Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные результаты | УУД: Регулятивные (Р), Познавательные (П), Коммуникативные(П | Личностные результаты |
I.Организацион- ный момент | - Приветствует учащихся; - проверяет готовность к уроку и порядок в классе; - эмоционально настраивает на восприятие учебного материала. – Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Как настроение? Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Итак, настроимся на поиск, творчество и начнём наш урок. | Учащиеся приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; называют отсутствующих на уроке. | | | самоорганизация |
II. Актуализация опорных знаний | Вступительное слово учителя Клюв, глаза, а крыльев нет. Может съесть вас на обед. Среди камней и скал живет, Моллюсков, рыбу ловит он, Своими щупальцами хватает, И яд свой сильный выпускает! Лучше нам с ним не встречаться И у берега купаться. - Ребята! Как вы считаете, кому посвящены эти строки? Конечно же, удивительным и таинственным животным - осьминогам. Какова цель нашего урока? (учащиеся называют). Да, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом в типе Моллюски – классом Головоногие моллюски, представителем которых являются осьминоги. Во многих книгах их называют приматами моря, а вот почему – Вы попробуете ответить в конце урока. - Что еще можно узнать о любом типе животных? Конечно, мы выясним не только внешнее строение, но и особенности внутреннего строения, значение Головоногих в природе и в жизни человека, их охраной. Запишите тему урока. У вас у каждого на партах находится таблица «Классы моллюсков». По ходу урока вы должны ее заполнить и в конце урока сдать. (приложение №1) | Учащиеся слушают отрывок стихотворения; Высказывают свои предположения; Предполагают и называют цель урока. - Можно узнать внешнее, внутреннее строение, где их можно встретить и какого значение животных. Записывают тему урока в тетрадь; Знакомятся с таблицей. | Учащиеся расширяют знания о моллюсках, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности, многообразием и значением Головоногих моллюсков. | Познавательные УУД: структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Эстетическое восприятие Признавать право каждого на собственное мнение;
|
IП. Проверка пройденного материала | - Мы с вами уже знакомы с характерными чертами типа Моллюски. Проверим, как вы усвоили данную тему. 1) Самостоятельная работа на карточках - Установите соответствие между биологическими терминами и определением. - За 1 минуту вы должны найти правильные ответы. Если вы не успели, не огорчайтесь. Вам нужно еще раз повторить пройденный материал и выполнить эту работу. -учитель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы. (приложение №2) 2) Один ученик выполняет тестовый контроль на компьютере. - учитель наблюдает за работой учащихся - А сейчас проверим, как вы справились с заданием - Проверка выполнения самостоятельной работы |
Учащиеся получают карточки с заданиями и работают по определенному плану: устанавливают соответствие между биологическими терминами и определением (1 ученик выполняет тестовый контроль) Учащиеся проверяют работу под руководством учителя и ставят оценки | Должны знать характерные признаки типа Моллюски, умение называть особенности классов Брюхоногие и Двустворчатые моллюски. уметь устанавливать соответствие между терминами и определениями. | Регулятивные УУД : учатся отличать верно выполненное задание от неверного, Познавательные УУД: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение; | Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения |
IV. Изучение нового материала (усвоение новых знаний) | (Звучит музыка из кинофильма «Человек - амфибия») - Загадочен и разнообразен мир живой природы, удивителен и неповторим каждый организм, каждое живое существо! От урока к уроку, мы вместе познаем красоту и неповторимость животного мира. Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. (показывает раковины моллюсков). Посудите сами: ведь речь идет об осьминогах, кальмарах, каракатицах и некоторых других – именно их зоологи называют головоногими моллюсками. - Ребята! А как вы думаете, почему эти моллюски были названы Головоногими? - Правильно! Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях. - А еще их величают «морскими аристократами». Как вы думаете, почему? Поводом для этого послужила их голубая кровь. Столь необычный цвет объясняется тем, что в эритроцитах и плазме вместо гемоглобина содержится гемоцианин, в котором железо заменено медью. - У представителей Головоногих моллюсков много интересного, необычного во внешнем и внутреннем строение. Это вы узнаете, выполнив самостоятельную работу. -Работать будете в группах по 4 человека. -учитель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы в группах (приложение №3)
- учитель наблюдает за работой учащихся; - При необходимости оказывает помощь при выполнении самостоятельной работы. - А сейчас проверим, как вы справились с заданием - выслушивает результаты работы каждой группой по предложенным заданиям; оценивает высказывания учащихся; при необходимости корректирует ответы; задает вопросы, если задание выполнено не в полном объеме;
| Слушают музыку и смотрят слайд презентации. Учащиеся слушают рассказ учителя и пытаются высказать свою точку зрения. Во время рассказа учителя ученики заполняют сравнительную таблицу классов моллюски. - На голове находятся ноги! Мнения учащихся. Учащиеся получают карточки с заданиями и работают в группах. Ученики выполняют самостоятельную работу, используют текст учебника и дополнительную литературу. Представители каждый группы зачитывает вопросы и отвечают на них, члены группы помогают, если у них возникают трудности при ответе. | Знакомятся с особенностями класса Головоногие моллюски; изучают представителей Головоногих; узнают и различают основные классы моллюсков. | Регулятивные УУД : В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; умение работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других умение работать в паре (распределять задания на каждого); умение работать с информацией на опережение; . | Признавать право каждого на собственное мнение; умение соблюдать дисциплину на уроке, проявление интереса к поставленной проблеме |
V.Физкультминутка | - Ребята! Устали? Давайте отдохнем! Учитель включает физкультминутку
| Ученики под музыку выполняют танцевальные движения. | | | |
VI. Изучение нового материала (продолжение) | - Немного отдохнули и опять принимаемся за работу.
- Ребята! У нас в гостях представители из ресторана японской кухни, которые хотят рассказать вам, что можно употреблять в пищу и как приготовить национальные блюда из Головоногих моллюсков. - учитель наблюдает за работой учащихся; -задает гостям вопросы;
- Спасибо большое нашим гостям! Мы обязательно попробуем фаршированных кальмаров и оценим их вкус и посетим ваш ресторан!
- Ребята! А какие еще интересные факты вы знаете из жизни осьминогов?
- - учитель наблюдает за учащимися; - комментирует сообщение | Выступления учащихся (выходят ученики, одетые в форму повара и с подносом в руках).
- Здравствуйте! Мы рады выступить перед вами и рассказать, что можно приготовить из Головоногих моллюсков! Употребление, например, осьминогов в пищу распространено во многих культурах. В японской кухне осьминог — обычный продукт, из которого готовятся такие блюда, как суши и такояки. Также их едят живыми. Живых осьминогов нарезают на тонкие кусочки и съедают их в течение нескольких минут. Осьминог — источник витаминов B3, B12, калия, фосфора и селена. Готовить осьминогов следует аккуратно, чтобы избавиться от слизи, запаха и остатков чернил. Ещё мы можем предложить вам консервированных кальмаров, каракатиц и осьминогов. Их не только консервируют, но и вялят, жарят, варят. Это мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Промысел особенно развит в Японии, Китае и Корее. Оцените вкус фаршированных кальмаров. Приятного аппетита!
Сообщение учащегося. - В начале 19 века у берегов Японии затонуло судно с дорогим корейским фарфором. Весь груз оказался на дне, причем на такой глубине, что ныряльщикам было до него не достать. Почти через сто лет одному рыбаку пришла в голову идея использовать осьминогов для подъёма фарфора со дна. К осьминогам привязывали верёвки и опускали. Через небольшой промежуток времени, когда осьминог находил себе убежище в одной из ваз, тянули за верёвку. Осьминог цепко хватался за то, что считал своим убежищем, и его вместе с грузом поднимали наверх. | | Регулятивные УУД : самостоятельно находить нужную информацию; Познавательные УУД: развивать стратегию смыслового чтения и работе с информацией Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение; | Признавать право каждого на собственное мнение; Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения |
VI. Закрепление | - Ребята! Мы сегодня поработали на славу! Давайте вспомним тему нашего урока! С какими животными познакомились? - Ответьте на несколько вопросов. - Кто такие Головоногие моллюски? -Назовите представителей Головоногих - Выполните задание. Распределите предложенные объекты по классам.
- Ответьте на проблемный вопрос - Почему Головоногих называют приматами моря?
-Ребята, сколько многого мы узнали об этих удивительных морских существах. Как и любой живой организм, моллюски нуждаются в охране. Многие из них находятся на грани гибели и людям стоит задуматься о бережном отношение к ним.. Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков. А ведь занесение в Красную книгу – это сигнал, что животное терпит бедствие. | - Мы познакомились с Головоногими моллюсками.
Учащиеся отвечают На диске ученики выполняют задание, коллективно обсуждают, приходят к единому мнению Отвечают на проблемный вопрос. - Головоногих моллюсков часто называют «приматами моря» из-за совершенных приспособлений к жизни в морской стихии, усложнения нервной системы и сложности поведения. Учащиеся слушают учителя | Знать характерные признаки Головоногих моллюсков, уметь сравнивать их представителей. | | Формировать экологическую культуру на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде |
V. Рефлексия. | - Вот и заканчивается наш урок. Наступает время подведения итогов. - Что нового сегодня узнали на уроке? -Не забудьте сдать таблицу, которую вы заполняли в течение урока. Как оцениваете свою работу? - Если вы чувствовали себя хорошо, комфортно на уроке, выберите улыбающегося осьминога, если у вас было волнение, переживания, выберите грустного осьминога. - Могут ли пригодиться полученные на уроке знания о моллюсков в жизни?
- Благодарю за совместную работу. | Высказывают свое мнение; Выбирают смайлики. Высказывают свое мнение об уроке | | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
VI. Домашнее задание | Учитель дает коментарий к домашнему заданию и записывает его на доске: Изучить параграф 43; Составить кластер о значение Головоногих моллюсков в природе и жизни человека; Составить синквейн со словом осьминоги; Подготовить сообщение или презентацию о представителе любого класса моллюсков - по желанию. Творческое задание: выполнить модель осьминога из пластилина и других поделочных материалов. | Записывают в дневник | | | |