Урок на тему: « Паукообразные». 7 класс
Нечипорук Ирина семеновна
цель: Ознакомить с особенностями строения, организации и процессов жизнедеятельности паукообразных. Ознакомить с разнообразием паукообразных.
Задачи:
Образовательная: Повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных;
Показать их особенности, связанные с жизнью на суше;
Познакомить с многообразием паукообразных, их значением в природе и жизни человека.
Воспитательная: воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; воспитание трудолюбия.
Развивающая: развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся; формирование мотивации работы с дополнительной литературой
Планируемые образовательные результаты
Предметные
развитие узнавать представителей типа Членистоногие;
умение указывать общие признаки типа Членистоногие;
умение сравнивать различных животных класса Паукообразных;
Метапредметные
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции ( умение формулировать высказывание);
умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества
Личностные:
сформированность познавательных интересов, направленных на изучение типа Членистоногие;
сформированность интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать животных типа Членистоногих, Класса Паукообразных
оборудование: табл. « Класс Паукообразные», Фото паукообразных, игрушка-паук «тарантул».
понятия: паукообразные, хелицеры, ногощупальцы, ходильные ноги. Паук-крестовик, ловчая сеть, кутикула, гиподерма, головогрудь, брюшко, паутина, паутинные железы-бородавки, сосательный желудок, внешние пищеварение. Трахеи, легочный мешок, сердце, головной мозг.
Структура урока.
проверка пройденного материала: защита мини-проектов по теме « Класс Ракообразные».
По плану:
Название представителя
Среда обитания, распространение, климатические зоны
Особенности внешнего строения, морфологические признаки
Особенности жизнедеятельности
Значение в природе, экосистемах.
Значение для человека.
Учащиеся представляют работы. приготовленные дома, в виде мини проекта.
2.
3.
1.Название
5.
6.
4.
Активизация познавательной деятельности
В те далёкиее времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Эй, Паллада,…
Я предрекаю, и речённое скоро свершится,
Скоро я вытку ковёр, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твоё мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,
Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
Тему формулируют ученики
Как называется наука о пауках? – Арахнология!
Изучение нового материала.
Запишем в рабочие тетради:
Среда обитания………………………………………(наземная, вторично водная)
Отделы тела…………………………………………(головогрудь ,брюшко, 4 пары ног)
Покровы тела………………………………………..(кутикула, гиподерма, волоски)
Наличие усиков………………………………………(нет)
Ротовые конечности………………………………...( ногощупальцы-хелицеры)
Ходильные ноги………………………………………( 4 пары, членистые)
Почему паукообразные относят к членистоногим? ( ответы учащихся)
Брюшко………………………………………………..( мягкое, с паутинными бородавками)
Представители………………………………………( выписать из учебника ş22-23)
найдем на рисунке черты внешнего строения пауков
1. Паук-крестовик:
1) Головогрудь
2) брюшко
3) ногощупальцы ( хелицеры)
4) ходильные ноги
5) глазки
6) бородавки
2. Паутина – ловчий аппарат
Внешние строение.
Снаружи тело паукообразных покрыто хитинов покровом, тело состоит из двух отделов – головогруди и брюшка, на конце брюшка находятся 3 паутинные бородавки, а на головном сегменте располагаются ротовые органы – видоизменённые членистые конечности. Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и называется хелицеры.с крючками. При основании хелицер имеются ядовитые железы. По ним яд попадает в хелицеры.
Вторая пара конечностей помещается позади рта и называется педипальпами или ногощупальцами. Имеют вид клешни или ходильных ног. Являются органом осязания.
Паутинные бородавки вырабатывают паутину, которая используется для строительства ловчих сетей, кокона для яиц, распространения молодых пауков, убежища и т.д.
Из паутины издавна пытались ткать ткани. В начале XVIIIв. Во Франции из такой ткани изготовляли перчатки и чулки; в Китае ткань из паутины называлась «тканью восточного моря», она легка, красива, прочна.
Не все пауки строят ловчую сеть. Пауки-волки преследуют свою добычу или бросаются на неё из засады.
Паутина-вязкая жидкость, которая отвердевает на ветру.
Ловчая сеть- рама с радиальными лучами:
- гладкие нити
- липкие нити( спиральные)
Охота: гнездо соединено с центральной частью паутины длинной, нелипкой паутинной нитью- сигнальная система паука. Запишем схему:
Насекомое-паутина-движение-колебания нити-сигнал-нападение-хелицеры-яд+пищеварительный сок-жертва погибает-поглощение растворенных внутренностей всасыванием разжиженного содержимого. Следовательно-пищеварение наружное
особенности внутреннего строения.
( в рабочей тетради заполняем таблицу №2.. пользуясь текстом учебника и помощью учителя)
№ п\п | Органы, системы органов | Особенности строения | функции |
1 | пищеварительная | | |
2 | кровеносная | | |
3 | Органы дыхания | | |
4 | выделительная | | |
5 | нервная | | |
6 | Органы чувств | | |
7 | половая | | |
У пауков ярко выражен половой диморфизм: самки крупнее, ярче,а самцы более мелкие, невзрачные
При размножение самки некоторых видов (черная вдова, Тарантулы и др.) после спаривания съедают самца- каннибализм. Что бы не быть съеденным «любимой», самцу необходимо быстро сбежать или, как делают представители некоторых видов, принести самке «подарок»-завернутую в кокон из паутины мошку или др. пока паучиха будет поедать угощение, самец оплодотворит самку и быстренько сбежит-замешкается, будет съеден самкой.
У пауков развита забота о потомстве. Паучиха вынашивает яйца с будущими детенышами на брюшке, а после «рождения» молодых паучат, жертвует собой. Подрастающие поколение, которому необходимы питательные вещества для роста, подрастая, набрасываются на мать и съедают ее, а затем быстро разбегаются, что бы начать самостоятельную взрослую жизнь.
Запишем в тетрадь
Класс Паукообразные
Пауки клещи скорпионы
С разнообразием и значение паукообразных мы ознакомимся на следующем занятии.
закрепление пройденного материала.
Поставьте знак «+» возле правильного утверждения и знак «- .» возле неправильного.
Паукообразные-жители суши
По способу питания все паукообразные хищники
Тело паукообразных состоит из головогруди и брюшка
Первая пара головогрудных конечностей паука-крестовика- хелицеры
Паутинная железа паука расположена на нижней части головогруди
Органы дыхания только легкие
Для пауков характерно внекишечное пищеварение
Паукам присуще сложное поведение
У пауков 8 глаз
Полость тела заполнена гемолимфой
Рефлексия
Что узнали? Чему научились? Было ли интересно?
Д/З: ş 36. подготовить сообщения на тему «разнообразие паукообразных» по разным представителям.
хронометраж:
орг. момент …………………………………..2 мин.
проверка дом. задания…………………..10 мин.
актуализация…………………………………3 мин.
изучение нового…………………………….20 мин.
закрепление……………………………………4 мин.
рефлексия……………………………………….5 мин.
д/з……………………………………………………1 мин.