ТЕМА УРОКА: ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ.
Цель урока: познакомить учащихся с новым понятием сопротивление проводников, выяснить причину сопротивления, ввести единицу измерения сопротивления.
Образовательные задачи: на основе эксперимента ввести понятие сопротивления проводника с помощью наблюдений выяснить причину возникновения сопротивления, уметь оформлять эксперимент в виде таблиц и записей.
Воспитательные задачи: сформировать первоначальные представления о материальности электрического поля на основе рассмотрения действия поля на заряды, продолжить формирование представления о строении вещества, о частицах, входящих в состав молекул и атомов.
Развивающие задачи: научить использовать полученные знания в решении задач систематизировать знания формул и определений в данной теме.
(Определить настроение на перемене)
ПЛАН УРОКА.
Организационный момент. Цель и задачи урока
«Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! У нас на уроке сегодня присутствуют гости. На перемене вы оценили своё настроение, с которым пришли на урок.(на доске)теперь я знаю какое настроение у вас,я думаю к концу урока оно станет хорошим у всех. . Успеха нам на уроке. слайд
Учитель: По словам русского поэта ХIХ века Якова Петровича Полонского,
Царство науки не знает предела –
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы сейчас изучаем - электрические явления. Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг!
Электрическая энергия необходима в быту. Без нее не работали бы электрические лампочки, электрочайники, утюги, фены, холодильники, пылесосы, микроволновые и электрические печи, компьютеры, телевизоры. На улицах вечером было бы темно Не печатались бы газеты и журналы, не работали бы заводы и фабрики.
Вспомним, что изучая тему «Электрические явления», вы узнали основные величины, характеризующие электрические цепи.
Устный опрос (фронтальный):на экране
дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану:
Величина | Что характеризует | формула | Ед.измерения | Прибор для измерения |
Сила тока | – характеризует электрический ток в проводнике.
| , где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождения заряда. | ампер. | амперметром. |
напряжение | величина, которая характеризует электрическое поле. | – формула для нахождения напряжения, где А- работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. | вольт | вольтметром. |
???? (сопротивление) | | | | |
Ученики: Единицы измерения физических величин силы тока и напряжения, названы в честь ученых Ампера и Вольта
От чего зависит сила тока ?(от напряжения).
А будет ли сила тока зависить от других свойств?
Изложение нового материала: Слайд 3_14
Эксперимент проводит Андреев Коля (дома провел опыт)
Обратимся к опыту. Соберем цепь состоящую из источника тока, вольтметра, амперметра, набора проводников из различного материала, ключа.
В цепь по очереди включаем проводники, изготовленные из различных материалов. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром. –
Учитель:Одинакова ли сила тока ? нет, почему?
проводник | I,А | материал |
1 | 3 | железо |
2 | 0,45 | никель |
3 | 1 | медь |
Видим, что I - различна. Значит, сила тока в цепи зависит не только от напряжения, но и от свойств проводника.
Вывод: сила тока зависит не только от напряжения, но и от свойств проводников.
Это означает, что разные проводники оказывают разное противодействие току, т.е. оказывают сопротивление
(2 человека оказывают ладошками сопротивление друг другу)
Тема урока: Электрическое сопротивление.
(проводим физкульт минутку. Движение электронов и ионов.все встают и начинают двигаться)
Выясним: что же является причиной, ограничивающей силу тока в проводнике?
Рассмотрим модельные представления электрического тока в металле. Металлы в твердом состоянии имеют кристаллическое строение.
В узлах кристаллической решётки металлов расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся электроны. Электроны не связаны с ядрами своих атомов и движутся беспорядочно, поэтому их называют свободными.
Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение свободных электронов
Если бы электроны в проводнике не испытывали никаких помех в своём движении, то они, будучи приведены в упорядоченное движение, двигались бы по инерции неограниченно долго. В действительности электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решётки металла. При этом замедляется упорядоченное движение электронов и сквозь поперечное сечение проводника проходит за 1 с меньше их число. Соответственно и переносимый электронами за 1 с заряд, т.е. уменьшается сила тока. Таким образом, каждый проводник как бы противодействует электрическому току, оказывает ему сопротивление.
Вывод: причина сопротивления – взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решётки.
Таким образом, сопротивление проводников зависит от рода вещества, из которого он изготовлен.
Работа в группах Опыт 8_149
(У вас на столах есть компьютеры,перед вами интерактивная практическая работа.)
В ходе работы вы должны проследить зависимость сопротивления от длины проводника, толщины и материала из которого он изготовлен , зафиксировать данные и сделать выводы)
На схеме :4 ПРОВОДНИКА- АЛЮМИНИЕВЫЙ И МЕДНЫЙ. НО РАЗНОЙ ТОЛЩИНЫ.
ЭПИЗОД 1- ЗАВИСИМОСТЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ ОТ ДЛИНЫ ПРОВОДНИКА.
ЭПИЗОД 2-ОТ ТОЛЩИНЫ,Т.Е ОТ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ПРОВОДНИКА.
ЭПИЗОД 3- ОТ МАТЕРИАЛА ,ИЗ КОТОРОГО ИЗГОТОВЛЕНПРОВОДНИК.
Групповая работа по карточкам, отчёты групп, систематизация выводов в таблице на доске и в рабочих тетрадях.
№1. Включим в цепь проволоки из одинакового материала и одинаковой площадью поперечного сечения, но разной длины. Запишем показания приборов.
Вывод: сопротивление проводника зависит от его длины; чем длиннее проводник, тем больше сопротивление.
№2. Включим в цепь проволоки из одинакового материала и одинаковой длины, но с разной площадью поперечного сечения. Запишем показания приборов.
Вывод: сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения; чем больше площадь поперечного сечения, тем меньше сопротивление.
№3. Включим в цепь проволоки одинаковой длины, одинаковой площадью поперечного сечения, но разного материала .Запишем показания приборов.
Вывод: сопротивление проводника зависит от рода вещества
ВЫВОД:
-Пробуем самостоятельно дать определение сопротивления
(разрезные карточки со словами )
Электрическое сопротивление- Физическая величина, характеризующая свойства проводника препятствовать протеканию электрического тока в этом проводнике . Определение в учебнике стр.98
Сопротивление обозначается буквой R. (В тетр записать)
Юля: За единицу сопротивления принимают Ом (1 Ом) в честь немецкого ученого Георга Ома, который впервые ввел это понятие.(портрет в кабинете,слайд)
1 Ом – это сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах, равном 1В сила тока равна 1А.
Зависимость силы тока от свойств проводника объясняется тем, что разные проводники обладают различным электрическим сопротивлением.
[R] – Ом
или
1 мОм=0,001 Ом;
1 кОм=1000 Ом;
1 Мом= 1 000 000 Ом.
Давайте с вами подведем итог.Так в чем же причина сопротивления?
Вывод №1: Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.
Вывод №2: Разные проводники обладают различным сопротивлением из-за различия в строении их кристаллической решетки, из-за разной длины и площади поперечного сечения проводника.
Для закрепления изложенного материала предлагается решение задач
КАРТОЧКИ (в группах)
Итоги урока:
- Что нового узнали на уроке? Что показывает сопротивление? От каких факторов оно зависит?(КАРТОЧКИ,ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
Рефлексия. (сегодня на уроке я….)
- Какое задание вызвало затруднения?
- Что у вас получилось на уроке?
- Что у вас не получилось?
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. Вы – молодцы!!!
Настроение (кружочки цветные)
Д/з: § 43, упр. 18 (3).
Спасибо ,ребята вам за урок