СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике на тему :ГЛАЗ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Встанем, дети! Приумолкнем!

На мгновение замрём

Здравствуйте! Садимся тихо

Наш урок сейчас начнём

Почему торжественность вокруг?

Слышите - стихают  ваши речи.

Физика – наука всех наук,

Снова позвала к себе навстречу!

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике на тему :ГЛАЗ»

План-конспект урока по физике

для учащихся 8 классов

На тему:

Испарение и конденсация

Цели урока:

Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя проблемное обучение.

Образовательные: сформировать понятия об явлениях испарения и конденсации.

Развивающие: развивать представление о процессе научного познания.

Воспитательные: прививать культуру умственного труда.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Оборудование: компьютерный класс, термометры, вода,  спирт, психрометр, зеркала, фен, сосуд с горячей водой, презентация.


План урока:


Этап

Время, мин

Приёмы и методы

I. Организация класса.

1

 

 

II. Подготовка к усвоению нового материала

 

 

3

 

 

 

Беседа. Записи.

 

 

III. Актуализация опорных знаний

 

IV. Освоение нового материала

1.Понятие испарения.

2.От чего зависит скорость испарения?

3. понятие конденсации.

4.Применение процесса испарения и конденсации.

3

 

25

 

 

 

 

 

Беседа.

 

Записи в тетрадях.

Эксперимент. Беседа.

 

 

 

 

V. Первичная проверка понимания и закрепление знаний

 

 

2

 

Тест 


 

VI. Подведение итогов

 

Беседа

VII.Домашнее задание.


2

1


Беседа

Запись в тетрадях.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Встанем, дети! Приумолкнем!

На мгновение замрём

Здравствуйте! Садимся тихо

Наш урок сейчас начнём

Почему торжественность вокруг?

Слышите - стихают ваши речи.

Физика – наука всех наук,

Снова позвала к себе навстречу!


  1. Подготовка к усвоению нового материала

Река полноводно течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается… в море.

Моря пополняют запас океанов,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.


Как этот процесс называют в народе?

(Слайд 3)

Записываем тему «Испарение и конденсация»

Возьмем два термометра, прикрепленные к панели, один из которых мы обкрутили ватой, смоченной водой.


  1. Актуализация опорных знаний

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Из чего состоят все вещества?

  2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

  3. Как называют переход вещества из твердого состояния в жидкое?

  4. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

  5. Одинакова ли скорость движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии?

  6. Что такое внутренняя энергия?


  1. Освоение нового материала

На партах у учащихся находятся зеркала. Подышите на него! Что вы наблюдаете? Как и почему меняется картина на стеклышке?

(Слайд 5)

Запишем определение «испарения». Испарение – это переход вещества из жидкого состояния в газообразное (при любой температуре).

(Слайд 6)


Рубрика «Неужели, неужели…»

  • С поверхности земли, ежегодно испаряется 577000 куб.км. воды

  • С поверхности Мирового Океана -505000 куб.км. воды

  • С поверхности рек и озер – 74000 куб.км. воды

Огромное количество испаряется растениями:

  • 1Га пшеницы испаряет около 2000 куб.м. воды

  • 1Га лиственных деревьев за лето испаряет до 15000 куб.м. воды

(Слайд 7,8)


Как происходит процесс испарения? Молекулы в жидкости движутся с разными скоростями. Вылетают молекулы те, у которых скорость движения больше, а остаются те, у которых скорость меньше. Что можем сказать о температуре испаряющейся жидкости?

(Слайд 9)


А теперь, обратим внимание на наши термометры, находящиеся на панели. У термометра, с намоченной ватой температура ниже. О чем это нам говорит?

От чего же зависит скорость испарения жидкости?

Опыт. Зависимость от температуры. При помощи пипетки на зеркала нанесем одинаковое количество жидкости. Одно зеркало с жидкостью снизу подогреваем теплым воздухом (фен). Что мы замечаем?

Вывод: Чем выше температура жидкости, тем больше скорость движения молекул, у которых кинетическая энергия достаточна, чтобы преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь с поверхности жидкости.

Опыт. Зависимость от площади поверхности. При помощи пипетки на зеркала нанесем одинаковое количество жидкости. Одно зеркало с жидкостью разотрем ваткой по всей поверхности, а другое так и оставим. Что мы наблюдаем?

Вывод: Жидкость могут покинуть только те молекулы, которые находятся у самой поверхности. Чем больше площадь испаряемой поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетают из жидкости.

Опыт. Зависимость от движения воздуха. При помощи пипетки на зеркала нанесем одинаковое количество жидкости. Над одним из зеркал при помощи фена создадим воздушные потоки. Что мы видим?

Вывод: Молекула, вылетевшая из жидкости, может вернуться обратно в жидкость. Если дует ветер, который уносит эти молекулы, испарение происходит быстрее.

Опыт. Зависимость от рода жидкости. При помощи пипетки на зеркала нанесем одинаковое количество жидкости разного рода (вода и спирт). Где быстрей испарится жидкость?

Вывод: Быстрее испаряется та жидкость, молекулы которой притягиваются друг к другу с меньшей силой.

(Слайд 10)


Рубрика «Подумай и ответь?»

  • Для охлаждения воздуха на металлургическом заводе разбрызгивают воду. Зачем?

  • Зачем мы дуем на горячий чай?

  • Налит суп (жирный и постный). Где остынет быстрее? Почему?

  • Зачем больного протирают водой с уксусом?

(Слайд 11)


Рубрика «Это интересно!»

Вода составляет более 2/3 массы тела человека:

  • У младенцев – 75-80%

  • У взрослых – 65%

  • У пожилых – 57%

(Слайд 12)


Рубрика «Интересные факты»

  • Шерсть у собак теплая, а потовых желез почти нет в коже, есть только на пальцах лап. Собаки не потеют, и чтобы охладить себя широко раскрывают рот и высовывают язык. Зачем?

  • У слона нет ни одной потовой железы, чтобы охладить себя он набирает слюны изо рта хобота и размазывает по телу. Слюна хорошо испаряется. Почему?

  • У зайца большие уши для того, чтобы ими … потеть. Зачем?

(Слайды 13,14,15)


Каждый учащийся получает сосуд с горячей водой. На него положите зеркало. Наблюдаем!

Запишем определение, переход вещества из газообразного состояния в жидкое называют конденсацией.

(Слайд 16)


Как происходит конденсация? При конденсации молекулы возвращаются в жидкость и процесс сопровождается выделением энергии. Температура при этом увеличивается. Этим объясняется образование облаков. Поры воды, поднимаясь над землей, образуют в верхних более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды.

(Слайд 17)


Где встречается это явление?

(Слайд 18)


Процесс конденсации часто описывают в своих художественных произведениях:
- Я сегодня видел сам: Слон летел по небесам!

- В синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил!

- И опять случилось чудо – превратился он в верблюда.

Что описано поэтом?


  1. Первичная проверка понимания и закрепление знаний

Выполнение тестовых заданий на компьютерах.

1)Испарением называют явление:

А) переход молекул в пары с поверхности и изнутри жидкости

Б) переход молекул из жидкости в пар

В) переход молекул из пара в жидкость

2) Конденсацией называют явление:

А) переход молекул в пары с поверхности и изнутри жидкости

Б) переход молекул из жидкости в пар

В) переход молекул из пара в жидкость

3) Если нет притока энергии к жидкости от других тел, то при испарении температура:

А) не изменяется

Б) увеличивается

В) уменьшается

4) Внутренняя энергия при испарении жидкости:

А) не изменяется

Б) увеличивается

В) уменьшается

5) Испарение происходит:

А) при температуре кипения

Б) при любой температуре

В) при определенной температуре для каждой жидкости


  1. Подведение итогов

Оценку выставляет компьютер. Учащиеся выставляют полученные оценки в дневник, а также получают дополнительные оценки те учащиеся, которые активно работали на уроке.


  1. Домашнее задание.

Параграф 40, отвечать на вопросы в конце параграфа и подготовить краткие сообщения о том, где встречаются явления испарение и конденсация.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!