СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии "Покрытосеменные растения" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика семейства Пасленовые. Многообразие,

                        распространенность растений, их роль в биоценозах, в

                        жизни человека и его хозяйственной деятельности.

                        Практическая работа  «Распознавание наиболее

                        распространенных растений своей местности, определение

                        их систематического положения и значения в жизни

                        человека

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Покрытосеменные растения" 6 класс»

Модуль 6


Тема урока: «Характеристика семейства Пасленовые. Многообразие,

распространенность растений, их роль в биоценозах, в

жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Практическая работа № 6 «Распознавание наиболее

распространенных растений своей местности, определение

их систематического положения и значения в жизни

человека»


учебного элемента


Учебный материал с указанием заданий


Рекомендации по выполнению


УЭ – 0


Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами вы должны:

  1. Изучить признаки растений семейства Пасленовых;

  2. Познакомиться с многообразием, распространенностью представителей семейства Пасленовых;

  3. Пополнить знания о значении этих растений в природе, для человека: мерах профилактики заболеваний, вызываемых ядовитыми растениями семейства Пасленовых;

  4. Выяснить особенности и значение важнейших сельскохозяйственных растений, выращиваемых в нашем регионе и приемы их выращивания, размножения и ухода за ними.

  5. Продолжить совершенствовать приемы распознавания наиболее распространенных растений своей местности, определить их систематическое положение и значение в жизни человека.

  6. Продолжить формирование умения составлять морфологическое описание (морфологическую характеристику растений семейства Пасленовых);

  7. Совершенствовать приемы учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков, сравнение, самостоятельной работы);

  8. Вы должны уметь приводить приметы распространенности растений из семейства Пасленовых, узнавать их в природе, применять знания о растениях в жизни для профилактики заболеваний, вызываемых ядовитыми растениями; проводить описание (исследование) растения и делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках и справочниках, значения терминов; работать с определителем растений, определять растения.



Внимательно прочитайте цели!


На работу 2 мин.


УЭ – 1


Цель: проверить себя, как усвоил материал прошлого урока по

теме «Характеристика семейства Розоцветные».


Выполните задания:


  1. Назовите представителей различных жизненных форм Розоцветных:


    1. Деревья: ___________________________________

    2. Кустарники: ________________________________

    3. Травы: _____________________________________


  1. Назовите представителей Розоцветных:


      1. Дикорастущие: ______________________________

      2. Декоративные: ______________________________

      3. Культурные: ________________________________


Приводите max по два примера к каждому пункту.


Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.


  1. Выполните тестовое задание:


    1. Растения семейства Розоцветных:


        1. Овес, рожь, кукуруза

        2. Редька, капуста, петуния

        3. Астра, василек, одуванчик

        4. Яблоня, черемуха, рябина.


    1. Семейство розоцветных относят к классу:


        1. Однодольных

        2. Двудольных


    1. Для розоцветных характерна форма цветка:


        1. Ч5Л5ТП1или

        2. Ч4Л4Т2+4П1

        3. О3+3Т3+3П1


    1. Семейству розоцветных соответствуют признаки:


        1. Соцветие кисть

        2. Плод костянка

        3. Сетчатое жилкование листа

        4. Формула цветка Ч4Л4Т2+4П1


    1. Для растений семейства Розоцветных характерны плоды:


        1. Зерновка

        2. Стручок

        3. Многоорешек

        4. Многокостянка


Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.




  1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства Розоцветных:


    1. Листья простые, тройчатосложные, непарноперистосложные.

    2. Плоды: стручки, бобы, зерновки.

    3. Тычинок в цветке много.

    4. Чашечка цветка раздельнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

    5. Стебель соломина.

    6. Нет представителей древесных форм.

    7. Плоды: яблоко, костянка, многоорешек, многокостянка.

    8. Пестик может быть один или их много.

    9. Плоды содержат много витаминов и минеральных солей.

    10. Среди представителей много ценных плодовых и ягодных культур.


Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.









Внимание! Если осталось время выполните задание 39 в рабочей тетради к учебнику на стр. 27. Эту работу проверит учитель и поставит дополнительную оценку!



На работу 6 мин.





Max 6 баллов.



Сделайте самопроверку.



Max 6 баллов.






Набранная вами сумма баллов за 1 и 2 задания _______



Max за тестовое задание 8 баллов.




























Сделайте взаимопроверку с соседом по парте.

Набранная вами сумма баллов ______



Max 7 баллов.













Сделайте взаимопроверку с соседом по парте.

Набранная вами сумма баллов _______


Max за четыре задания 27 баллов.


Набранная вами сумма баллов за четыре задания _______



УЭ – 2


Входной контроль:


Цель: выявить ваш исходный уровень знаний по теме «Семейство Пасленовые». (актуализация знаний).


  1. Выполните задание:


  1. Ответьте на вопросы. Ставьте напротив вопроса только цифры, которые кодируют данный признак в справке.




1 вариант


2 вариант



  1. Перечислите признаки растений класса однодольных:

Цифры: _________________


  1. Вспомните как называется плод картофеля

Цифра: __________________


  1. Почему табак ядовит:

Цифра: _________________



  1. Перечислите признаки растений класса двудольных:

Цифры: __________________


  1. Что мы едим у картофеля:

Цифра: __________________


  1. Томаты зелеными есть нельзя:

Цифра: __________________

















Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.


Внимание! Ответы сверьте по ключу (у учителя).



На работу 3 мин.





Самостоятельная работа.





Справка:

  1. ягода

  2. никотин

  3. мочковатая корневая система

  4. дуговое или параллельное жилкование листьев

  5. солонин

  6. клубни - видоизмененный побег

  7. сетчатое жилкование листьев

  8. стержневая корневая система

  9. цветок 3х членный

  10. цветок 4х или 5и членный

  11. одна семядоля в семени

  12. две семядоли в семени.


Max каждому варианту по 6 баллов.

Сделайте взаимопроверку с соседом по парте.

Набранная вами сумма баллов _______



УЭ – 3


Цель: в ходе работы с учебником вы должны выяснить: 1) об-

щее количество видов, входящее в семейство Пасленовые;

2) каковы жизненные формы; 3) многообразие и распро-

странение представителей.


  1. Прочитайте стр. 81 учебника и § 49 (дополнительная литература).


  1. Выясняйте материал, указанный в цели.


Проверка. За работу 2 балла.


На работу 2 мин.








Набранная вами сумма баллов ________


УЭ – 4


Цель: дополнить знания по теме. По вопросам предыдущего

учебного элемента.


  1. Прослушайте рассказ учителя о систематике, многообразии, распространении представителей семейства Пасленовых.


  1. Запишите в таблицу 1 представителей семейства Пасленовых (см. УЭ – 5), жизненные формы растений.


  1. Проверка.


За работу 2 балла.



На работу 5 мин.



Слушайте внимательно!



См. таблицу в УЭ – 5


Набранная вами сумма баллов _______



УЭ – 5


Цель: изучить признаки растений семейства Пасленовых.


  1. Прослушайте рассказ учителя.


  1. Делайте записи в таблице:


Таблица 1


Признаки растений семейства Пасленовых.


Представители и жизненные формы

Класс

Строение цветка

Тип плода

Характеристика стеблей, корней, листьев



















  1. Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.



На работу 5 мин.


Слушайте внимательно!


И заносите в таблицу признаки.



В таблице указать max 6 представителей.












Max за таблицу 19 баллов.


Набранная вами сумма баллов ________


УЭ – 6


Цель: составить морфологическую характеристику (описание)

растений семейства Пасленовых.

  1. Рассмотрите предложенное вам учителем растение и опишите по плану, занося признаки в таблицу.



Название растения _________________________________


1)



2)



3)



4)



5)



6)




  1. При описании следуйте плану:


  1. Отметьте особенности внешнего строения корня. определите тип корневой системы.

  2. Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.

  3. Определите: одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.

  4. Изучая строение цветка, отметьте особенности строения чашечки, венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.

  5. Изучите строение плода. Отметьте особенности его строения. Определите тип плода.

  6. Укажите к какому классу и семейству относится растение. На основании каких признаков вы это определили.



Внимание! Если осталось время определяйте растение, предложенное учителем по определительной карточке.


    1. Определяйте признаки и записывайте ход определения __________________________________


    1. Запишите название вида растения и его значение.


Проверка.

Работу по составлению морфологической характеристики и по определению растения проверит учитель и поставит дополнительную оценку.



На работу 4 мин.


Смотри план в пункте 2



Самостоятельная работа - морфологическое описание растения.












Читайте пункт плана, изучайте растение и заносите данные в таблицу














Работайте самостоятельно!


Работа по определению растений.


УЭ – 7


Цель: 1) пополнить знания о значении растений семейства Пасленовых; 2) выяснить значение важнейших с/х растений, вы

ращиваемых в нашем регионе и познакомиться с приемами их выращивания; 3) познакомиться с мерами профилактики

заболеваний, вызываемых ядовитыми растениями семейст-

ва Пасленовых.


  1. Прослушайте сообщения учащихся о значении растений семейства Пасленовых.



  1. Делайте краткие записи в таблице 2 (см ниже).


  1. Рассказ по данному вопросу будет идти по плану:

    1. Дикорастущие растения

    2. Пищевые растения

    3. Декоративные растения

    4. Лекарственные растения

    5. Ядовитые растения.


  1. При прослушивании сообщений обращай внимание на следующие моменты:

  1. Представители групп и их характерные особенности морфологические и анатомические.

  2. Значение в природе и для человека.

  3. Важнейшие с/х растения. Ценность данного растения, ради чего его выращивают. Каковы приемы его выращивания

  4. Если растение ядовито, то каковы меры профилактики отравления.


  1. Заполните таблицу.

Таблица 2.


Значение растений семейства Пасленовые.


Название растения


Значение в природе и для человека


1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.



Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.



Внимательно прочитайте цель!



На работу 10 мин














Слушай внимательно!














Max 11 баллов.









Сделайте самопроверку по ключу (у учителя).




Набранная вами сумма баллов _______


УЭ – 8


Выходной контроль.


Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала.


Выполните задания.


    1. Выберите среди изображенных на доске представителей семейства Пасленовых, записав их номера и названия.


__________________________________________________


    1. Выполните тестовое задание:


      1. Растения семейства Пасленовых:


        1. Овес, рис, рожь

        2. Томат, дурман, картофель

        3. Редька, редис, капуста

        4. Горох, бобы, акация.


      1. Ядовитое растение:


  1. Дурман

  2. Пастушья сумка

  3. Шиповник

  4. Лилия


      1. Для цветка Пасленовых характерна формула:


  1. Ч(5)Л(5)Т5П1

  2. Ч4Л4Т2+4П1

  3. Ч5Л5ТП1


      1. Семейству Пасленовых соответствуют признаки:


  1. Плод зерновка

  2. Плод ягода

  3. Плод коробочка

  4. Соцветие кисть


      1. Для растений семейства Пасленовых характерны жизненные формы:


  1. Травы

  2. Деревья

  3. Кустарники


Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.




    1. Вставьте пропущенные слова; пользуясь справкой


    1. У растений семейства Пасленовых цветок имеет __________ околоцветник,

    2. Чашечка состоит из ______________ чашелистиков.

    3. Венчик состоит из ________________ лепестков.

    4. Плод _____________ или ____________


Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.



    1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства Пасленовых:


      1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

      2. Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.

      3. Цветок имеет 1 пестик и пять тычинок.

      4. Цветок имеет 1 пестик и шесть тычинок.

      5. Чашечка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

      6. Плод семянка.

      7. Чашечка раздельнолистная, состоит из пяти чашелистиков.

      8. Плод ягода или коробочка.


Ответы _______________________________


Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.



Внимание! Если есть время, выполните задания


  1. 47 и 48 в тетради к учебнику.

Эту работу оценит учитель и поставит дополнительную

оценку!

  1. Составьте рассказ по опорному конспекту!



На работу 6 мин.


Ответы сверьте по ключу.


За 1 задание max 4 балла.

Набранная вами сумма баллов _______
































За 2 задание max 9 баллов.


Ответы сверьте по ключу (у учителя).


Набранная вами сумма баллов за 2 задание ________


Справка: ягода, двойной, один, коробочка, 5 сросшихся, 5 сросшихся, пять.


Max 7 баллов.


Набранная вами сумма баллов ______





Сделайте взаимопроверку с соседом по парте.







Ответы сверьте по ключу.


Max 4 балла.


Набранная вами сумма баллов ______



Дополнительные задания, если есть время.


Работа с опорным конспектом.



УЭ – 9


Цель: подвести итоги урока. Подсчитать набранные баллы, поста

вить себе оценку, выбрать домашнее задание.


  1. Еще раз прочитайте цели урока. Достигли вы их? Что мешало? Сообщите об этом учителю.

  2. Подсчитайте количество набранных вами баллов.

  3. Поставьте себе оценку.

  4. Выберите домашнее задание.



Баллы


Оценка


Домашнее задание


80 – 91


5

Молодец! Работал очень хорошо! Подготовь сообщение по теме, используя дополнительную литературу.


60 -79


4

Нужно еще потрудиться. Перечитай статью стр. 81 учебника, рассмотри рис. на стр. 83, прочитай в дополнительной литературе о Пасленовых.


45 – 59


3

Читай внимательно статью на стр. 81 учебника, рассмотри рисунок на стр. 83, приди к учителю за дополнительной литературой о Пасленовых и на дополнительные занятия. Еще раз пересмотри свои записи на уроке.


Ниже 44


2

Читай и учи статью на стр. 81 учебника, рассмотри рисунок на стр. 83, приди к учителю на дополнительные занятия по теме «Семейство Пасленовые».


Урок окончен.



На работу 2 мин.









Запиши домашнее задание в дневник.



Приложение к модулю 6


Тема «Семейство Пасленовые»


Ответы.

К УЭ – 1

Задание 1.

  1. Яблоня, черемуха, рябина, слива, вишня и т.д.

  2. Малина, боярышник, шиповник и т.д.

  3. Земляника, гравилат, манжетка и т.д.


Задание 2.

  1. Гравилат, манжетка, земляника лесная и т.д.

  2. Роза, шиповник.

  3. Яблоня, миндаль, земляника садовая, слива, вишня и т.д.


Задание 3 (тестовое)


1

2

3

4

5

Г

Б

А

А, Б, В

В, Г

Задание 4

Правильные суждения: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10.


К УЭ – 2

1 вариант 2 вариант


1) 3, 4, 9, 11 1) 7, 8, 10, 12

2) 1 2) 6

3) 2 3) 5


К УЭ – 5

Таблица 1


Признаки растений семейства Пасленовых.


Представители и жизненные формы

Класс

Строение цветка

Тип плода

Характеристика стеблей, корней, листьев

Картофель, томат, петуния, перец, паслен, баклажан; деревья, кустарники, травянистые

Двудольные

Ч(5)Л(5)Т5П1


Ягода или коробочка

Листья простые, цельные или разделенные на доли; стебли - прямостоячие (одревесневевшие или нет, кустистые или не очень)

Корни - стержневая корневая система.


К УЭ – 7

Задание 5

Таблица 2.

Значение растений семейства Пасленовые.


Название растения


Значение в природе и для человека


Паслен черный

Пища для животных, обогащают воздух кислородом, участвуют в почвообразовании

Паслен – горький

Пища для животных, обогащают воздух кислородом, участвуют в почвообразовании

Баклажан

Пищевые растения, употребляются плоды

Томат

Пищевые растения, употребляются плоды

Картофель

Ценная овощная культура. Полезны клубни.

Перец

Плоды содержат много питательных веществ.

Петуния

Декоративная, украшает клумбы

Красавка - беладонна

Лекарственное (сердечное)

Белена

Ядовитое, но используется для приготовления лекарств

Дурман

Ядовитый

Табак курительный

Ядовитый, содержит много вредных веществ, например, никотин.



К УЭ – 8


Задание 1

1 – томат

2 – картофель

3- табак

4 – белена


Задание 2


1

2

3

4

5

Б

А

А

Б, В, Г

А, Б, В

Задание 3


Вставьте пропущенные слова

  1. Двойной околоцветник

  2. 5 сросшихся

  3. 5 сросшихся

  4. 5

  5. 1

  6. Ягода, коробочка


Задание 4

Верные признаки: 2, 3, 5, 8

14