Тема «Фонетика, орфоэпия, графика».
Цели:
1. Закрепить знания по фонетике, графике, орфоэпии.
2. Увидеть, что студенты усвоили как следует, а что – нет.
3. Увлечь студентов языковыми играми.
4. В процессе выполнения заданий сделать самостоятельные «лингвистические открытия»: увидеть, какие типы звуков никогда не встречаются в позиции конца слова, какие звуки меняются в отсутствие ударения и т.п.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
1.Вступительное слово преподавателя, обоснование темы.
Мы говорим и пишем неодинаково. Единицей устной речи являются звуки, единицами письменной речи – буквы. И сегодня мы с вами будем говорить о фонетике, графике и орфографии.
(слайд 1)Фонетика, графика, орфография.
(слайд 2) Цели занятия.
II.Теоретическая часть.
(слайд 3) Звук – это минимальная единица речи. Звуки речи, их качество, изменения в потоке речи изучаются в разделе науки о языке – фонетике.
(слайд 4) Фонетический разбор. Гласные
а о у э ы – показатели твердости согласного
я ё ю е и – показатели мягкости согласного
Согласные
б в г д ж з й л м н р – звонкие
п ф к т ш с ч ц щ х – глухие
ж ш ц – твёрдые ч щ й - мягкие
(слайд 5) Запомни!
1.В начале слова, после гласной, после Ь или Ъ
[Й] [Й] [Й] [Й]
Е ё ю я
[Э] [О] [У] [А]
2.После согласной эти четыре буквы и буква И обозначают мягкость согласной и звуки:
Е [Э]; Ё [О]; Я [А]; И [И]
(ЕЛ [Й ЭЛ], РЯД [Р АТ]).
(слайд 6) Звук и буква.
Мы говорим и пишем неодинаково. Единицами устной речи являются звуки, единицами письменной речи – буквы.
Не всегда совпадает звуковой и буквенный состав слова, например: фьючерс [ф,ючерс] (7 букв, 6 звуков), инфляция [инфл,й,ацый,а] (8 букв, 10 звуков).
(слайд 7) Ударение – это произношение одного слога в слове с большей силой и долготой.
Звуки речи, их качество, изменения в потоке речи изучаются в разделе науки о языке – фонетике.
В русском языке ударение свободное. Оно может падать на любой слог: на первый, второй, третий и др.
(слайд 8) НАПРИМЕР:
БАЗИС - разница (премия или скидка) между ценой наличного товара и товара с поставкой на срок, между ценой по сделкам с реальным товаром и биржевыми котировками. (ударение на 1-й слог)
АКЦЕПТ - форма расчетов по векселям, чекам и другим ценным бумагам, а также товарным документам; осуществляется с помощью кредитно-банковских учреждений. (ударение на 2-й слог)
АБАНДОН - отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика при обязательстве последнего уплатить страхователю полную страховую сумму. (ударение на 3-й слог)
(слайд 9) Ударение в русском языке иногда помогает различать слова и формы слов: Кружки – кружки, мука – мука,
жаркое – жаркое, носите – носите.
(слайд 10) Орфоэпия. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения и постановки ударения в слове.
(слайд 11)
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг,
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
(С.Я.МАРШАК)
(слайд 12)
II.Практическая часть.
1.Работа с тестами.
1.Звуки речи, их качество, изменения в потоке речи изучается в разделе науки о языке:
А) орфография.
В) фонетика.
С) морфология.
Д) орфоэпия.
Е) графика.
(слайд 13)
2.Раздел науки о языке, изучающий знаки, которые используются для передачи устной речи на письме, - это:
А) фонетика.
В) морфология.
С) орфография.
Д) графика.
Е) орфоэпия.
(слайд 14)
3.Совокупность норм устной речи, устанавливающая единообразное литературное произношение, - это:
А) орфография.
В) графика.
С) фонетика.
Д) морфология.
Е) орфоэпия.
(слайд 15)
4. Раздел науки о языке, изучающий строение слова, его значимые части, - это:
А) морфемика.
В) графика.
С) орфоэпия.
Д) орфография.
Е) фонетика.
(слайд 16)
5.[й,], [ч,], … - в данном ряду пропущен звук
А) [г,]
В) [к,]
С) [л,]
Д) [т,]
Е) [щ,]
(слайд 17)
6.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
А) Рёв.
В) Шура.
С) Брат.
Д) Ров.
Е) Юра.
(слайд 18)
7.Звонкий согласный звук, не имеющий парного глухого:
А) [м]
В) [б]
С) [ч,]
Д) [г]
Е) [ф]
(слайд 19)
8.Укажите мягкий согласный, не имеющий твёрдой пары.
А) [в,]
В) [х,]
С) [ч,]
Д) [г,]
Е) [ф,]
(слайд 20)
9. Ь знак пишется в слове
А) под…езд
В) ин…екция
С) сем…десят
Д) неот…емлемый
Е) в…явь
(слайд 21)
10.Ъ знак пишется в слове
А) пред…олимпийский
В) транс…европейский
С) с…ориентироваться
Д) трёх…этажный
Е) контр…удар
(слайд 22)
11.Укажите слово с не-произносимым согласным
А) ровес…ник
В) чудес…но
С) желез…ный
Д) свис…нул
Е) любез…ный
(слайд 23)
12. Укажите слово с не-произносимым согласным
А) чу…ство
В) интерес…но
С) прес…ный
Д) вкус…но
Е) ровес…ник
(слайд 24)
13.Укажите парные сог-ласные в слабой позиции
А) тра…ка
В) пло…ы
С) гри…ы
Д) сне…а
Е) овра…и
(слайд 25)
14.Укажите парные соглас-ные в сильной позиции
А) любо…ь
В) ла…ка
С) гри…ок
Д) голу…ь
Е) лё…кие
(слайд 26)
15.Укажите непроверяемую безударную гласную в корне слова
А) д…ждливый
В) с…лонка
С) к…ссир
Д) б…льной
Е) к…рандаш
(слайд 27)
16.Укажите непроверяемую безударную гласную в корне слова
А) св…сток
В) ств…лы
С) к…льцо
Д) л…пата
Е) пл…чо
(слайд 28)
17.Определите слово с приставкой -раз-
А) ра…сыпать
В) ра…валить
С) ра…пределить
Д) ра…кидать
Е) ра…топтать
(слайд 29)
18.Определите слово с приставкой -рос-
А) р…списка
В) р…скаяние
С) р…спись
Д) р…скрашивание
Е) р…списание
(слайд 30)
19.Буква с пишется в слове
А) бе…цельный
В) бе…зубый
С) бе…дорожье
Д) бе…злобный
Е) во…звание
(слайд 31)
20.Буква з пишется в слове
А) во…пламенеть
В) ра…задорить
С) ни…падать
Д) ра…ставлять
Е) и…полнить
(слайд 32)
21.Укажите слово с пропущенной «и» после приставок
А) с…грать
В) роз…грыж
С) небез…нтересный
Д) сверх…нтересный
Е) пред…стория
(слайд 33)
22.Укажите слово с пропущенной «ы» после приставок
А) меж…нститутский
В) пед…нститут
С) без…скусный
Д) сверх…нтересный
Е) сверх…дейный
(слайд 34)
23.Укажите слово с пропущенной «е» в корне слова
А) ш…мпол
В) капюш…н
С) кош…лёк
Д) ч…порный
Е) трущ…ба
(слайд 35)
24.Укажите слово с пропущенной «0» в корне слова
А) ж…на
В) ш…рник
С) ж…лтеть
Д) ж…стокий
Е) ч…рнеть
(слайд 36)
25. Укажите слово с ь знаком на конце слова
А) рож…
В) замуж…
С) багаж…
Д) хорош…
Е) много луж…
(слайд 37)
26. Укажите слово без ь знака на конце слова
А) вещ…
В) шипуч…
С) стригеш…
Д) навзнич…
Е) намаж…
(слайд 38)
27. Укажите слово с пропущенной «ю» в корне слова
А) ж…вопись
В) ч…деса
С) случ…й
Д) параш…т
Е) абаж…р
(слайд 39)
28.Укажите слово с пропущенной «о»
А) чаш…чка
В) лож…чка
С) ярч…
Д) рубаш…нка
Е) сирен…вый
(слайд 40)
29. Укажите слово с пропущенной буквой «ё»
А) девч…нка
В) еж…вый
С) тренаж…р
Д) чесноч…к
Е) скач…к
(слайд 41)
30. Укажите слово с неверно выделенным ударением
А) разговор
В) столяр
С) каталог
Д) щавель
Е) шофёр
(слайд 42)
2.Поломаем голову
(слайд 43)
1. Выберите из списка слова, составленные из одинаковых букв, стоящих в «зеркальном» порядке (типа год – дог).
Слова: роза, роса, троп, бар, наст, Азор, рис, дай, спич, сорт, Алиса, пар, сотка, куль, падь, трос, раб, йог, откос, чипс, пять, торс, гой, сила, тяп, лиса, яд, сук, сир, заказ, лук, кус, стан, порт.
Ответ: роза – Азор, троп – порт, бар – раб, рис – сир, спич – чипс, сорт – трос, йог – гой, сук – кус, заказ – заказ.
(слайд 44)
2. Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить те же звуки в обратном порядке?
Пример: як [йак] – Кай.
Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб, торг, краб, шёл, ноль, парь, нёс, шил, куль.
Ответ: марш, яр, куй, ток, лей, ожог, пол, крот, парк, ложь, лён, ряб, Сонь, лыж, люк.
(слайд 45)
3. Соберите слова парами. Пары могут быть двух типов. В один тип попадают пары слов, составленных из одинаковых букв, стоящих в «зеркальном» порядке (год – дог). В другой – пары слов, составленных из одинаковых звуков, стоящих в «зеркальном» порядке (як – Кай). Одно и то же слово может входить в две разные пары (руд – дур, руд – тур).
4. Выпишите в колонку А «графические» пары (типа год – дог), в колонку Б – «фонетические» (типа як – Кай).
Слова: бар, куль, пар, раб, люк, грот, домок, альт, лом, ногу (в.п.), крот, торг, комод, шабаш, лёсс, топот, порог, томат, тля, соль, мол, угон, короб.
Ответ. А: бар – раб, грот – торг, домок – комод, лом – мол, ногу – угон, шабаш – шабаш, топот – топот; Б: куль – люк, пар – раб, альт – тля, торг – крот, лом – мол, ногу – угон, шабаш – шабаш, лёсс – соль, порог – короб, томат – томат.
(слайд 46)
IV.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какие знания вы получили на занятии?
Что вспомнили? Какие понятия повторили?
Что особенно понравилось на уроке?
Объявляются оценки за работу на занятии.
V.Домашнее задание.
Выпишите 10 слов на финансово-экономическую тему, разделите их на слоги, поставьте ударение, произведите транскрипцию.