Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя | Казанцева Ирина Юрьевна |
Предмет | География |
Класс | 7 |
Тема и номер урока в теме | Африка, 9 урок в теме |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Тема | Путешествие по Африке |
Вид | Урок - игра |
Цель | Систематизировать знания о природе материка, оценить знания и умения учащихся. |
Задачи | 1.Предметные: обобщить знания по природе и населению Африки, оценить картографические умения, применение знаний в нестандартных ситуациях 2.Метапредметные: продолжить развивать методологические умения через коллективную творческую работу 3.Личностные: продолжить формировать научную картину мира, воспитание культуры общения при работе в группах, умение излагать и отстаивать свою точку зрения. |
УУД | 1.Личностные: самоопределение. 2.Регулятивные: целеполагание, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. 3.Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, . 4.Познавательные: умение структурировать знания. |
Формы работы на уроке | Групповая |
Педагогические технологии | Игровая технология |
Оборудование | Компьютер, проектор, карта Африки, карточки с вопросами |
Географическая игра : «Путешествие по Африке»
.
Цели и задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме „Африка ”; закрепить знание основных понятий, умение определять географические объекты на карте, по описанию и на слайдах;
2. Развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; ориентироваться в пространстве; уметь объяснять закономерности и процессы; развивать географическое мышление; формировать грамотную речь; продолжить формирование умений и навыков работы с географическими картами.
3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийные средства, физическая карта Африки, , карточки-задания, атласы.
1 Организационный момент. Вступительное слово учителя.
В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды-то мало!
А к экватору пойдешь –
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.
Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.
Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там – вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.
Стран различных – целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.
Л. Громова
Сегодня нам предстоит путешествие по удивительной Африке!
2 Представление команд: название, девиз, эмблема, капитан.
Разминка: вопросы разного уровня
1 балл
Какими океанами омывается Африка?
_________________________________________________________
Реки бассейна какого океана длиннее и почему?
___________________________________________________________
Какого происхождения Танганьика?
__________________________________________________________________
Когда разливается Конго?
__________________________________________________________________
Как располагается Африка по отношению к экватору?
_____________________________________________________________
Сколько Климатических поясов в Африке?
_______________________________________________________
Назовите имя исследователя, открывшего остров и водопад Виктория?
____________________________________________________________
Что такое «вади», где они встречаются?
______________________________________________________________
Какие факторы влияют на размещение населения материка?
______________________________________________________________
Назовите самую большую по площади природную зону Африки
_______________________________________________________________
2 балла
Почему озеро Чад на картах показывается пунктирной линией?
_____________________________________________________________
Приведите примеры сточных и бессточных озер Африки
_____________________________________________________________
Назовите транзитную реку Африки
___________________________________________________________
Почему во влажных экваториальных лесах встречаются карликовые бегемоты?
_____________________________________________________________
Почему Африка самый жаркий материк?
_______________________________________________________________
Почему в Сахаре не идут дожди?
________________________________________________________
Какие жилища строят люди пустынь?
____________________________________________________________
Почему Восточно-Африканское плоскогорье богато полезными ископаемыми?
____________________________________________________________
Где в Африке встречаются вулканы? Объясните их размещение
________________________________________________________________
Как происхождение озера Танганьика влияет на внешний облик озера?
__________________________________________________________
Какова причина происхождения пустыни Намиб?
______________________________________________________________
3 балла
Какая часть Африки теплее: северная или южная? Ответ поясните
_____________________________________________________________
Расскажите о влиянии рельефа на реку Замбези
_____________________________________________________________
Когда разливается Сенегал?
____________________________________________________________
Где в Африке можно встретить людей с внешними монголоидными чертами лица?
__________________________________________________________
Для чего нужна шерстяная нитка вокруг шатра туарега?
_____________________________________________________________
Почему пигмеи не строят постоянных жилищ?
____________________________________________________________
Опишите одежду туарегов, объясните появление таких особенностей национальной одежды
_____________________________________________________________
Объясните причины обитания пингвинов на побережье Намиб
______________________________________________________________
Почему Конго не судоходная река?
_________________________________________________________________
Вы в пустыне Намиб. Куда в полдень 22 июня будет направлена ваша тень?
______________________________________________________________
Какие стихийные бедствия могут быть в Эфиопии?
Значительная территория этого государства, расположенного к востоку от одноименного озера, находится в большой зависимости от его режима. Для этого озера, не имеющего постоянного стока, характерно непостоянство размеров и очертания берегов. Почему? О каком государстве идет речь
«Географическая номенклатура»:
Карточка 1
Тубкаль
Оранжевая
Ньяса
М. Альмади
Ангола
Карточка 2
Килиманджаро
Танзания
Намиб
Чад
М. Игольный
Карточка 3
Ливийская низменность
Вдп. Ливингстона
Мадагаскар
Нигер
М. Рас-Хафун
Карточка 4
Капские горы
Либерия
Виктория
Аденский залив
Карточка 5
Сомали
Танганьика
Уганда
Мозамбик
Белый Нил
__________________________________________________________________
Карточка 6
Голубой Нил
Оз. Рудольфа
Замбези
Кения
Мадагаскар
3 «Эта удивительная Африка!»
терминалия
сейба
банан
фагара
огуречное дерево
вельвичия
равенала
4 Народы Африки
масаи
пигмеи
бушмены
араб
представитель берберов
туарег
араб
малагасийцы
5 Подведение итогов игры. Заключительное слово учителя.
«Африка» - неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли - латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».
Но пришло время сказать: «Прощай, Африка! До новых встреч в следующих классах!»