4 | Постановка цели и задач урока | 3 минуты | Организует рассматривание листьев, предлагает детям ответить на вопросы. - Все ли листья одинаковы внешне? -Чем листья отличаются друг от друга? - Что общего в их строении? Cлайд 5 (гербарий листья на листебумаги) Вместе с учениками определяет цель, задачи урока Теперь определим цель урока и построим план его освоения. План урока (на доске) 1. Форма листа 2. Виды листьев 3. Жилкование | Формулируют и согласовывают цель и задачи урока Предлагают пути их достижения Составляют план работы на уроке | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели. Логические: синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
5 | Открытие новых знаний Основные функции листа
Сравнение листьев
Схема строения листа
Способы прикрепления листьев к стеблю.
Форма листовой пластинки
Форма края листовой пластинки
Листья простые и сложные
Типы жилкования листьев | 20 минут | Рассказывает, задает вопросы. -Задумывались ли вы над тем, почему так много на Земле зелёных растений? - Почему у растений такая мощная громадная крона? С точки зрения продуктивности нет ничего, чтобы могло сравниться с растениями. Если все сталелитейные заводы мира выпускают в год около 350 млн. тонн стали, а все цементные заводы – 300 млн. тонн цемента, то все растения Земли все вместе ежегодно производят 130 000 млн.тонн сахаров! Растениям мы обязаны и всеми энергетическими ресурсами, которые имеются в распоряжении человечества. Ведь уголь, нефть и торф – всё это прямо или косвенно возникло за счет растений. - Для чего нужны растениям листья? Чтобы проверить ваши ответы обратимся к учебнику стр. 32. (слайд 7) Лист – это часть побега, который образует органические вещества (фотосинтез), участвует в газообмене и испаряет влагу. Слайд 8 В природе не существует двух абсолютно одинаковых листьев. Листья разнообразны и по форме и по размерам. Чем же листья похожи? Большинство листьев растений имеют зеленую окраску. Это обусловлено с выполняемой функцией – фотосинтез. Схемой строения. Лист состоит из двух частей – листовой пластинки и черешка. Давайте разберем внешнее строение листа березы. Слайд 8 Акцентирует внимание на основных частях растения. - Для чего листу листовая пластика? - Какую роль играет черешок? - У всех ли листьев есть черешок? Предлагает посмотреть слайды 9-10 листьев по наличию черешка и рис.24 стр.33 Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. Такие листья называют черешковыми. Назовите примеры таких растений? (яблоня, вишня, клён, берёза) Слайд 9 А у других растений, например, пшеница, лен, алоэ, листья прикрепляются к стеблю основанием листья. Их называют сидячими. Слайд 10 Выполним задание в р.т. 23 стр. 14 Обращает внимание на многообразие форм листовой пластинки, на схему определения формы листовой пластинки. Слайд 11-12 Предлагает детям определить форму листовой пластинки раздаточного материала. Обращает внимание на край листовой пластинки. Слайд 13 Обратите внимание на гербарий клена, дуба, березы, яблони. Что вы можете о них сказать? Таблица слайд14 Откройте страницу учебника 34, прочитайте пункт «Листья простые и сложные» Слайд 15-16 Предлагает рассортировать листья из коллекции на две группы: простые и сложные Ставит вопрос перед детьми: - Что можно заметить на обратной стороне листовой пластинки? -Одинаково ли расположены жилки на листьях разных растений? - Как вы думаете, какую роль играют жилки в листе? Слайд 17 Различают три типа жилкования листьев: параллельное, дуговое и сетчатое. Предлагает детям вспомнить известные признаки двудольных и однодольных растений. Мы с вами познакомились еще с одним признаком одно- и двудольных растений. Двудольные растения имеют сетчатое жилкование, а однодольным характерно параллельное и дуговое. Но есть и исключения, подорожник дуговое, вороний глаз сетчатое. Слайд 18 физкульминутка Отдохнём с тобой, дружок Ставим дружно руки в бок Наклонились влево, вправо, Влево, вправо, влево вправо Потянулисть мы на славу Сядем тихо, мой дружок И продолжим наш урок | Высказывание предположений о роли зелёных растений на Земле.
Называют основные функции, выполняемые листом.
Высказывают предположения.
Рассматривают слайды и работают с учебником стр. Приводят примеры черешковых листьев.
Приводят примеры сидячих листьев. Участвуют в обсуждении. выполняют зад. в р.т. 23
Работают с раздаточным материалом. Называют формы края листовой пластинки. Сравнивают листья, делают выводы, аргументируют.
Участвуют в обсуждении.
Определяют тип жилкования листьев из коллекции. Делают предположение, что жилки играют роль скелета в листе и являются проводящими путями.
Вспоминают и называют, какие признаки этих классов растений они знают. Определяют среди комнатных растений двудольные и однодольные.
Выполняют действия указанные в физкульминутке | Личностные: самоопределение. Регулятивные: прогнозирование, способность к волевому усилию. Познавательные: понимание и адекватная оценка процесса и результатов деятельности. Логическое: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. |
6 | Первичное закрепление знаний | 5 минут | Ребята, сейчас вы выполните лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» пользуясь, учебником страница 35-36 и рабочей тетрадью задание № 26. Слайд 19 Выводы: Слайд 20 | Выполняют работу Отвечают на вопросы по ходу работы Заполняют таблицу в тетрадях. Проводят анализ и делают вывод. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение причинно-следственных связей; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений. |