Предмет: Биология
Учитель: Москалец Н.В.
Класс: 5-А
ТЕМА: Ткани растений.
Задачи:
- сформировать представление о тканях;
- показать разнообразие тканей растений;
- сформировать умения различать ткани растений на иллюстративном материале;
-показать возможность использования имеющихся знаний для прогнозирования на примере покровных тканей;
-развивать умения устанавливать взаимосвязь строения и функций, причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
Научатся характеризовать особенности строения тканей растительного организма, работать с микропрепаратами и микроскопом.
Получат возможность научиться доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции.
Метапредметные:
Познавательные: развивать умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника).
Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность, проводить самооценку
Коммуникативные:умение строить монологическое высказывание, вступать в диалог, работать в команде
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.
Деятельность учащихся:
-работать с текстом и иллюстрациями учебника, работа с карточками.
-определять понятия по теме урока;
-распознавать покровные ткани растений на иллюстративном материале;
-сравнивать ткани, делать выводы о причинах их сходства и различий;
- объяснять: устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями;
- прогнозировать последствия повреждения тканей.
Основные термины и понятия:
Ткань, межклеточные пространства ( межклетники), покровные ткани растений: кожица, пробка, корка; чечевички, устьице, проводящие ткани, основные ткани, образовательные ткани
Основное содержание:
Понятие « ткань».
Покровные ткани растений, их особенности у листа, стебля, корня.
Основные, проводящие, образовательные ткани
Применяемые технологии (элементы): информационно-коммуникационная технология, проблемное обучение, критическое мышление, моделирование
Электронные ресуры: https://lesson.edu.ru/lesson/87d5ac8b-3cd5-4ff0-a1ca-8d92928535d1?backUrl=%2F06%2F06 (тестирование)
https://lesson.edu.ru/lesson/87d5ac8b-3cd5-4ff0-a1ca-8d92928535d1?backUrl=%2F06%2F06 (видеофрагмент)
ЭТАПЫ урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствие Давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Только тот, кто много знает, В жизни чего-то достигает | Приветствие |
Актуализация знаний | Давайте проверим как вы усвоили предыдущий материал: Вопрос № 1Основная структурная единица жизни ткань орган клетка организм система органов Вопрос № 2Основные части растительной клетки оболочка, цитоплазма оболочка цитоплазма оболочка, цитоплазма, ядро ядро Вопрос № 3Покрывает клетку снаружи оболочка цитоплазма вакуоль ядро пластиды Вопрос № 4Прозрачное, слизистое вещество клетки, похожее на белок яйца ядро пластиды оболочка вакуоль цитоплазма Вопрос № 5 Полость в цитоплазме растительной клетки, заполненная клеточным соком вакуоль ядро цитоплазма оболочка пластиды Вопрос № 6Контролирует все жизненные процессы клетки вакуоль ядро цитоплазма лейкопласты оболочка Вопрос № 7Бесцветные или окрашенные тельца, характерные только для растительной клетки цитоплазма ядро пластиды вакуоль оболочка Вопрос № 8Определяют зеленый цвет растений лейкопласты хромопласты хлоропласты ядро оболочка Вопрос № 9Придают лепесткам цветов, созревшим плодам и осенним листьям красный, желтый и оранжевый цвет ядро хлоропласты цитоплазма хромопласты лейкопласты | Взаимопроверка |
Целеполагание | Конверт с тканями - Ребята, что у вас в конверте? - Достаньте содержимое конверта - Знаете ли вы название этих тканей? - А для чего нам нужны ткани? -А как вы думаете, что общего между тканями, которые у вас в руках и многоклеточными организмами? - Сформулируйте тему урока. - Откройте тетрадь, запишите число и тему урока - Давайте поставим цели, что мы должны узнать о тканях на уроке? Видеофрагмент https://lesson.edu.ru/lesson/87d5ac8b-3cd5-4ff0-a1ca-8d92928535d1?backUrl=%2F06%2F06 | Угадывают ткань: ситец, лён, хлопок… Чтобы не замерзнуть от холода или не обгореть на солнце, она предохраняет нас от воздействий окружающей среды.) ( организмы состоят из тканей, покрывают организмы) Ставят цели урока: Изучить Покровные ткани растений 1. Определение ткани. 2. Строение тканей растений. 4. Функции тканей |
Открытие нового знания | Работа с определением ( в группах по 4 уч-ся) - чтобы дать определение ткани, вы должны восстановить порядок отдельных фраз, словосочетаний. ( в конверты с разрезным определением ткани, учащиеся на лист наклеивают правильное последовательность определения ткани) | Собирают пазлы – определяют понятия |
| - А какое есть исключение из правила? - Найдите биологический блокнот, стр.56, прочитайте интересные факты о ткани. - Какую дополнительную информацию о ткани узнали? | Тело состоит из множества клеток, клетки взаимосвязаны между собой У грибов ложная ткань ГРЮ впервые использовал термин «Ткань», ткань по строению напоминало кружево или полотно Марчелло Мальпиги в своих работах подчёркивал строение тканей. Разрушится Предположения Склеиваются между собой |
Применение новых знаний | Давайте представим себе строительство дома из кирпича. У строителей нет цементного раствора, они кладут стены из кирпича,не скрепляя его. Что может произойти с таким домом? Клетки организма можно сравнить с кирпичиками и они должны скрепляться, чтобы организм не развалился. Почему он не рассыпается? Значит, кроме клеток должно быть вещество их скрепляющее. Что это за вещество? - Найдите ответ на этот вопрос в учебнике, стр.56, второй абзац | Находят в учебнике информацию, отвечают. Межклеточное пространства ( межклетники) |
Давайте послушаем мини- исследование, которое провела ученица | ( сварила клубень картофеля и сравнила его с сырым клубнем. Вывод: варёный картофель рассыпчатый , ас сырой нет, при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым) Ткань=клетки + межклеточное вещество |
| Работа с ключевыми понятиями Работа в парах по учебнику стр.56-57 - Давайте поработаем с ключевыми понятиями: - Предлагаю вам выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по вашему мнению, с понятием «покровная ткань». Выписывайте всё, что придёт на ум. - проверьте правильность предположения по тексту учебника ,стр 56. | Выписывают из учебника. Один из учащихся озвучивает. Устьица Восковой налёт Пробка Чечевички Кора |
| Проверка ( место расположения, функции) Работа с текстам, вставить пропущенные слова в предложениях. - какая информация для вас была новая? | Создают защиту растения от испарения воды Защита от испарения, отражения солнечных лучей. на старых побегах , многослойная, клетки мёртвые, заполненные воздухом, плотно прилегают друг другу рыхлые, газообмен толстая, защита от механических повреждений |
Домашняя работа | Изучить материал учебника. Выполнить тесты из ресурса https://lesson.edu.ru/lesson/87d5ac8b-3cd5-4ff0-a1ca-8d92928535d1?backUrl=%2F06%2F06 | |
Рефлексия (Самооценка и взаимооценка) | Лестница успеха -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? Все ли вам было понятно в течение урока? Достигли мы тех целей урока, которые вы обозначали в начале урока? Какая часть урока показалась самой интересной? Какая часть урока вызвала затруднение? Какое у вас настроение после урока? Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп. Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность | |
Приложение1
Лабораторная работа № 4
Тема. Строение покровной ткани листа
Цель: изучить особенности строения покровной ткани листа, отработать практические навыки работы с микроскопом и микропрепаратами, закрепить навык исследовательской работы;
Оборудование: Учебник 5 класс, микроскопы, готовые микропрепараты, инструктивные карты
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении готовый микропрепарат «Эпидермис листа».
2. Найдите бесцветные клетки покровной ткани.
Какую форму они имеют? Каково их строение? Каково их значение в жизни листа?
Вставьте пропущенные слова, используя текст учебника на странице 56:
1).Клетки кожицы ____________________ , _______________ , ____________ прилегают друг к другу.
2).Благодаря _______________ клеток солнечный свет проникает внутрь листа.
3.Выполнить рисунок в тетради клетки кожицы листа растения и сделать надписи: бесцветные клетки покровной ткани, замыкающие клетки устьица, устьичная щель.
Сделайте вывод о значении кожицы листа.
Клетка эпидермиса листа герани (покровная ткань)
1.безцветные клетки;
2.замыкающие клетки устьиц;
3.устьичная щель;
Строение устьиц
1.замыкающие бобовидные клетки;
2. устьичная щель.
Вставьте пропущенные слова в текст использую учебник на стр.56.
Другие клетки кожицы более_____________, ______________ так как содержат ________________.
Эти клетки располагаются______________и носят название замыкающих.
Если они отодвигаются друг от друга, то между ними появляется ____________________________________________________________
Возникающую между замыкающими клетками щель называют_____________________.
ВЫВОД: Я изучил (ла) строение покровной ткани листа.
Плотно прижатые клетки кожицы обеспечивают защиту. Бесцветные и прозрачные клетки пропускают свет к фотосинтезирующим клеткам. Устьица состоят из замыкающих клеток с хлоропластами, регулируют испарение воды (транспирацию) и газообмен. Волоски дополнительно защищают ткани листа от испарения воды, могут выделять вещества отпугивающие животных и защищающие от поедания.
Приложение2
Дата «__» ________ класс 5-___ ФИО_________________________
Лабораторная работа № 4
Тема. Строение покровной ткани листа
Цель: изучить особенности строения покровной ткани листа, отработать практические навыки работы с микроскопом и микропрепаратами, закрепить навык исследовательской работы;
Оборудование: Учебник 5 класс, микроскопы, готовые микропрепараты, инструктивные карты
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом при малом, а затем при большом увеличении готовый микропрепарат «Эпидермис листа».
2. Найдите бесцветные клетки покровной ткани.
Какую форму они имеют? Каково их строение? Каково их значение в жизни листа?
Вставьте пропущенные слова, используя текст учебника на странице 56:
1.Клетки кожицы ____________________ , _______________ , ____________ прилегают друг к другу.
2.Благодаря _______________ клеток солнечный свет проникает внутрь листа.
Выполнить рисунок в тетради клетки кожицы листа растения и сделать надписи: бесцветные клетки покровной ткани, замыкающие клетки устьица, устьичная щель, волосок.
Сделайте вывод о значении кожицы листа.
_______________________________________
1.____________________________________
2.____________________________________
3._____________________________________
Строение устьиц
1._____________________________________________
2. ____________________________________________
Вставьте пропущенные слова в текст использую учебник на стр.56.
Другие клетки кожицы более_____________, ______________ так как содержат ________________.
Эти клетки располагаются______________и носят название замыкающих.
Если они отодвигаются друг от друга, то между ними появляется-_________________________
Возникающую между замыкающими клетками щель называют_____________________.
ВЫВОД: ________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение3
ДОМАШНЯЯ РАБОТА (из эл. ресурса https://testedu.ru/test/biologiya/6-klass/rastitelnyie-tkani.html)
Вопрос № 1
Совокупность клеток , сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям
орган
ткань
организм
органоид
клетка
Вопрос № 2
Выберите правильную последовательность
группа клеток-ткань-орган-организм
группа клеток-орган-ткань-организм
ткань-группа клеток-орган-организм
орган-группа клеток-ткань-организм
организм-группа клеток-ткань-орган
Вопрос № 3
Ткань, находящаяся на верхушке стебля и на верхушке корня
выделительная
образовательная
основная
покровная
опорная
Вопрос № 4
Для образовательной ткани растений характерно
выделение нектара
функция опоры
деление клеток
доставка веществ
защита растения
Вопрос № 5
Вид ткани растений, клетки которой плотно прилегают друг к другу, выполняя функцию защиты
выделительная
проводящая
опорная
покровная
основная
Вопрос № 6
Клетки растительной ткани содержащие большое количество хлоропластов
основная
выделительная
опорная
образовательная
покровная
Вопрос № 7
Ткань имеющая клетки крупного размера, подразделяется на запасающую и фотосинтезирующую
покровная
образовательная
основная
выделительная
проводящая
Вопрос № 8
Кожица, пробка и корка образованы тканью
образовательной
основной
выделительной
покровной
опорной
Вопрос № 9
Основная масса фотосинтезирующей ткани сосредоточена
в листьях
в корнях
в корнеплодах
в стеблях
в луковицах
Вопрос № 10
Ткань участвующая в накоплении питательных веществ в плодах, семенах, и луковицах
опорная
выделительная
запасающая
покровная
образовательная