Урок по биологии в 5 классе на тему: «Жизнедеятельность клетки»
Цель урока: создать условие для изучение учащимися основных процессов жизнедеятельности клетки
Задачи:
Образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки; должны усвоить понятия: жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, движение цитоплазмы.
Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Воспитательная: создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, способствовать формированию коммуникативных качеств у учащихся, развитию способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.
Тип урока: изучения новых знаний
Ожидаемые результаты: познакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности клетки: движение цитоплазмы, питание, дыхание, рост, размножение.
Предметные: у учащихся формируются представления о жизнедеятельности клетки.
Метапредметные:
познавательные: сформировано умение работать с текстом и выделять главное, умение строить свое высказывание
регулятивные: сформировано умение ставить задачу на урок, самооценка результатов работы на уроке
коммуникативные: у учащихся сформировано умение работать в паре, группе; умение выражать свою точку зрения, слушать других.
Личностные: формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.
Межпредметные связи: Литература, русский язык
Оборудование: Учебник Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ И. Н. Пономарева и др. – М.: Вентана=Граф, 2015, презентация, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент (3 мин)
Вступительное слово учителя (3 мин)
Презентация (слайд 1)
Мы находимся в несколько необычных условиях, а для того, чтобы наша встреча не была бесполезной, мы должны сотрудничать. Представьте, что мы обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. Какие живые организмы вы можете встретить здесь? И первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии – это растения.
Подготовка к восприятию нового материала (5 мин)
(Актуализация знаний).
Фронтальная беседа.
Вспомним, какое строение имеет клетка? (Cлайд 2)
И для этого, вам предстоит выполнить задание №1,2. Прочитать внимательно. Закончите предложения. (Cлайд 3)
ЗАДАНИЕ №1
Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта………………… Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………, заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.
ЗАДАНИЕ №2
Вставить пропущенные буквы в терминах : ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.
Назовите органоиды клетки (Cлайд 4)
4. Изучение нового материала (15 мин)
Мы вспомнили строение клетки, её хим. состав, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки. Как вы понимаете термин жизнь? - Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах. Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? (Слайд 5). Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.
Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте сформулировать тему урока. (запись в тетрадь темы урока) (Слайд 6).
А начнем работу с просмотра слайда (Слайд 7). Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране (дыхание клетки). Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение углекислого газа.
Что еще необходимо клетке для нормальной жизнедеятельности? Питание. А для того чтобы узнать, каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть видеофрагмент (Слайд 8-9) Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ. (отметьте в конспектах поступление веществ в клетку).
Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются не нужные, при помощи цитоплазмы (Слайд 10-11). Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы.
Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.
Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления у клеток разная, а принцип деления один.
(Слайд 12-13) Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же, как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У человека их 46, у томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой
Составьте схему деления клеток. У вас на столах вас лежат разрезанные карточки в конверте из которых необходимо правильно расставить этапы процесса деления.
Как должно быть проверьте по слайду на доске. Отложите конверты с заданием.
Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно это процесс роста клеток.
Слайд 14. А для этого вы поработаете самостоятельно по учебнику. Как происходит рост клетки и его значение. Проверяем. Как же происходит рост клетки. Молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаются питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет.
5. Физкульминутка (3 мин)
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
(Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
6. Домашнее задание (4 мин)
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности (отметить на конспекте название процессов), но если посмотрим на ваш опорный конспект, то увидим, что заполнен не полностью. Так вот вашим домашним заданием будет: закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы. § 9, стр. 36-39
7. Закрепление (5 мин)
А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. (Слайд 15). Сказка о житие – бытие растительной клетки
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?
Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке? Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ. Презентация слайд 16.
И вернемся к началу урока, как бы вы назвали тему __________. Оказывается и я назвала ее также. (жизнедеятельность клетки; жизнь клетки – вариантов много)
Ну, вот мы и побыли в гостях у клетки – единице всего живого на Земле. А сейчас, возвращаемся на нашу выдуманную планету, для того, чтобы на следующем уроке вновь вернутся, и познать новые тайны живой природы.
8. Рефлексия (2 мин)
После изучения данной темы:
Я знаю | |
Я умею | |
Я могу | |
Я хочу | |
9. Оценивание работы учащихся (2 мин)