Урок по биологии. 8 класс.
Тема: «Иммунитет».
Задачи: - раскрыть сущность защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета, объяснить сущность СПИДа;
- развивать интерес обучающихся к предмету, продолжить формирование умений у школьников работать в группах, развивать логическое мышление;
- воспитание отстаивания своего мнения, добросовестности, патриотизма.
Оборудование: таблица «Клетки крови человека», портрет И.И.Мечникова, Луи Пастера, таблица «Иммунный ответ», микроскоп, микропрепарат крови человека и лягушки.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Цель урока. Сегодня мы с вами ребята поработаем немножко по – иному.
Для работы на уроке разделим класс на 5 экипажей по 5 человек.
Познакомимся, как наш организм борется с болезнями, как это происходит
и почему.
2. Проверка знаний обучающихся.
а) Каждому экипажу дается карточка с заданиями по составу и строению крови. Ребята обсуждают в группах и дают ответы.
б) Фронтальный опрос.
- Почему существование нашего организма связано с жидкой средой?
- Что мы включаем в понятие внутренняя среда организма?
- Перечислите функции крови.
- Из чего состоит плазма крови?
- Строение крови. Показать на таблице клетки крови.
- Строение эритроцитов, их функции?
- Строение лейкоцитов, их функции?
- Что способствует свертыванию крови?
в) Упражнения предметно-ориентированного тренинга.
Исключите лишнее слово и объясните почему?
Тромбоцит, фибрин, лейкоцит, эритроцит.
Гемоглобин, фибриноген, антитела, плазма.
Кровь, вода, лимфа, тканевая жидкость.
Подберите к следующему столбиков терминов обобщающее понятие:
Эритроцит гемоглобин
Тромбоцит адреналин
Лейкоцит фибриноген
Подберите более узкое понятие:
Ткани –
Форменный элемент крови –
Внутренняя среда организма –
Что общего между парами понятий?
Кровь - кость
Фибриноген - гемоглобин
Лимфа - тканевая жидкость
Подберите к следующим понятиям более общее:
Кровь –
Эритроциты –
Фибрин –
Плазма –
- анализ крови : эритроцитов – 5 млн.
лейкоцитов - 15 тыс. в 1 мм куб.
Что вы можете сказать о данном составе крови?
- анализ крови: эритроцитов - 4,5 млн.
лейкоцитов - 7 тыс. в 1 мм куб.
Есть ли отклонения в составе крови?
- Анализ крови: эритроцитов - 3,5 млн
лейкоцитов - 6 тыс. в 1 мм куб?
Что вы можете сказать о данном составе крови?
- Расположите следующие понятия в порядке: общее – менее общее – частное.
Кровь - ткань - форменный элемент крови
Гемоглобин - белок - органическое вещество
Эритроцит - клетка - форменный элемент крови.
Изучение нового материала.
а) Мотивация обучающихся на восприятие нового материала при помощи вопросов.
- Что такое фагоцитоз?
- Кто открыл явление фагоцитоза?
- Что такое инфекция? Почему человек при этом не обязательно заболеет?
Так вот мы сегодня с вами и узнаем почему это происходит. Каковы защитные свойства крови.
Самостоятельная работа обучающихся. Технология активного чтения.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста 2 и 3 абзац учебника с. 122 и на полях карандашом делайте пометки.
Беседа после прочтения текста.
- Что такое клетки – фагоциты?
- Что такое антитела? Что они делают?
- Чем вырабатываются антитела?
- На что действуют антитела?
- Чем они отличаются от фагоцитов? (специфичностью).
б) Иммунитет. Самостоятельная работа обучающихся.
- Прочитайте 4 абзац учебника.
- Что такое иммунитет?
Иммунитет - это процесс фагоцитоза и образование антител.
- Какие вы знаете виды иммунитета?
Иммунитет
Естественный Искусственный
Врожденный Приобретенный Пассивный Активный
(после болезни) Введение Введение
сыворотки вакцины
(готовые (ослабленные
антитела) микробы)
в) История оспопрививания (сообщение обучающегося).
Рассказ учителя. 1880 г. - Луи Пастер – свою теорию иммунитета, вакцину против куриной холеры.
1901 г. - Эмиль фон Беринг открыл токсин дифтерийной палочки.
1905 - Роберт Кох - возбудитель туберкулеза.
1908г. - И.И.Мечников - клеточная теория иммунитета.
Г) СПИД и его профилактика. Рассказ учителя.
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека.
Профилактика СПИДа.
Закрепление.
Грипп и СПИД вызываются вирусами. Но грипп практически излечим, а СПИД смертелен. Почему?
А сейчас ребята попытайтесь составить синквейн про иммунитет.
5. Домашнее задание.
стр. 122 - 123.
6. Итоги урока. Комментирование оценок.