СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по географии "Земледелие и животноводство"

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии»



Технологическая карта урока географии

Класс: 9

УМК: В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2018.

Атлас.

Тема урока: Земледелие и животноводство.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомить учащихся с земледелием и животноводством как отраслью сельского хозяйства


Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

- познакомиться с особенностями районов выращивания культур и животноводства;

- давать определения терминов, понятий по тематике урока;

- определять факторы размещения производства;

Метапредметные:

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, выделять главное, обобщать тематический материал;

- формулировать выводы, определять термины и понятия;

- находить закономерности по результатам наблюдений;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- целеполагание, включая постановку новых целей;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные:

- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

- сформированность учебно – познавательного интереса к изучению географии;

- понимание особенностей АПК;

- понимание эмоционального состояния других людей;

- осознание и проявление себя гражданином России.


Обеспечение урока:

Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта, тесты, учебники, атласы.



Структура урока

I. Организационный момент: Приветствие. (2 мин.)

Учител:

- Здравствуйте!

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь посмотрите на меня.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. - Садитесь




Учитель:

- Наш урок пройдет под девизом: «Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее»

(1-й слайд)


II. Актуализация опорных знаний (8 мин)


Учитель:


Фронтальный опрос

- На предыдущем уроке мы говорили о составе и значении агропромышленного комплекса, я предлагаю вам вспомнить. Давайте ответим на вопросы:


- Что такое агропромышленный комплекс? (это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, производящих, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и доводящих её до потребителя)


-Какова главная задача агропромышленного комплекса? (Главная задача АПК является обеспечение населения страны продовольствием.)


-Как называются земли, которые используются в сельском хозяйстве? (сельскохозяйственными угодьями.)


- Учитель:

Домашнее задание продолжим выполнять в индивидуальных листах опроса, которые лежат на ваших столах. Подпишите их. Вам 3 минуты на выполнение.

- Справились, а теперь обменяемся листами с соседом и проведём взаимопроверку, а правильные ответы показаны на слайде: (2-й слайд)


В состав АПК выделяют три основных звена. Какие?

1 звено - включает в себя отрасли, обслуживающие сельское хозяйство России, например, сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

2 звено – включает в себя сельское хозяйство, а именно: земледелие и животноводство. Примерами отраслей являются растениеводство, виноградарство, рыболовство, овцеводство, пчеловодство.

3 звено - включает в себя отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, например, пищевая промышленность, сахарная промышленность, легкая, или текстильная промышленность, торговля


Тест

1. 4

2. 4

3. 3

4. 2

5. 2

6. 2,4

7. 3

8. 4


- Учитель:

- А теперь оценим работу соседа (3-й слайд)(дети выставляют оценки)


- Молодцы, справились с заданием. Отложили листы на край стола, на перемене вы мне их сдадите, и я выставлю оценки в журнал

III. Формулирование темы урока, постановка задачи (1-2 мин)


-Учитель:

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Поля укрыты белой пеленой.

Зимы, морозы. Снег лежит глубокий.

А там под ним, прильнув к груди земной,

Хлеба берут живительные соки.

Не бодрствуют они, но и не спят.

В полудреме ждут поры весенней,

Снега сойдут и птицы прилетят,

И солнце щедро обогреет Землю.

Разбудит трактор поля тишину,

И жаворонок песнею зальется,

Труд земледельца славя и весну,

И новая страда в селе начнется.

Страда в селе, считай что трудный год:

Ремонтная, за нею посевная...

Но с нетерпеньем земледелец ждет –

Ту главную, уборку урожая .



-Прослушав эти слова, как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о сельском хозяйстве)

- А что входит во второе звено агропромышленного комплекса? (земледелие и животноводство)


- А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока ( Дети говорят тему урока «Земледелие и животноводство» ) (4-й слайд)


- Как вы считаете, каковы же цели нашего урока? Давайте сформулируем цели урока? (Дети говорят цели урока)(5-й слайд)






Цели урока:

1. Познакомиться с земледелием и животноводством как отраслью сельского хозяйства

2. Познакомиться с понятием «земледелие», «животноводство»?

3. На какие отрасли делятся земледелие и животноводство?

4. Какие отрасли земледелия и животноводства развиты в нашем крае?


IV. Изучение нового материала. (20 мин.)


- Учитель:

Объём работы у нас большой и чтобы мы всё успели, будем пользоваться маршрутными листами и эти листы помогут вам при выполнении домашнего задания на следующий урок.

- Подпишите их

- Как мы уже говорили, основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: земледелие и животноводство.


1. Земледелие.

Учитель:

- Первая отрасль сельского хозяйства – это земледелие. Давайте дадим определение «земледелие». Нашими помощниками будут толковые словари. Откроем толковые словари, найдём и запишем слово «земледелие». Прочитаем.


Земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.


- Земледелие состоит из отраслей:


- зерновое хозяйство, которое подразделяется на зерновые и технические культуры (6-й и 7-йслайд)(не забыть сказать на какие делятся)

- овощеводство (8-й слайд)

- садоводство и виноградарство (9-й слайд)

( Показать и сказать какие растения относятся к ним)


Земледелие (10-й слайд)




З ерновое хозяйство Садоводство,

виноградарство

овощеводство

(огурец, томат, (виноград, абрикосы, черешня,

зерновые технические картофель) алыча, груша, яблоня) (ячмень, рожь, (подсолнечник,

пшеница, рис, кукуруза,

гречиха, просо лён-долгунец)

овёс)

- Показываем слайд со схемой и зачитываем о каждой отрасли

-Учитель:

- Главная отрасль растениеводства – выращивание зерновых культур. К ним относят пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу, просо, гречиху

Основная зерновая культура в России – пшеница, озимая и яровая

Лидеры по сбору пшеницы — Европейский Юг, Поволжье и Урал.

Культуры, используемые в качестве сырья для лёгкой и пищевой промышленности, называют техническими. Это подсолнечник, сахарная свекла и лён-долгунец, соя.

- Но различные отрасли земледелия в нашей стране занимают разные места по площади посевов: (11-й слайд)



1 место – зерновые

2 место - технические

3 место - овощеводство

4 местосадоводство, виноградарство


- Учитель:

- А сейчас поработаем в парах. При выполнении следующего задания в маршрутных листах дана инструкция к выполнению задания. Вам помогут учебник и атлас. Первая пара заполняет районы выращивания зерновых культур, а вторая пара районы выращивания технических культур


Культура

Районы выращивания

Зерновые:

  1. пшеница


степи Поволжья, Урала, Сибири, Юг Центрально-Чернозёмных районов, Крым, Северный Кавказ

  1. ячмень

Центрально-Чернозёмные районы, Поволжье, Крым, Северный Кавказ

  1. рожь

Средняя полоса России и север Европейской части страны

Технические:

  1. лен-долгунец


Северо-западная Европейская часть России

  1. подсолнечник

Центрально-Чернозёмные районы, Северный Кавказ


  1. сахарная свекла

Центрально-Чернозёмные районы, Северный Кавказ




Учитель:

- А теперь представитель от одной группы пойдёт к карте и покажет районы выращивания зерновых культур.


- Так, а теперь представитель второй группы покажет районы выращивания технических культур


- Учитель:

- Давайте подумаем люди, каких профессий работают в отрасли земледелия (Ответы детей: агрономы, хлеборобы, садоводы, овощеводы, бахчеводы, хлопководы)



V. Физминутка. (2 мин.)

- Учитель:

- А сейчас предлагаю вам отдохнуть

- Мы сейчас с вами работали на земле, а сейчас я предлагаю совершить путешествие в космос и там отдохнуть, сядьте поудобней и мысленно представьте, что вы находитесь в космосе



2. Животноводство


Учитель:

- Следующая отрасль, которую мы изучим – это животноводство.

- Продолжим работать в маршрутных листах. Давайте откроем толковые словари, найдём и запишем в маршрутных листах слово «животноводство».

Животноводство – отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчёл и др.


- Учитель:

- Эта отрасль обеспечивает нас мясом, молоком, яйцами, рыбой. Она также является поставщиком сырья для лёгкой и пищевой промышленности.


Животноводство состоит из следующих отраслей: скотоводство, свиноводство, овцеводство, пчеловодство, птицеводство, коневодство, оленеводство (12-й слайд)



- Учитель:

- Скотоводство – разведение крупного рогатого скота – одна из ведущих отраслей российского животноводства. Основная продукция скотоводства - мясо и молоко. По преобладанию производства того или иного продукта в нём выделяют молочное, молочно-мясное, мясо-молочное и мясное направления.

- Основное направление свиноводства – мясное и мясо-сальное.

- Птицеводство как и свиноводство развито повсеместно и не зависит от природных условий, особенно рядом с крупными городами и в зерновых районах.

- Большое хозяйственное значение имеет овцеводство, дающее мясо, шерсть, овчину. Овцы могут пастись на горных склонах, преодолевать большие расстояния, круглогодично находиться на пастбищах.

- Рыболовство – отрасль животноводства, включающее разведение и вылов рыбы, добычу морского зверя, морепродуктов.

- Также в подсобных хозяйствах человека развивается отрасль пчёловодство и кролиководство







- Учитель:

- Продолжим работать в парах. Также к этому заданию дана инструкция. Будут помощниками учебник и атлас. Не забудьте прочить, когда будете выполнять задание. Первая пара заполняет районы размещения таких отраслей как скотоводство, свиноводство, и овцеводство, а вторая пара районы размещения – птицеводства, коневодства и оленеводства.


1 группа

Отрасли животноводства

Основные районы размещения

Скотоводство

Север и северо-запад европейской части, степи Европейского Юга, Урал, Поволжье, Сибирь

Свиноводство

Поволжье, Центральная Россия

Овцеводство

юг Европейской части, Сибирь



2 группа

Отрасли животноводства

Основные районы размещения

Птицеводство

вблизи крупных город

Коневодство

Республики стран: Калмыкия, Башкортостан, Татарстан, Якутия

Оленеводство

Крайний Север Сибири, Дальний Восток



- Учитель:

- А люди, каких профессий трудятся в отрасли животноводства? (Ответы детей: за работу отраслей животноводства отвечают зоотехники, врачи-ветеринары, доярки, скотники, свинарки, конюхи, птичницы, пчеловоды, рыбоводы, пастухи и многие другие.)



- Учитель:

- Давайте просмотрим видеосюжет о животноводстве и закрепим информацию (показ видеосюжета)

- Если вы внимательно смотрели сюжет, то какие породы овец ценятся у нас в России и что из них делают? (Романовские породы овец)(валенки, шьют тулупы, ткут ковры)

-

VI. Первичное закрепление нового материала (5 мин)


- Учитель:

- Ребята, получило ли развитие сельского хозяйства в нашем крае. Вы должны были подготовить задание - сообщение на тему «Развитие сельского хозяйства в Конышевском районе». (Сообщение учащихся)


А теперь сделаем общий вывод о географии земледелия

(Ответы детей)

Вывод:

1.Ведущее место в земледелии занимает зерновое хозяйство.


Крупнейшими производителями зерна в России являются южные регионы нашей страны: Северный Кавказ, Южный Урал, Поволжье, юг Западной Сибири и Центрально-Чернозёмный район.


2.Основными зерновыми культурами в России являются пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза и рис


3.Назовите отрасли животноводства.


4. А какие отрасли развиты в нашей местности?


5. Какими продуктами животноводства обеспечивает население сельское хозяйство нашей местности?


Если будет оставаться время можно дать тест на закрепление изученной темы


VII. Информация о домашнем задании.(1-2 мин)


- Учитель сообщает домашнее задание (13-й слайд)

- Откроем дневники и запишем домашнее задание

Домашнее задание: § 28

Оцените экологические проблемы, связанные с животноводством? Что надо сделать, чтобы их решить?




VII. Рефлексия (подведение итогов урока)(3 мин.)


- Учитель:

1. Все ли было понятно на уроке?

2. Был для вас познавательным урок?

3. Была достигнута цель урока? Показать слайд цели (5-й слайд)


- У вас в маршрутных листах есть таблица рефлексии

- Я попрошу вас оценить свою работу. Подчеркните, какой для вас был сегодняшний урок (14-й слайд)






«Для меня сегодняшний урок»


Урок

Я на уроке

Итог

1)Интересно

1)Работал

1)Понял материал

2)Скучно

2)Отдыхал

2)Узнал больше, чем знал

3)Безразлично

3)Помогал

3)Не понял




- Учитель:

- Поздравляю всех вас с наступающим Новым годом. Пусть он всем принесет удачи! Процветания нашему краю. Где бы вы в дальнейшем не учились и не жили – вашей малой родиной, по которой вы всегда будете скучать, останется ваш родной край. Я хочу вам зачитать стихотворение поэта Ангам Атнабаева

Край мой!

Лес липовый,

Вишневая гора

И улица, поросшая травой,

И вьюг лихих морозная пора…

Здесь я рожден. Здесь край родимый мой…


- Учитель:

- Спасибо за работу на уроке!!! (15-й слайд)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!