СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии строение плодов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 урок для учащихся 6-7 класса "все о плодах" с лабораторной работой для выполнения в классе как закрепленияя темы

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии строение плодов»


Тема: « Плоды. Строение, разнообразие плодов».

6 класс

Нечипорук И.С


Цель: «Изучить разнообразие плодов, показать многообразие плодов;

продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;

подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.

Задачи:

образовательная: сформировать понятие о плодах, разобрать и изучить строение плодов, ознакомить учащихся с разнообразием плодов, установить связь между строением околоплодника и типом плода, дать учащимся основные представления о значение плода в жизни цветковых растений, в жизни животных и человека.

Воспитательная: формирование мировоззрения учащихся, рассмотреть взаимосвязь компонентов и целого, влияние особенностей строения плода на его тип, воспитывать умение организовывать свой труд. Соблюдать правила работы в коллективе

Развивающая : развить познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации; совершенствуя умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость строение-свойство-тип плода.

оборудование: таблицы «строение сочных и сухих плодов», «оплодотворение цветковых», рисунки, фото разнообразных плодов, растений с плодами, муляжи фруктов, яблоко, помидор, огурец, семя подсолнечника, виноград, учебник.

понятия: плод, околоплодник, экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий, сочный плод, сухой плод, костянка, ягода, яблоко, тыквина, померанец, земляничина, многокостянка, зерновка, семянка, орех, листовка, боб, стручок, односемянные, многосемянные.


Ход урока

  1. организационный момент.

  2. актуализация позновательной деятельности.

Фронтальный опрос:

  1. Что такое оплодотворение?

  2. Что происходит во время оплодотворения?

  3. Где происходит оплодотворение?

  4. Написать на доске схему слияние мужских и женских гамет, с обозначением диплоидности

  5. Что образуется из зиготы?

  6. Что образуется из завязи?

  7. Что образуется из семязачатков?

  8. Что образуется после слияния спермия с центральной клеткой?

  9. Что такое эндосперм? Для чего он нужен? какие вещества содержит?

  10. Какая энергетическая ценность злаковых?



  1. изучение нового.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка.

Куст в колючках, будто ёж, —

Вот и назван ...

(Ежевика)

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(Вишня)

Было зелёное платье атласное.

Нет, не понравилось,

Выбрала красное,

Но надоело также и это —

Платье надела синего цвета.

(Слива)

Слайд 2

О чем же пойдет речь на нашем уроке?(ученики формулируют тему и цель урока)



плод- репродуктивный орган растений, в котором находятся семена (Слайд 3)

.


Плод состоит из околоплодника, окружающего семя.

Плод




Околоплодник Семя

- стенка плода:

  • -защита от высыхания

  • -холода

  • - повреждений

  • - распространение семян


Плоды отличаются по:

  • Форме

  • Окраске

  • Размерам

  • Содержанию воды

  • Количеству семян

  • Строению околоплодника


По строению околоплодника, плоды бывают




Сухие сочные



Раскрывающиеся нераскрывающиеся ягода, костянка, яблоко

  • Боб орех









  • Стручок зерновка




Слайд 4



По количеству семян (слайд 5)



Односемянные многосемянные

  • Подсолнечник горох

  • Орех капуста

  • Пшеница мак



Рассмотрим строение околоплодника. Зарисуем в тетради. (слайд 6)

  1. Экзокарпий-кожица

  2. Мезокарпий- средний слой(сочный или сухой)

  3. Эндокарпий-внутренняя оболочка околоплодника, может быть кожистой, одревесневшей, пленчатой.

  4. Семя.


экзо-, мезо-, эндокарпий составляют околоплодник.

Экзокарпий, как правило, окрашен, содержит пигменты и антоцианы для привлечения птиц, животных-распространителей плодов. Защита

Мезокарпий( у сочных плодов) разрастается, содержит много воды, накапливает питательные вещества.



Если мезокарпий разрастается и содержит боле 50% воды- мы говорим о сочном плоде.

Если мезокарпий неразросшийся и в нем менее 50% воды-плод сухой.

( демонстрация яблока. На примере разрезанного яблока учитель показывает кожицу-экзокарпий, середину-мезокарпий и внутренний пленчатый слой-эндокарпий. Демонстрация сухого плода-боб фасоли) (слайд 7)




Давайте разберем на примере некоторых растений, какие бывают виды сочных и сухих плодов.(запишем в тетради). Демонстрация рисунков с изображением различных плодов. (слайд 8)

К сочным плодам относят:


  1. Костянка – односемянной плод с одревесневшим внутренним слоем( вишня, черешня, персик, слива, абрикос) (слайд 9)

  2. Ягода- многосемянной плод с кожистым внешним слоем(смородина, томаты, картофель, виноград, арбуз, баклажан). Небольшой рассказ о ядовитых ягодах картофеля, как ими травились люди, не зная, что в пищу нужно употреблять клубни, а не ягоды( «картофельные бунты» в России) (слайд 10)

  3. Яблоко- многосемянной плод с пленчатыми камерами, внутри каждой находится семена(яблоко, груша, рябина) (слайд 11)








  1. Тыквина ( демонстрация огурца)-многосемянной плод, внешний слой твердый, кожистый( тыква, дыня, огурец, цуккини) (слайд 12)





  1. Померанец

Многосемянной плод с толстым кожистым экзокарпием, богатым эфирными маслами. Ученики приводят свои примеры. Ответ учителя( апельсин, мандарин, лимон)( Слайд 13)





6. земляничина( клубника, земляника) (слайд 14)





7.Многокостянка ( малина, еживика) ( слайд 15)

Сухие плоды, нераскрывающиеся:

  1. Зерновка – околоплодник плотно срастается с семенной кожурой( пшеница, рожь, кукуруза-злаковые)(слайд 16)

  1. Семянка( подсолнечник, одуванчик, георгина) (слайд17)

  2. Орех- одревесневший экзо-, мезо-, эндокарпий. В пищу употребляем семя( орешник, гречка, бук, каштан, жолудь) (слайд 18)



Сухие раскрывающиеся (слайд 19)

  1. Листовка-пион, магнолия

  2. Боб- раскрывается по двум швам, семена прикрепляются к створкам( фасоль, горох, белая акация





  1. Стручок-раскрывается по двум швам, семена на средней перегородке( капуста, редька). Вспомним, что в пищу мы употребляем кочан -разросшуюся почку.

  2. Коробочка- раскрывается дырочками, зубчиками, крышечкой( мак, белина)


  1. выполнение лабораторной работы.

В тетрадях для лабораторных работ. Л/р №10

Тема: «строение и разнообразие плодов»

Цель: ознакомиться со строением и разнообразием плодов, научиться выявлять типы и плодов по строению околоплодника.

Оборудование: сухие и сочные плоды, муляж плода, учебник.

В конце работы пишется вывод по цели.






  1. Рефлексия……………….(что изучили, что поняли, что понравилось???)

  2. самооценивание……..

  3. домашнее задание:

Ş 48, зарисовать различные типы плодов и семена, составить в тетрадях таблицу по типам плодов с примерами растений по образцу:

тип плода- примеры растений( костянка:……………..)

  1. хронометраж:

  1. орг. момент…………………………….1 мин.

  2. актуализация…………………………5 мин.

  3. изуч. нового…………………………. 20 мин.

  4. лаб. работа……………………………...15 мин.

  5. рефлексия……………………………….3 мин.

  6. д/з…………………………………………….1 мин.

.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!