СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать учащимся межпредметную связь между физикой и литературой на основе народного фольклора, в котором иллюстрируется то или иное физическое явление.показать учащимся межпредметную связь между физикой и литературой на основе народного фольклора, в котором иллюстрируется то или иное физическое явление.показать учащимся межпредметную связь между физикой и литературой на основе народного фольклора, в котором иллюстрируется то или иное физическое явление.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике в 7 классе»

Урок по физике в 7классе.

(автор - составитель: Шубин А.Н. Учитель физики МАОУ СОШ № 5.)

Знание фольклора к мудрости ступенька.

1.Учитель физики.

Цель урока: показать учащимся межпредметную связь между физикой и литературой на основе народного фольклора, в котором иллюстрируется то или иное физическое явление.

В этом году, ребята вы начали изучать новый предмет под названием физика. Изучая физику, мы выяснили, что существует взаимосвязь между такими науками как математика, геометрия, география, биология. Но сегодня на уроке мы будем устанавливать связь между физикой и литературой на материале фольклора.

2.Учитель литературы.

-Итак, ребята, что же такое фольклор?

-Какие жанры фольклора вы знаете?

Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русская пословица крылатая мудрость народа. Для нас они своеобразный учебник жизни. Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдал из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самые характерные, самые типичые-свои наблюдения выражал в точной и краткой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт накопленный веками, следующему поколению.

3. Ученица.

Доклад ученицы о создании пословиц и их роли в жизни народа.

4.Учитель литературы.

-Ребята, как вы понимаете житейский смысл пословицы: «Без пруда не вытащишь и рыбку из пруда?»

5.Учитель физики.

-Но эту пословицу можно объяснить на основе физики.

Например: На рыбку, которая находится в пруду, действует две силы. Это сила тяжести и сила Архимеда. Чтобы вытащить рыбку из пруда нужно, чтобы Архимедова сила была больше силы тяжести. Для этого нужно совершить механическую работу. А теперь дадим разъяснения физического смысла следующих пословиц и поговорок:

-Яблоко от яблони недалеко падает.

-Иголка маленькая да больно колет.

-Горячий челок, как кипяток опасен.

-Ты его на берег, а он в воду.

-Гоголем на воду камнем ко дну.

-Тише едешь дальше будешь.

-Веник не сломаешь, а прутики по одному все переломаешь.

6. Учитель литературы.

Вам было дано задание подобрать пословицы и поговорки, объяснить их смысл с точки зрения физического и житейского смысла (учащиеся зачитывают свои примеры и объясняют их).

7. Учитель физики.

-В окружающем нас мире происходят всевозможные изменения или явления. В физике изучают механические, тепловые, электрические, световые явления. Все эти явления называют физическими. Таяние льда, кипение воды, падение дождевых капель, сверкает молния, растут деревья, цветы- примеры физических явлений.

Так на основе физических явлений люди создавали народные приметы- одно из жанров фольклора с помощью которого можно определить какая погода будет: пасмурная или ясная.

Например. Если утренняя роса на траве, то будет солнечно. Затем предлагаем ответить на вопросы учащихся.

-Ветер к вечеру усиливается ясной или к пасмурной погоде? (пасмурно)

-Утром появляются кучевые облака, (пасмурно)

-Рыба выпрыгивает из воды, (пасмурно)

-Вороны летают в одиночку, (ясно)

-Днем тепло, а ночью холодно, (ясно)

-Вечерняя заря при заходе солнца, (ясно)

-Барометр понижается, (пасмурно)

-Утром стелется туман, (ясно)

-Тишина в природе, (пасмурно)

8.Учитель физики.

-Есть еще один жанр фольклора-сказки. Так в сказках также можно определить физический смысл, они определяют межпредметную связь физики и литературы.

Один из учащихся получил задание разобраться в сути изучаемых явлений в сказке «Репка»- по народным мотивам. (В ней рассматривается сила трения покоя, механизм ее возникновения, направление силы трения)

1 Маленькую или большую репку вытягивать легче?

2.Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема труднее вытягивать репку?

3.Не легче ли было вытягивать репку иного сорта – с очень гладкой поверхностью?

4. Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репки и морковь?

9. Учащимся раздаются карточки-задания с записанными пословицами и поговорками, на оборотной стороне которых они записывают их толкование с житейской и физической точки зрения.

10.Проведение итогов урока. Учащимся разъясняют смысл названия урока. Выставление оценок.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!