Урок по географии 8 класс: «Разнообразие внутренних вод».
Сычёв Николай Васильевич,
учитель географии высшей категории,
МАОУ лицей №4 (ТМОЛ) г. Таганрог
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем; индивидуальная работа на местах; практическая работа, работа в парах, работа в группах,
Оборудование: Проектор, компьютер.
Дидактический материал:
Для учителя: Физическая карта России, презентация.
Для учащихся: Контурные карты, атласы, технологические карты.
Цели урока:
Личностные:
- Воспитание любви и уважения к Отечеству;
- Формирование коммуникативной компетентности;
-Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
-Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
-Формирование умения работать индивидуально и в группе;
-Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Предметные:
-Формирование умения и навыков использования знаний о водных ресурсах в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;
-Овладение основами картографической грамотности.
Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:
-Крупные озёра и их происхождение;
-Зависимость размещения озер;
-Причины образования болот и их роль в природе;
-Причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.
Учащиеся должны научиться:
-Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;
-Наносить на контурную карту разные виды озёр России;
-Определять основные районы распространения болот.
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка ранее изученного материала.
Изучение нового материала.
Практическая часть.
Решение проблемных задач
Рефлексия
Выставление оценок. Домашнее задание.
Х о д у р о к а.
Этапы урока | Применение ЭОР | Действие учителя | Действия обучающихся |
I. Организационный момент, включающий: Цель для обучающихся: подготовка к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте. Цель для педагога: Создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Задачи -создать положительные эмоции на работу; - сформировать заинтересованность к дальнейшей деятельности. Метод обучения: словесный (беседа) Метод организации работы: фронтальный | Презентация слайд №1 | Проверка готовности к уроку. Учитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите пожалуйста на слайд и попробуйте сформулировать тему нашего урока. Учитель. Почему вы так думаете? Вспомните, что относится к внутренним водам? | Ответ учащихся: Внутренние воды. (ответы детей). Ответ учащихся: реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, мерзлота, водохранилища, пруды, каналы. Какова цель урока, определенная учениками? |
II. Проверка ранее изученного материала. Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала. Цель для педагога – побуждение обучающихся к активности на уроке. Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся: - словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей) - наглядный (презентация) Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: похвала, создание ситуации успеха, одобрение На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный. Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность. | Повторение терминов с помощью презентации (вопрос-ответ): слайд №2 Физическая карта России (ЭОР) слайд №3-4 с заполненной схемой | - Что определяют по уклону и падению реки? - Разделите реки по режиму питания? - Какой режим питания имеют реки, протекающие по Европейской части России в Ростовской области? - Назовите причину весеннего половодья в Европейской части России в Ростовской области? -А на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока? Организация индивидуальной работы по схеме. Учитель. Определите соответствие терминов объектам. Организация работы в парах по проверке выполненной схемы. | Фронтальная работа. Исток– начало реки. Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку. Речная система – главная река с притоками. Бассейн реки – местность, с которой река получает питание. Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах. Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах) Ответ учащихся: скорость течения Ответ учащихся: снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания с весенним половодьем. Ответ учащихся: основная причина на нашей территории это таяние снега. Ответ учащихся: на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – таяние снега и затяжные дожди. (учащиеся на готовых бланках расставляют цифры, соответствующие данным объектам) СХЕМА РЕКИ Этап САМОПРОВЕРКИ (дети меняются работами для проверки). |
III. Изучение нового материала. Мотивация обучающихся. Постановка проблемы. Формирование у обучающихся общего представление о озерах, болотах, ледниках и вечной мерзлоте. Цель для учителя: -учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи. Задачи: -возбудить интерес к предмету через побуждение мыслить и создание проблемной ситуации; -умение говорить правильной речью. -воспитывать у обучающихся информационную и технологическую культуру, -развивать у обучающихся исследовательские умения. Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями. Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку: -доступность учебного материала; -эмоциональный настрой обучающихся. Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала) | Технологическая карта Презентация слайд № 5 | Учитель. «Разнообразие внутренних вод России». Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено? Дайте определение ОЗЕРО- это... Учитель. Тема сегодняшнего урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России». - Вспомним, какие бывают озёра? Учитель. Определите, какое озеро является сточным, какое - бессточным? рисунок А рисунок В Учитель. Как вы пришли к такому выводу? Учитель. Как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные? Учитель. На картах атласа найдите озёра, указанные на слайде, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным? | Ответ учащихся: озеро. Ответ учащихся: Озеро – это замкнутые котловины, заполненные водой . Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные. Ответ учащихся: рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное Ответ учащихся: рисунок А - река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное; рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает. Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются. Ответ учащихся: Сточное - Байкал; бессточное - Каспийское. |
IV. Практическая часть. Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки. Учитель подводит обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач. Участие обучающихся в ходе урока и творческое задание были оценены. Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении творческого задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника и дополнительному раздаточному материалу. | На презентации появляются стрелки с названием озер слайд №6 Физическая карта России (ЭОР) Межпредметные связи. Работа с контурными и электронной картой России | Учитель. Пользуясь картой, назовите солёные озёра России. Покажите эти озера на карте? Учитель. Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны? Учитель. Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? | Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон. Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал самое глубоко). Ответ учащихся: на Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена. Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной. |
V. Решение проблемных задач Цель для педагога: Выявление уровня усвоения учебного материала; Развитие умения применять полученные знания самостоятельно на практике. Цель для обучающихся: Демонстрация на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию. Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный. Форма работы: групповая работа, Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка. | Работа в группах | Учитель. 1 группа - Пользуясь учебником дайте определение болоту и назовите причины образования болот? (технологическая карта). 2 группа - Пользуясь учебником дайте определение подземным водам и назовите причины их образования? (технологическая карта). 3 группа - Пользуясь учебником дайте определение ледникам и назовите причины их образования? (технологическая карта). 4 группа - Пользуясь учебником дайте определение вечной мерзлоте и назовите причины её образования? (технологическая карта) Учитель. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы сохранить красоту и чистоту этого места? | Ответ учащихся: Болота - это переувлажненные участки местности. Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод. Ответ учащихся: Подземные воды – важнейшее природный ресурс страны. Ответ учащихся: Ледники - скопления льда, образовавшегося из снега. Ответ учащихся: Многолетняя мерзлота - подземные воды, находящиеся в мерзлом состоянии в осадочных горных породах и не оттаивающие в течение долгого (десятки и многие сотни лет) времени. Причина образования многолетней мерзлоты: низкие температуры воздуха и почвы, малоснежные и продолжительные (до 2/3 года) зимы. Ответ учащихся: Водные ресурсы земли и отдельных государств – важная составная часть природных богатств, они не постоянны и изменяются со временем. Бережное отношение к ним особо важны, поскольку они жизненно необходимы для существования людей, растительного и животного мира. |
VI. Рефлексия | Презентация слайд №7 | Учитель. Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни? Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока? Благодарю вас за хорошую работу на уроке. | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд): сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… |
VII. Выставление оценок. Дифференцированное дом. зад. Цель данного этапа урока – обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения дом. задания. | | Учитель. Разъясняет задания §24, с. 115-120, вопросы1-3 письменно, 4-5 устно |
Учащиеся: записывают домашнее задание в дневниках. |
Проверка ранее изученного материала
Ф.И. учащегося ______________________________________
Задание 1. Расставьте обозначения(цифры) соответствующие схеме.
1 – исток ; 2 – устье ; 3 – верховье; 4 – среднее течение;
5 – низовье реки; 6,7 – правые притоки; 8 – левый приток; 9 – речная система.
Задание 2. Определите падение и уклон реки Лена, если известно высота истока – 1000м.,высота устья – 0 м, а длина реки 44
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1.Озёра – это ___________________________________________________________________
2.
озёра бывают
Озера различаются и по происхождению
3.
Причины, влияющие на размещение озёр
4.
3. Найдите указанные озёра в атласе и подпишите на контурной карте.
1.оз. Чудское 2. оз. Байкал 4. оз. Баскунчак 5. оз. Эльтон
6. оз. Ладожское 7. оз. Каспийское.
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1. Пользуясь учебником дайте определение болоту и назовите причины образования болот?
Болото – это ________________________________________________________________
2.
Условия образования болот
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1. Пользуясь учебником дайте определение подземным водам и назовите причины их образования?
Подземные воды – это ________________________________________________________________
2.
Условия образования подземных вод
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1. Пользуясь учебником дайте определение ледникам и назовите причины их образования?
Ледники – это ________________________________________________________________
2.
Условия образования ледников
Технологическая карта ФИ .
Раздел: Внутренние воды.
Тема урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
1. Пользуясь учебником дайте определение вечной мерзлоте и назовите причины её образования?
Вечная мерзлота – это ________________________________________________________________
2.
Условия образования вечной мерзлоты