СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии 7 класс "Здравствуй, Антарктида!"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 7 класс "Здравствуй, Антарктида!"»

КОРЕНЕВА Елена Викторовна

учитель географии ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 428

г. Санкт- Петербурга Приморского района

Тема

Здравствуй, Антарктида!

Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение

В календарно-тематическом планировании данный урок изучается в теме №2 «Материки и океаны», на изучение темы «Антарктида» отводится 1 час.


Класс

7

Тип урока

Урок нового знания

Вид урока

Вводный урок, комбинированный - работа в малых группах с элементами ролевой игры.

Цель

Знакомство с материков Антарктидой и определение особенностей его географического положения.

Задачи

  • образовательные – дать представление о своеобразии и уникальности природы материка исходя из особенностей его географического положения;

  • развивающие – на основе самостоятельной работы продолжить развитие у школьников умения выделять главное, делать выводы, решать проблемные задачи, применять имеющиеся знания и умения на практике, обогащение опыта творческой деятельности и познавательного потенциала;

  • воспитательные - продолжить формирование коммуникативных навыков, творческого начала у учащихся, совершенствование географической культуры, воспитывать инициативу и самостоятельность деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Антарктида, Антарктика, Южный океан, ледниковый покров, подледный рельеф, антарктический оазис, стоковые ветра, полюс холода, научные станции, Ф. Ф.Беллинсгаузен, М. П. Лазарев.

Планируемый результат







Предметные

Метапредметные УУД

В результате педагогического взаимодействия обучающиеся:

- составят характеристику ГП материка Антарктида, с выделением уникальных особенностей его природы.

- проявят умение работать с разными источниками географической информации

- продолжат формирование картографической грамотности;

- закрепят умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Познавательные: смогут находить в учебнике, картах атласа достоверную информацию, применить полученные знания при решении заданий в новой нестандартной форме.

Коммуникативные: организовывать работу в группе.

Личностные: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять

себя;

-осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи.

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: умение сравнивать и делать выводы, выдвижение гипотез и их обоснование

Межпредметные связи: Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы/оборудование

История, экология, биология, информатика

работа в группах (5 групп), ролевая игра, фронтальная, групповая.

Участники ролевой игры: Беллинсгаузен Ф. Ф., Лазарев М. П., Дж. Кук, ученик - энциклопедист.


В кабинете: видеофрагмент, интерактивная доска, Презентация PowerPoint. атлас, учебник

На доске: карта Антарктиды, контур Антарктиды для оформления общего опорного конспекта или интерактивная контурная карта, словарик новых слов, план географического положения материка.

У учащихся: контурные карты Антарктиды, учебник, карточки с заданиями.


Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, актуализация темы, введение в работу урока.

Постановка учебной задачи.

Приветствие, настрой на начало урока.

Здравствуй, Антарктида!

Сегодня вас ждёт встреча с экстремальным материком нашей планеты. Многие его называют ледяным, пустынным, безмолвным, загадочным. Американский писатель Бэрд так сказал о нём: « На краю нашей планеты лежит спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов».

  • О каком материке идет речь?

  • Тема урока?

  • А с чего начинается изучение материков?

  • Какие задачи ставим на урок?

Итак, задача на урок - определить особенности географического положения Антарктиды и попробовать определить его природно-климатические условия.

По ходу урока вы узнаете:

  1. Что такое Антарктида и Антарктика?

  2. Почему Антарктида имеет только северную границу?

  3. Много ли у Антарктиды крайних точек?

  4. Чем объясняется исключительная суровость природных условий материка?

  5. Кто и когда открыл материк?


Результатом вашей работы будет опорный конспект на контурной карте.

  • Что вам необходимо для работы?

  • Какими картами вы будете пользоваться?

  • По какому плану определяется географическое положение материка?

(после ответов план вывешивается на доске)

Этап учебнопознавательной деятельности

Цель

Содержание


Антарктида и Антарктика – слова омонимы? слова, обозначающие одно и тоже?

Предположительные ответы учеников.

У нас на уроке есть ученик-энциклопедист, дадим ему слово и он нам расскажет, что такое Антарктида и Антарктика.

Выступление ученика- энциклопедиста.


К работе готовы? Тогда в путь к берегам Антарктиды! Командирам групп получить задания. Внимательно его прочитайте, выполните задания и нанесите информацию на контурную карту, сделайте вывод. На работу отводится 7 минут.



































Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа в группах по заданиям.

Задания группам.

1 группа.

Плошадь Антарктиды 14 млн.кв.км. Сопоставьте ее с площадью других материков и составьте круговую диаграмму. Сделайте вывод: какое место по площади занимает Антарктида среди других материков, назвать какие материки больше, меньше и во сколько раз. На контурной карте написать площадь материка.

2 группа.

Определите, как расположен материк относительно линий градусной сетки (экватора, тропиков, полярных кругов). Обозначьте их на к\к.

В каких полушариях расположена Антарктида? Определить в каком полушарии (западном или восточном) расположена большая часть материка.

Отметить эту часть на к\к стрелкой.

Сделайте вывод – какое особое положение занимает Антарктида.

3 группа.

Охарактеризуйте береговую линию материка

(изрезана - больше или меньше, не изрезана).

Какой полуостров выделяется далеко за пределы южного полярного круга? Подпишите его на к\к.

Есть ли на материке крайние точки? Подписать на к\к.

Много ли островов у берегов материка? Назвать, показать и подписать на к/к крупные.

4 группа.

Какими океанами омывается материк? Подпишите их на к\к.

Назовите особенности южных частей этих океанов (температура воды, течения, другие особенности). Назвать и подписать на к/к моря у берегов материка.

5 группа.

Какие материки находятся близ Антарктиды, какие удалены от неё? Подписать их на к\к.

На каком расстоянии находятся от Антарктиды Африка, Ю. Америка, Австралия?

Сделать вывод об удалённости материка.

Выступление команд.

Посмотрим, что у вас получилось?

От каждой группы выступает по 2 ученика: 1 - у доски отвечает устно, 2- оформляет к\к на доске (контуре материка или с помощью интерактивной доски).

Остальные выполняют задание в своей к\к.

Учитель после выступления каждой группы задаёт дополнительные вопросы:

  1. Как такое положение влияет на природно-климатические условия материка?

  2. Какое явление по освещённости можно наблюдать за полярным кругом?

  3. Что такое Южный океан? Почему на одних картах он обозначен, а на других нет?

(выступление ученика – энциклопедиста о Южном океане)



«Видеоминутка»

Русская пословица гласит: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Приглашаю вас в небольшую видеопрогулку к берегам Антарктиды. Смотрите внимательно, ведь в каждой новой информации есть интересные и новые сведения о природе материка.


Просмотр видеофрагмента фильма «Антарктида» из цикла «Большая прогулка – 4 минуты

После просмотра обсуждение, что нового узнали, и что запомнилось интересного?


Этап закрепления знаний

Цель

Содержание

Обобщение и закрепление новых знаний


А сейчас пришло время проверить, всё ли мы узнали, что планировали?

(по вопросам на доске, которые были озвучены вначале урока)

Вопросы для закрепления.

  1. Как называется южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими к ней островами и южные части океанов?

  2. Какова площадь Антарктиды?

  3. Какой материк ближе всего расположен к Антарктиде?

  4. Какой пролив отделяет эти два материка?

  5. Экспедиция какого английского путешественника охладила желание пускаться в рискованное плавание на поиски южного материка?

Этап рефлексии

Цель

Содержание

организовать понимание ценности выполненной деятельности, оценка результатов деятельности


Урок я хочу закончить словами советского учёного-полярника Гусева: «И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные сиреневые и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега».

Надеюсь, вам наш урок понравится надолго.

Свои впечатления от работы на уроке вы можете показать «солнцем» или «тучей», символизирующие полярные день/ ночь в Антарктиде.

Прошу сдать опорные конспекты в контурных картах.


Домашнее задание


А сейчас прошу записать домашнее задание.

Параграф

Сообщение оценок за урок.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Ролевая игра.


Джеймс Кук.

Я, английский мореплаватель Джеймс Кук, совершивший в 1772 - 1775 годах кругосветное путешествие и трижды пересекавший южный полярный круг, считал, что вблизи полюса есть земля. Однако она не столь обширна, как полагали ранее, лежит за полярным кругом и отличается крайней суровостью, имеет «ужасный и дикий вид».

Я не пошел дальше на юг, считая, что пользы от открытых и даже исследованных новых земель не будет ни мореплавателям, ни географам, ни другим отраслям науки. Эта страна обречена на вечный холод.

Я могу взять на себя достаточную смелость чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы.

Учитель.

Кук оказался самонадеянным, утверждая, что никому не удастся проникнуть дальше него к югу. Это сделали наши соотечественники - русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Ранним утром 15. 07.1819г из Кронштадта - города морской славы - отправилась в южные полярные воды на судах «Мирный» и «Восток» Первая Русская экспедиция, о блистательном плавании которой теперь знает весь мир.

Командовал судном «Восток» Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Это был сорокалетний плотный человек с неторопливыми движениями, спокойным голосом и добрыми глазами. Моряки любили его за ровный характер и за то, что море для него было дороже всего на свете. Он родился на Балтике, с девяти лет воспитывался в Морском корпусе, а в шестнадцать уже участвовал в Первой русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна. Сослуживцы всегда отмечали в Беллинсгаузене упорство и настойчивость - едва ли не самые главные качества, нужные для плавания.

На корабле «Мирный» командовал молодой лейтенант Михаил Лазарев. Он, как и Беллинсгаузен, с детских лет не разлучался с морем. Орден Георгиевский крест в петлицах его мундира напоминал о боевых заслугах Лазарева в морских сражениях. Не был он новичком и в дальних плаваниях: под его командованием русский бриг «Суворов» обошел вокруг света, открыл несколько островов в тропической части Тихого океана, побывал в Русской Америке, у берегов Аляски.

Для южной полярной экспедиции трудно было более удачно выбрать людей, обладающих таким мужеством и страстью к морским путешествиям.

(выступления Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева)


Ф. Ф. Беллинсгаузен.

Я, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вместе с Михаилом Петровичем Лазаревым 15 июля 1819 г. из города Кронштадта отправился на судах «Восток» и «Мирный» в Первую русскую экспедицию в южные полярные воды.

Путь наш лежал на юг по Атлантическому океану. Осенью корабли вошли в область «ревущих сороковых» широт. Шторм здесь ревел и рычал, как дикий зверь. Волны достигали высоты двухэтажного дома. Южнее сороковых широт сразу стало холоднее. Изменился цвет воды и неба, изменились обитатели моря. Мы продвигались дальше.

Первая земля полярных южных широт появилась перед нами на рассвете хмурого декабрьского дня. Это был доселе неизвестный остров Южная Георгия. Словно неведомый исполин, в черной броне скал, возвышался он над бесновавшимися волнами. Мы сделали съемку берегов и описание острова.

М.П. Лазарев.

Продолжив путь, мы впервые встретились с айсбергами. Ничтожными и жалкими казались наши корабли рядом с этими ледяными гигантами. Весь январь мы боролись со льдами, не раз корабли были на волосок от гибели.

И вот долгожданный момент! 28 января 1820 года корабли остановило массивное ледяное поле, простиравшееся с востока на запад. Оно было местами ровное, местами бугристое и не походило на встречавшиеся до сих пор льды открытого океана.

Это был матерый лед или материк.

Учитель. Дата 28.01 1820г, когда русские моряки достигли берегов материка, считается днем открытия Антарктиды.


СЛОВАРИК.

АНТАРКТИКА - территория, включающая материк Антарктиду и прилегающие к ней части океанов с островами до 48 - 60 ю. Ш. Площадью около 52 млн. км Название от греческого АНТИ - против, АРКТИКОС - северный, т.е. область противоположная Арктике.

ЮЖНЫЙ ОКЕАН

- некоторые ученые выделяют 5 океан. Включает южные части Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Граница проходит по северной линии распространения холодные антарктических вод. Здесь наблюдается одно из самых замечательных явлений ТЕЧЕНИЕ ЗАПАДНЫХ ВЕТРОВ.

АЙСБЕРГ - плавающая ледяная гора, достигающая огромной величины, особенно подводной части. У берегов Антарктиды плавает одновременно более 100 тысяч айсбергов.


План определения географического положения материка.


  1. Площадь материка.

  2. Расположение материка относительно основных линий градусной сети.

  3. Крайние точки, характеристика береговой линии.

  4. Какие океаны и моря омывают материк.

  5. Положение материка относительно других материков.