СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии на тему паукообразные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

все о паукообразных с историей. строением. загадками

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии на тему паукообразные»



Урок на тему: « Паукообразные». 7 класс

Нечипорук Ирина семеновна

цель: Ознакомить с особенностями строения, организации и процессов жизнедеятельности паукообразных. Ознакомить с разнообразием паукообразных.

Задачи:

Образовательная: Повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных;

Показать их особенности, связанные с жизнью на суше;

Познакомить с многообразием паукообразных, их значением в природе и жизни человека.

Воспитательная: воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; воспитание трудолюбия.

Развивающая: развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся; формирование мотивации работы с дополнительной литературой

Планируемые образовательные результаты

Предметные

  • развитие узнавать представителей типа Членистоногие;

  • умение указывать общие признаки типа Членистоногие;

  • умение сравнивать различных животных класса Паукообразных;

Метапредметные

Познавательные:

  • умение находить сходство и отличие между объектами; вести наблюдение; преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные:

  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;

Коммуникативные:

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции ( умение формулировать высказывание);

  • умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение;

  • умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Личностные:

  • сформированность познавательных интересов, направленных на изучение типа Членистоногие;

  • сформированность интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать животных типа Членистоногих, Класса Паукообразных


оборудование: табл. « Класс Паукообразные», Фото паукообразных, игрушка-паук «тарантул».

понятия: паукообразные, хелицеры, ногощупальцы, ходильные ноги. Паук-крестовик, ловчая сеть, кутикула, гиподерма, головогрудь, брюшко, паутина, паутинные железы-бородавки, сосательный желудок, внешние пищеварение. Трахеи, легочный мешок, сердце, головной мозг.

Структура урока.

  1. проверка пройденного материала: защита мини-проектов по теме « Класс Ракообразные».

По плану:

  1. Название представителя

  2. Среда обитания, распространение, климатические зоны

  3. Особенности внешнего строения, морфологические признаки

  4. Особенности жизнедеятельности

  5. Значение в природе, экосистемах.

  6. Значение для человека.

Учащиеся представляют работы. приготовленные дома, в виде мини проекта.

2.

3.




1.Название

5.

6.

4.











  1. Активизация познавательной деятельности


В те далёкиее времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,…

Я предрекаю, и речённое скоро свершится,

Скоро я вытку ковёр, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твоё мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!


Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.


Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,

Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.


Вот такая легенда! От имени Арахны произошло название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

Тему формулируют ученики

Как называется наука о пауках? – Арахнология!

  1. Изучение нового материала.

Запишем в рабочие тетради:

Среда обитания………………………………………(наземная, вторично водная)

Отделы тела…………………………………………(головогрудь ,брюшко, 4 пары ног)

Покровы тела………………………………………..(кутикула, гиподерма, волоски)

Наличие усиков………………………………………(нет)

Ротовые конечности………………………………...( ногощупальцы-хелицеры)

Ходильные ноги………………………………………( 4 пары, членистые)

Почему паукообразные относят к членистоногим? ( ответы учащихся)

Брюшко………………………………………………..( мягкое, с паутинными бородавками)

Представители………………………………………( выписать из учебника ş22-23)

найдем на рисунке черты внешнего строения пауков

1. Паук-крестовик:

1) Головогрудь

2) брюшко

3) ногощупальцы ( хелицеры)

4) ходильные ноги

5) глазки

6) бородавки

2. Паутина – ловчий аппарат


Внешние строение.

Снаружи тело паукообразных покрыто хитинов покровом, тело состоит из двух отделов – головогруди и брюшка, на конце брюшка находятся 3 паутинные бородавки, а на головном сегменте располагаются ротовые органы – видоизменённые членистые конечности. Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и называется хелицеры.с крючками. При основании хелицер имеются ядовитые железы. По ним яд попадает в хелицеры.

Вторая пара конечностей помещается позади рта и называется педипальпами или ногощупальцами. Имеют вид клешни или ходильных ног. Являются органом осязания.

Паутинные бородавки вырабатывают паутину, которая используется для строительства ловчих сетей, кокона для яиц, распространения молодых пауков, убежища и т.д.

Из паутины издавна пытались ткать ткани. В начале XVIIIв. Во Франции из такой ткани изготовляли перчатки и чулки; в Китае ткань из паутины называлась «тканью восточного моря», она легка, красива, прочна.

Не все пауки строят ловчую сеть. Пауки-волки преследуют свою добычу или бросаются на неё из засады.

Паутина-вязкая жидкость, которая отвердевает на ветру.

Ловчая сеть- рама с радиальными лучами:

- гладкие нити

- липкие нити( спиральные)



Охота: гнездо соединено с центральной частью паутины длинной, нелипкой паутинной нитью- сигнальная система паука. Запишем схему:

Насекомое-паутина-движение-колебания нити-сигнал-нападение-хелицеры-яд+пищеварительный сок-жертва погибает-поглощение растворенных внутренностей всасыванием разжиженного содержимого. Следовательно-пищеварение наружное


особенности внутреннего строения.

( в рабочей тетради заполняем таблицу №2.. пользуясь текстом учебника и помощью учителя)

№ п\п

Органы, системы органов

Особенности строения

функции

1

пищеварительная



2

кровеносная



3

Органы дыхания



4

выделительная



5

нервная



6

Органы чувств



7

половая




У пауков ярко выражен половой диморфизм: самки крупнее, ярче,а самцы более мелкие, невзрачные

При размножение самки некоторых видов (черная вдова, Тарантулы и др.) после спаривания съедают самца- каннибализм. Что бы не быть съеденным «любимой», самцу необходимо быстро сбежать или, как делают представители некоторых видов, принести самке «подарок»-завернутую в кокон из паутины мошку или др. пока паучиха будет поедать угощение, самец оплодотворит самку и быстренько сбежит-замешкается, будет съеден самкой.

У пауков развита забота о потомстве. Паучиха вынашивает яйца с будущими детенышами на брюшке, а после «рождения» молодых паучат, жертвует собой. Подрастающие поколение, которому необходимы питательные вещества для роста, подрастая, набрасываются на мать и съедают ее, а затем быстро разбегаются, что бы начать самостоятельную взрослую жизнь.


Запишем в тетрадь


Класс Паукообразные



Пауки клещи скорпионы

С разнообразием и значение паукообразных мы ознакомимся на следующем занятии.





  1. закрепление пройденного материала.

Поставьте знак «+» возле правильного утверждения и знак «- .» возле неправильного.

  • Паукообразные-жители суши

  • По способу питания все паукообразные хищники

  • Тело паукообразных состоит из головогруди и брюшка

  • Первая пара головогрудных конечностей паука-крестовика- хелицеры

  • Паутинная железа паука расположена на нижней части головогруди

  • Органы дыхания только легкие

  • Для пауков характерно внекишечное пищеварение

  • Паукам присуще сложное поведение

  • У пауков 8 глаз

  • Полость тела заполнена гемолимфой

  1. Рефлексия

Что узнали? Чему научились? Было ли интересно?


Д/З: ş 36. подготовить сообщения на тему «разнообразие паукообразных» по разным представителям.


хронометраж:

  1. орг. момент …………………………………..2 мин.

  2. проверка дом. задания…………………..10 мин.

  3. актуализация…………………………………3 мин.

  4. изучение нового…………………………….20 мин.

  5. закрепление……………………………………4 мин.

  6. рефлексия……………………………………….5 мин.

  7. д/з……………………………………………………1 мин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!