СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии в 6 классе на тему "Литосфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литосфера-это твёрдая оболочка планеты Земля. Она покрывает её полностью, зашищая поверхность от высочайших температур ядра планеты.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 6 классе на тему "Литосфера"»


Литосфера

Урок – творческий проект.




Подготовила : учитель географии Рамазанова Саимат Магомедзафировна МКОУ « Татильская СОШ»








Урок обобщающего повторения в 5 классе по теме ЛИТОСФЕРА.


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, проверить уровень умений и навыков применения знаний при решении нестандартных заданий, работы с дополнительной литературой, развивать любознательность, сообразительность, творческие способности, умения синтезировать знания различных областей знаний для решения творческих заданий, воспитывать настойчивость, коллективизм, интерес к предмету.


Тип: Урок – творческий проект.


Оборудование: карта полушарий, коллекции минералов и горных пород, рисунки, плакаты, таблицы.




Ход урока


1. Орг. момент.


2. Актуализация опорных знаний.


Слово учителя:


Есть на все в программе мера. Наша тема «литосфера»


Завершилась, как ни жаль. И теперь зовет нас в даль


Гидросфера – оболочка, но нам рано ставить точку.


Знанья о земной коре пригодятся детворе.


(звучит таинственная музыка)




Сейчас мы с вами отправляемся в сказку, а вернее в гости к героям сказов П. П. Бажова.


Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, не зря вы ко мне пожаловали. Много интересных и трудных испытаний ждет вас здесь в моем горном царстве- государстве. И, для того, чтобы пройти весь путь до конца, вам необходимо будет разгадать мои загадки, показать знания, умения заслужить награду.


Вот вам первое испытание


ЗАГАДКИ:


От дождей, текучих вод он растет из года в год


Он полей равнинных враг, как зовут его? ( овраг)


По пустыне гонит ветер горы желтого песка


Как зовутся горы эти, вы подумайте слегка ( барханы)


Чтоб узнать глубины вод, мы применим (эхолот)


Порода горного царства из шпата, слюды и кварца.


( гранит)


Взлетают пыль и тучи пепла, в земле бушует бог огня,


Какие горы Этна, Гекла? Еще вопрос вам от меня. (вулканы)


Бьет источника фонтан- струя до поднебесья


В соседях с ним живет вулкан


Фонтан вам тот известен. ( гейзер)


( методом взаимопроверки производится проверка)


Хозяйка Медной горы:


Ну что же, с первым испытанием вы справились.Теперь наш путь лежит через горный перевал.Чтоб подняться на вершину нужно ответить на вопросы. Каждая команда отвечает по очереди. И только тот кто ответит - может подняться на следующий перевал.




Внутренняя часть строения Земли, самая плотная и очень тяжелая называется?.. ( ядро)


Верхний полу вязкий слой мантии (астеносфера)


Область в недрах земли, где возникают землетрясения (гипоцентр)


Канал, соединяющий очаг вулкана с земной поверхностью. (жерло)


Фонтанирующий источник горячей воды. ( гейзер)


Воронкообразное отверстие на вершине вулкана. ( кратер)


Излившаяся на поверхность магма. ( лава)


Огромные волны, возникающие в результате подводных землетрясений. ( цунами)


Какие знаете движения земной коры. (вертикальные, горизонтальные.)


Процесс образования и движения магмы к поверхности Земли. (магматизм)


Разрушение изменение горных пород под действием температуры, химических веществ и животных (выветривание)


Высокоподнятые над землей формы рельефа (горы)


(подведение итогов: подсчет количества правильных ответов)


Ученик 1:


Землетрясениями охвачена десятая часть поверхности земли. Каждый год происходит почти 100 тыс. землетрясений, из них 100 разрушительной силы. Каждый час происходит 10 землетрясений. Самое большое количество этих явлений зарегистрировано в Японии и Чили (до 1000 землетрясений в год). В1930 году в Японии было 5744 землетрясения.


В 1976 году в Китае, вблизи полутора миллионного города Таншань произошло землетрясение, в результате которого погибло242 тысячи жителей.


Самый большой кратер у вулкана Килаусой на Гавайских островах. Его диаметр более 4 км.


Самым катастрофическим было извержение вулкана Кракатау в Тихом океане. В результате взрыва равного по силе взрыву 400 водородных бомб, был выброшен столб дыма и пепла на высоту 11км. и выброшено 20км. горных пород. Огромный ущерб был нанесен районам побережий, пострадавшим от 40метровой волны цунами, возникшей в результате землетрясения.


Самый высокий вулкан находится в Южной Америке- Льюльяйльяко. Его высота 6723м. А самым активным считается Нирагонго в Африке.


Хозяйка Медной горы:


- Ну, что же, я вас поздравляю с первыми успехами.


Пойдем дальше. К другим тайнам Земли-матушки.


Неровна поверхность нашей планеты


Здесь материк, а здесь впадина, дети.


А формы рельефа в основе одни


Какие виды имеют они?


( вывешиваются картины-схемы гор и равнин)


Посмотрите на картины.


Горы это иль равнины?


И какие суперсилы их в движенье приводили?


С давних пор привыкли горы


О высотах вести споры


Трудно дети или просто


Вам расставить их по росту?




Ученик 2:


А теперь друзья сравним по высотам вид равнин.


Примерно 3 млрд. лет назад здесь были горы, вулканы. 500 млн. лет назад большую часть Украины занимало море. Сначала было сухо затем тепло и влажно. Образовывались нефть, газ, уголь.200млн. лет назад- было время морей, постепенно море отступало. Более60млн лет назад начался процесс горообразования. В это время сформировались горы Карпаты и Крымские горы. Климат был очень теплый- тропический. Росли здесь древовидные хвощи и папоротники. Периоды наступления морей сменялись временем, когда господствовала суша.


Отпечатки и окаменелости растений и животных, когда-то населявших территорию нашей страны можно и сегодня найти на горных породах.


Учитель:


А теперь вспомним : «Самый, самый, самый…»


Самая высокая горная система – Гималаи.


Самая длинная горная система - Кордильеры.


Самое высокое нагорье Земного шара – Тибетское.


Самая высокая гора – Джомолунгма.


А в Африке – Килиманджаро. В Европе - гора Монблан.


Самое низкое место на поверхности Земли – Впадина Мертвого Моря – 395 м. ниже уровня моря. Самое глубокое ущелье – Большой каньон американской реки Колорадо. Самая большая низменность на планете - Амазонская. Самой длинной карстовой пещерой является Мамонтова в горах Аппалачах Северной Америки. А на Украине в Тернопольской области пещера – Оптимистическая.




Хозяйка Медной горы:


- Теперь я вас приглашаю в мое подземное царство. Если вы сможете рассказать о моих богатствах больше, чем знаю я – вас ждет награда.




Я слова читаю вам, вы прислушайтесь к словам.


Может лишние попали, докажите, как узнали?


(логические цепочки, игра, что лишнее)


Каменный уголь, торф, известняк.


Валуны, щебень, торф.


Железные руды, нефть, бокситы.


Ученик 2:


Знаете ли вы, что самым распространенным металлом на нашей планете является алюминий. В недрах Земли его содержится 8,8 процента состава земной коры. В 19 веке он был дороже золота.


Самый легкий металл - литий, он в два раза легче воды.


Самый крупный самородок золота был найден в Австралии, его вес- 83,3 кг. чистого золота.


Самый крупный в мире янтарь имел массу 12 кг. Был найден в Пруссии в ХІХ веке.


Самый твердый природный минерал – алмаз. Он в тысячу раз тверже кварца и самый дорогой из всех камней- самоцветов. Самый крупный был обнаружен в Западной Африке. Его вес составлял – 193 грамма, что составляет 968,9 каратов.


Богатый мавр, что в недрах скал восточных


Свое богатство может добывать,


Сгребать алмазы, как простой булыжник…


(К.Марло)


Блеск алмазных граней давно привлек внимание человека своей красотой. Его ювелирная ценность определяется оптическими свойствами: высоким светопреломлением, то есть большая часть лучей, отразившись в гранях, возвращается обратно, поэтому бриллиант играет, вспыхивает радужными переливами, разлагает белый цвет на составляющие. Натуральные необработанные алмазы невзрачны на вид. Зерна с тусклой матовой поверхностью, покрытые грубой естественной корой. Чаще встречаются бесцветные или желтые, бурые, серые, черные кристаллы. Наиболее богатые россыпи находятся в Экваториальной и Южной Африке. В переводе с арабского «алмас» - «твердейший», с греческого – «непобедимый». По восточным верованиям алмаз приносит счастье тому, кто его носит, но это не всегда так – случаются и связанные с этими камнями и трагические истории.




Боги дремлют в глубине мраморных глыб


(Микеланджело)


Три богини Афина, Афродита и Гера спорили, кто прекрасней. Троянская война не разрешила божественных разногласий, а древние греки идеалом женской красоты сочли сестру Аполлона Артемиду. Ей жители древнего Эфеса за 120 лет построили храм и украсили 125-ю белоснежными колоннами из местного мрамора. «Мрамор» в переводе с греческого означает «блестящий». Уникальная способность холодного мрамора становится теплым под резцом скульптора связана с особенностями строения этого камня, который состоит из карбоната кальция – минерала кальцита. Он может пропускать свет на глубину до 4 см. Мрамор издавна применялся в архитектуре и скульптуре, являясь благородным камнем. Именно этот камень донес до нас образы великих людей всех времен.


Тот гончар, что как чаши у нас черепа округлил


Впрямь искусство в гончарном своем ремесле проявил


(О.Хайям)


900 лет назад великий мурдец, философ, математик, астроном, медик и поэт Омар Хайям вспомнил легенду, основанную на свойствах глины – способности принимать и сохранять заданную форму. Кристаллы глинистых минералов состоят из тонких чешуек или пластинок, которые создают пластичность, что и определило скульптурные возможности глины. Обожженная глина обладает высокой механической прочностью, что позволило человечеству изготавливать из нее посуду и есть горячую пищу. Глина используется в производстве бумаги, строительстве и ещё в 200 отраслях промышленности, приобщает людей к искусству, а также используется в медицине.




Учитель:


демонстрируют иллюстрации использования полезных ископаемых человеком.




Самоцветы




Хитрый камень лазурит


Синеву в себе таит.


Как посмотришь – чернота,


Где же эта красота?


Но лишь камень повернешь,


Диво дивное найдешь –


Прямо в сердце синий цвет,


Неба южного привет.




2. Янтарь – застывшая смола,


Деревьев хвойных кровь и сок


Принес нам времени поток


Что в него когда попало –


Как в капсуле осталось, не пропало.


Свидетели былых эпох,


Мошка, листок, паучок,


В камне медовом сидят,


Радуют сердце и взгляд.


А по приданию янтарь –


Слёзы невесты бедной:


Забрало море рыбака –


Кануло счастье в бездну.




3. Зачем алмаз «неодолимый»


Природою был дан?


Неужто для того, чтоб шах непобедимый


Его в войне достал,


Чтоб кровь лилась рекой, оружие бряцало?


Разве алмаз такой от самого начала?


Он добрый труженик теперь, и ты ему поверь:


Ведь даже малый бриллиант свет отражает без потерь.


4. Кремень нашел когда-то древний человек -


Начался с той давней даты каменный век.


Потом пошли зубила, резцы и топоры,


Их делали тогда ещё предки давней поры.




5. Разве не видели вы, ярче зеленой травы


Радует глаз малахит и в полировке на солнце горит.


В нем и Хозяйка Медной горы,


Что шкатулку как тайну дарила,


В ней доброту и щедрость души, молодости сохранила.


Волшебный камень тот всегда к себе зовет.




Хозяйка Медной горы:


– Знаете ли вы, что представители каждого знака Зодиака имеют


свои камни-покровители, которые наиболее благоприятно влияю


на их хозяев.



Гороскоп камней


Овен – 21марта-20апреля – рубин, аметист, лунный камень, аквамарин


Телец – 21апреля-21мая – сапфир, аквамарин, агат


Близнецы – 22мая-21июня – золотистый топаз, берилл, янтарь


Рак – 22июня-23июля – изумруд, опал, лунный камень


Лев – 24июля-23августа – алмаз, гранат, рубин


Дева – 24августа-23сентября – яшма, тигровый глаз, топаз


Весы – 24сентября-23октября – алмаз, гранат, рубин


Скорпион – 24октября-22ноября – черный опал, голубой опал, изумруд


Стрелец – 23ноября-21декабря – гранат, рубин, лазурит


Козерог – 22декабря-20января – полосатый топаз, черный оникс, темно-синий сапфир, тигровый глаз


Водолей – 21января – 19февраля – бирюза, янтарь, аквамарин


Рыбы – 20февраля-20марта – аметист, лунный камень, аквамарин



Учитель вместе с учащимися подводит итоги урока.



Рефлексия: Дерево знаний.