Технологическая карта урока географии
Класс: 9
УМК: В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2018.
Атлас.
Тема урока: Земледелие и животноводство.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: познакомить учащихся с земледелием и животноводством как отраслью сельского хозяйства
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- познакомиться с особенностями районов выращивания культур и животноводства;
- давать определения терминов, понятий по тематике урока;
- определять факторы размещения производства;
Метапредметные:
Познавательные:
- находить достоверные сведения в источниках географической информации;
- анализировать, выделять главное, обобщать тематический материал;
- формулировать выводы, определять термины и понятия;
- находить закономерности по результатам наблюдений;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- целеполагание, включая постановку новых целей;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные:
- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные:
- сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии;
- понимание особенностей АПК;
- понимание эмоционального состояния других людей;
- осознание и проявление себя гражданином России.
Обеспечение урока:
Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта, тесты, учебники, атласы.
Структура урока
I. Организационный момент: Приветствие. (2 мин.)
Учител:
- Здравствуйте!
- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь посмотрите на меня.
Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. - Садитесь
Учитель:
- Наш урок пройдет под девизом: «Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее»
(1-й слайд)
II. Актуализация опорных знаний (8 мин)
Учитель:
Фронтальный опрос
- На предыдущем уроке мы говорили о составе и значении агропромышленного комплекса, я предлагаю вам вспомнить. Давайте ответим на вопросы:
- Что такое агропромышленный комплекс? (это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, производящих, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и доводящих её до потребителя)
-Какова главная задача агропромышленного комплекса? (Главная задача АПК является обеспечение населения страны продовольствием.)
-Как называются земли, которые используются в сельском хозяйстве? (сельскохозяйственными угодьями.)
- Учитель:
Домашнее задание продолжим выполнять в индивидуальных листах опроса, которые лежат на ваших столах. Подпишите их. Вам 3 минуты на выполнение.
- Справились, а теперь обменяемся листами с соседом и проведём взаимопроверку, а правильные ответы показаны на слайде: (2-й слайд)
В состав АПК выделяют три основных звена. Какие?
1 звено - включает в себя отрасли, обслуживающие сельское хозяйство России, например, сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.
2 звено – включает в себя сельское хозяйство, а именно: земледелие и животноводство. Примерами отраслей являются растениеводство, виноградарство, рыболовство, овцеводство, пчеловодство.
3 звено - включает в себя отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, например, пищевая промышленность, сахарная промышленность, легкая, или текстильная промышленность, торговля
Тест
1. 4
2. 4
3. 3
4. 2
5. 2
6. 2,4
7. 3
8. 4
- Учитель:
- А теперь оценим работу соседа (3-й слайд)(дети выставляют оценки)
- Молодцы, справились с заданием. Отложили листы на край стола, на перемене вы мне их сдадите, и я выставлю оценки в журнал
III. Формулирование темы урока, постановка задачи (1-2 мин)
-Учитель:
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Поля укрыты белой пеленой.
Зимы, морозы. Снег лежит глубокий.
А там под ним, прильнув к груди земной,
Хлеба берут живительные соки.
Не бодрствуют они, но и не спят.
В полудреме ждут поры весенней,
Снега сойдут и птицы прилетят,
И солнце щедро обогреет Землю.
Разбудит трактор поля тишину,
И жаворонок песнею зальется,
Труд земледельца славя и весну,
И новая страда в селе начнется.
Страда в селе, считай что трудный год:
Ремонтная, за нею посевная...
Но с нетерпеньем земледелец ждет –
Ту главную, уборку урожая .
-Прослушав эти слова, как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о сельском хозяйстве)
- А что входит во второе звено агропромышленного комплекса? (земледелие и животноводство)
- А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока ( Дети говорят тему урока «Земледелие и животноводство» ) (4-й слайд)
- Как вы считаете, каковы же цели нашего урока? Давайте сформулируем цели урока? (Дети говорят цели урока)(5-й слайд)
Цели урока:
1. Познакомиться с земледелием и животноводством как отраслью сельского хозяйства
2. Познакомиться с понятием «земледелие», «животноводство»?
3. На какие отрасли делятся земледелие и животноводство?
4. Какие отрасли земледелия и животноводства развиты в нашем крае?
IV. Изучение нового материала. (20 мин.)
- Учитель:
Объём работы у нас большой и чтобы мы всё успели, будем пользоваться маршрутными листами и эти листы помогут вам при выполнении домашнего задания на следующий урок.
- Подпишите их
- Как мы уже говорили, основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: земледелие и животноводство.
1. Земледелие.
Учитель:
- Первая отрасль сельского хозяйства – это земледелие. Давайте дадим определение «земледелие». Нашими помощниками будут толковые словари. Откроем толковые словари, найдём и запишем слово «земледелие». Прочитаем.
Земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
- Земледелие состоит из отраслей:
- зерновое хозяйство, которое подразделяется на зерновые и технические культуры (6-й и 7-йслайд)(не забыть сказать на какие делятся)
- овощеводство (8-й слайд)
- садоводство и виноградарство (9-й слайд)
( Показать и сказать какие растения относятся к ним)
Земледелие (10-й слайд)
З ерновое хозяйство Садоводство,
виноградарство
овощеводство
(огурец, томат, (виноград, абрикосы, черешня,
зерновые технические картофель) алыча, груша, яблоня) (ячмень, рожь, (подсолнечник,
пшеница, рис, кукуруза,
гречиха, просо лён-долгунец)
овёс)
- Показываем слайд со схемой и зачитываем о каждой отрасли
-Учитель:
- Главная отрасль растениеводства – выращивание зерновых культур. К ним относят пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу, просо, гречиху
Основная зерновая культура в России – пшеница, озимая и яровая
Лидеры по сбору пшеницы — Европейский Юг, Поволжье и Урал.
Культуры, используемые в качестве сырья для лёгкой и пищевой промышленности, называют техническими. Это подсолнечник, сахарная свекла и лён-долгунец, соя.
- Но различные отрасли земледелия в нашей стране занимают разные места по площади посевов: (11-й слайд)
1 место – зерновые
2 место - технические
3 место - овощеводство
4 место – садоводство, виноградарство
- Учитель:
- А сейчас поработаем в парах. При выполнении следующего задания в маршрутных листах дана инструкция к выполнению задания. Вам помогут учебник и атлас. Первая пара заполняет районы выращивания зерновых культур, а вторая пара районы выращивания технических культур
Культура | Районы выращивания |
Зерновые: пшеница | степи Поволжья, Урала, Сибири, Юг Центрально-Чернозёмных районов, Крым, Северный Кавказ |
ячмень | Центрально-Чернозёмные районы, Поволжье, Крым, Северный Кавказ |
рожь | Средняя полоса России и север Европейской части страны |
Технические: лен-долгунец | Северо-западная Европейская часть России |
подсолнечник | Центрально-Чернозёмные районы, Северный Кавказ |
сахарная свекла | Центрально-Чернозёмные районы, Северный Кавказ |
Учитель:
- А теперь представитель от одной группы пойдёт к карте и покажет районы выращивания зерновых культур.
- Так, а теперь представитель второй группы покажет районы выращивания технических культур
- Учитель:
- Давайте подумаем люди, каких профессий работают в отрасли земледелия (Ответы детей: агрономы, хлеборобы, садоводы, овощеводы, бахчеводы, хлопководы)
V. Физминутка. (2 мин.)
- Учитель:
- А сейчас предлагаю вам отдохнуть
- Мы сейчас с вами работали на земле, а сейчас я предлагаю совершить путешествие в космос и там отдохнуть, сядьте поудобней и мысленно представьте, что вы находитесь в космосе
2. Животноводство
Учитель:
- Следующая отрасль, которую мы изучим – это животноводство.
- Продолжим работать в маршрутных листах. Давайте откроем толковые словари, найдём и запишем в маршрутных листах слово «животноводство».
Животноводство – отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчёл и др.
- Учитель:
- Эта отрасль обеспечивает нас мясом, молоком, яйцами, рыбой. Она также является поставщиком сырья для лёгкой и пищевой промышленности.
Животноводство состоит из следующих отраслей: скотоводство, свиноводство, овцеводство, пчеловодство, птицеводство, коневодство, оленеводство (12-й слайд)
- Учитель:
- Скотоводство – разведение крупного рогатого скота – одна из ведущих отраслей российского животноводства. Основная продукция скотоводства - мясо и молоко. По преобладанию производства того или иного продукта в нём выделяют молочное, молочно-мясное, мясо-молочное и мясное направления.
- Основное направление свиноводства – мясное и мясо-сальное.
- Птицеводство как и свиноводство развито повсеместно и не зависит от природных условий, особенно рядом с крупными городами и в зерновых районах.
- Большое хозяйственное значение имеет овцеводство, дающее мясо, шерсть, овчину. Овцы могут пастись на горных склонах, преодолевать большие расстояния, круглогодично находиться на пастбищах.
- Рыболовство – отрасль животноводства, включающее разведение и вылов рыбы, добычу морского зверя, морепродуктов.
- Также в подсобных хозяйствах человека развивается отрасль пчёловодство и кролиководство
- Учитель:
- Продолжим работать в парах. Также к этому заданию дана инструкция. Будут помощниками учебник и атлас. Не забудьте прочить, когда будете выполнять задание. Первая пара заполняет районы размещения таких отраслей как скотоводство, свиноводство, и овцеводство, а вторая пара районы размещения – птицеводства, коневодства и оленеводства.
1 группа
Отрасли животноводства | Основные районы размещения |
Скотоводство | Север и северо-запад европейской части, степи Европейского Юга, Урал, Поволжье, Сибирь |
Свиноводство | Поволжье, Центральная Россия |
Овцеводство | юг Европейской части, Сибирь |
2 группа
Отрасли животноводства | Основные районы размещения |
Птицеводство | вблизи крупных город |
Коневодство | Республики стран: Калмыкия, Башкортостан, Татарстан, Якутия |
Оленеводство | Крайний Север Сибири, Дальний Восток |
- Учитель:
- А люди, каких профессий трудятся в отрасли животноводства? (Ответы детей: за работу отраслей животноводства отвечают зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, скотники, свинарки, конюхи, птичницы, пчеловоды, рыбоводы, пастухи и многие другие.)
- Учитель:
- Давайте просмотрим видеосюжет о животноводстве и закрепим информацию (показ видеосюжета)
- Если вы внимательно смотрели сюжет, то какие породы овец ценятся у нас в России и что из них делают? (Романовские породы овец)(валенки, шьют тулупы, ткут ковры)
-
VI. Первичное закрепление нового материала (5 мин)
- Учитель:
- Ребята, получило ли развитие сельского хозяйства в нашем крае. Вы должны были подготовить задание - сообщение на тему «Развитие сельского хозяйства в Конышевском районе». (Сообщение учащихся)
А теперь сделаем общий вывод о географии земледелия
(Ответы детей)
Вывод:
1.Ведущее место в земледелии занимает зерновое хозяйство.
Крупнейшими производителями зерна в России являются южные регионы нашей страны: Северный Кавказ, Южный Урал, Поволжье, юг Западной Сибири и Центрально-Чернозёмный район.
2.Основными зерновыми культурами в России являются пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза и рис
3.Назовите отрасли животноводства.
4. А какие отрасли развиты в нашей местности?
5. Какими продуктами животноводства обеспечивает население сельское хозяйство нашей местности?
Если будет оставаться время можно дать тест на закрепление изученной темы
VII. Информация о домашнем задании.(1-2 мин)
- Учитель сообщает домашнее задание (13-й слайд)
- Откроем дневники и запишем домашнее задание
Домашнее задание: § 28
Оцените экологические проблемы, связанные с животноводством? Что надо сделать, чтобы их решить?
VII. Рефлексия (подведение итогов урока)(3 мин.)
- Учитель:
1. Все ли было понятно на уроке?
2. Был для вас познавательным урок?
3. Была достигнута цель урока? Показать слайд цели (5-й слайд)
- У вас в маршрутных листах есть таблица рефлексии
- Я попрошу вас оценить свою работу. Подчеркните, какой для вас был сегодняшний урок (14-й слайд)
«Для меня сегодняшний урок»
Урок | Я на уроке | Итог |
1)Интересно | 1)Работал | 1)Понял материал |
2)Скучно | 2)Отдыхал | 2)Узнал больше, чем знал |
3)Безразлично | 3)Помогал | 3)Не понял |
- Учитель:
- Поздравляю всех вас с наступающим Новым годом. Пусть он всем принесет удачи! Процветания нашему краю. Где бы вы в дальнейшем не учились и не жили – вашей малой родиной, по которой вы всегда будете скучать, останется ваш родной край. Я хочу вам зачитать стихотворение поэта Ангам Атнабаева
Край мой!
Лес липовый,
Вишневая гора
И улица, поросшая травой,
И вьюг лихих морозная пора…
Здесь я рожден. Здесь край родимый мой…
- Учитель:
- Спасибо за работу на уроке!!! (15-й слайд)