познакомимся с внешним и внутренним строением семян двудольных растений.


  Вступая в диалог с учителем, высказывают свои предположения.



















Формулируют тему урока.

Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.


Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу:


- Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, почки? Возможно ли , что в маленьком семени уже заложены все эти органы? Наша задача: доказать это сегодня на уроке. Вы должны найти маленькое растение в семени.






Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                     Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания:

- Каким образом мы можем изучить строение семян двудольных растений? (изучить материал учебника)

- Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; микроскоп, микропрепараты, таблица, коллекция семян)

 

Организует работу в паре:


- Составьте план нашей дальнейшей работы

-  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием.

Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ


«Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…». - Как вы предполагаете,  каким будет ответ?

(Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске. )     

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД: - формирование  личностного и жизненного самоопределения

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

Организует выполнение самостоятельной работы с текстом и рис.1 учебника стр.8-9.

- Проанализируйте материал учебника стр.8-9 рис 1. и составьте схему «Строения семени».

Направляет деятельность учащихся на выявление общих признаков в строении семян растений.

Корректирует ответы учащихся (слайд)

.

  Организует и проводит физкультминутку:

- А сейчас немного отдохнем. Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник - присели: (малина, тополь .сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза , одуванчик, шиповник, подорожник, осина, ландыш)


Демонстрирует коллекцию семян растений и предлагает решить проблему:

- Сегодня случилась неожиданность: семена следующих растений – гороха, фасоли, пшеницы и лука попутали свои места в коллекции семян. Нам нужно им помочь : выявить признак по которому они объединялись в пары.

Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.          











Ведут дискуссию, выявляют отличия.







Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.


Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Организует выполнение лабораторной работы «Строение семян двудольных растений». Напоминает учащимся правила ТБ при выполнении лабораторной работы.

  1. Работать за столом следует аккуратно.

  2. Не делать резких движений.

  3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой)

  4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

  5. После выполнения работы привести рабочее месс в порядок.


Лабораторная работа проводится под руководством учителя.

Демонстрирует план работы (алгоритм).    

 Контролирует выполнение работы.


Дает задание на поиск в тексте учебника особенностей строения семян других двудольных растений на примере семян миндаля, ясеня, яблони, тыквы, подсолнечника.

Организует взаимопроверку.


Осмысливают задание (определяют последовательность действий), работают с раздаточным материалом, выполняют задания лабораторной работы, формулируют выводы.                                  Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.       Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;  

Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира. - формирование личностного и жизненного самоопределения

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Всё мы выполнили?

Вернёмся к нашей таблице!

Предлагает работу с таблицей (  Знаю Хочу узнать Что узнали?  )  

  - Что мы запишем в третьей колонке?  

- Как оцените свою работу?  

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения.


Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

  1. Прочитать п.1 стр. 8-9 (задание обязательное для всех). Ответьте на вопросы 1-3.

  2. Заложить семена на проращивание (с учетом объяснения учителем методики проращивания семян).

Подготовить сообщение о семенах (познавательное).


3.Приготовить миниколлекцию семя. (творческое)

4. Сделать макет семени двудольных растений, используя цветную бумагу.

.   Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                          


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!