Урок по информатике "Программное обеспечение компьютера"
Цель урока: проверить знания учащихся по теме “Устройства компьютера”, познакомить с основными понятиями темы: программное обеспечение, его структура, прикладные программы и их назначение.
Задачи урока:
Образовательная: в результате урока учащиеся должны знать: что такое программное обеспечение, что в него входит; какие программы относятся к прикладному программному обеспечению, учащиеся должны научиться применять знания по теме урока при работе на компьютере.
Развивающая: развитие универсальных учебных навыков, таких как: информационно-коммуникационные навыки, навык самоконтроля; развитие у учащихся стремления к активной познавательной деятельности, умение работать самостоятельно и решать поставленные учебные проблемы, задачи. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, логического мышления, творческого воображения.
Воспитательная: расширение познавательных интересов учащихся, воспитание трудолюбия, усидчивости, культуры умственного труда, интереса к изучаемому предмету, стремления к достижению значимого для себя результата; совершенствование навыков толерантности взаимоотношений.
Оборудование: компьютер, проектор, мультемедийная презентация, , раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
Звучит музыка Вивальди “Времена года” (Приложение 1)
Учитель. Здравствуйте. Мы начинаем урок со звуков музыки Антонио Вивальди “Времена года” (слайд 1)
(слушаем музыку)
Учитель. Садимся.
Учитель. Звуки музыки вовлекают нас в новую тему. Что это за тема вы сформулируете сами немного позже. А сейчас скажем, благодаря какой программе мы можем слушать музыку на компьютере? (Ответ: мы слушаем музыку на компьютере с помощью музыкального проигрывателя)
Учитель. Мы слушаем музыку Вивальди “Времена года” и представляем осенние пейзажи. А благодаря какой программе мы можем создать рисунок в компьютере? (Ответ: с помощью графического редактора мы создаем рисунок на компьютере)
Учитель. Какие программы вы еще знаете? (Ответ: перечисляют программы)
Учитель. Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответ: сегодня на уроке мы будем говорить о программах) (слайд 2)
Учитель. Изучать новую тему мы будем по следующему плану. Посмотрите на доску.
На уроке мы с вами познакомимся с новыми определениями, новыми программами
Проверка домашнего задания.
Девочка выступает рефератом.Два мальчика называют устройства ввода и вывода информации.Дальше дети отгадывают загадки
Словно смелый капитан,
А на нем горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет.
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
На верху картинки всей
Размещается …(Дисплей)
Загадка 11
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинки
Ловкий мастер –
Струйный …(Принтер)
По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два, и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура!
Это вот … (Клавиатура)
Загадка 15
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть … (Мышка)
Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут …(Системным)
Следующая загадка,ребята,не устройство компьютора.А относится к технике безопасности при работе за компьютером
Загадка
Как ее мы все не любим,
Ею мы компьютер губим.
Крошки, пыль, вода и мазь,
Одним словом, это …(Грязь) При работе за компьютером надо соблюдать чистоту,порядок,нельзя есть.Каждый день вытирать пыль.
Погружение в новую тему.
Учитель. Ребята, а как вы думаете, в каких сферах деятельности человеку нужен компьютер? (Ответ: компьютер необходим учителю, бухгалтеру, инженеру, юристу и так далее)
Учитель. А какую работу вы выполняете на компьютере дома? (Ответ: на компьютере мы печатаем доклады, слушаем музыку, получаем информацию в Интернете, общаемся и так далее) (слайд 10)
Учитель. Как вы думаете, без чего нельзя работать на компьютере ?Давайте решим кроссворд и узнаем ответ на этот вопрос.Отгадайте загадку и ответите на этот вопрос Ответ: без программ работа на компьютере невозможна)
Они - умов творение,
Везде найдут применение:
Рисуют, переводят,
Считывают, выводят,
Графики чертят, создают диаграммы
Универсальные прикладные .....…… (Программы)
Учитель Значит,для того, чтобы работать на компьютере необходимы не только устройства, но и программы. Программа – упорядоченная последовательность команд (инструкций), необходимых компьютеру для решения поставленной задачи. Программ много, каждая имеет свое назначение. Совокупность всех программ, которые находятся в памяти компьютера называются программным обеспечением (ПО)
Учитель. А как правильно говорить обеспечение. Для того, чтобы ответить на этот вопрос я попросила ученика найти это слово в словаре (слайд 11).
Ученик. Я посмотрел в словаре. Оказывается, что правильно ставить ударение на третий слог слова “обеспЕчения”.
Учитель. Давайте с вами договоримся правильно произносить данное слово.
. Понятие программного обеспечения
Для работы компьютера одного аппаратного обеспечения не достаточно, поэтому, давайте изучим Программное обеспечение. Запишите в тетради тему «Программное обеспечение компьютера»
Компьютер устроен по образу мыслящего человека. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов, плат и прочего, подобен новорожденному человеку. У него есть «тело», «мозг», но для того, чтобы компьютер стал «умным», в него надо заложить информацию. А компьютерная информация, как вам известно, - это данные и программы.
Можно сказать, что занесение в память компьютера такой информации – это то же самое, что обучение ребенка. Компьютерными учителями являются программисты. Они составляют программы, подготавливают необходимые данные для их работы и все это записывают на магнитные или лазерные диски.
После такого «обучения» компьютер передается пользователю. С ним теперь можно общаться. Ему можно поручать различную работу с информацией.
Под программным обеспечением (Software) понимается совокупность программ, выполняемых вычислительной системой.
Учитель. На нашем компьютере есть множество программ. Все программы можно разделить на группы. Итак, рассмотрим структуру программного обеспечения.
Тут показывается слайды.
Учитель. Итак, как запустить программу? (Ответ: для того, чтобы запустить программу, необходимо дважды щелкнуть на данном значке)
Учитель. Итак, программы можно разделить на 3 группы. Первая группа – программы, которые помогают работать с информацией, вторая группа – операционные системы, третья группа – системы программирования.(слайды)
Посмотрите на слайд и скажите, пиктограммы каких программ здесь изображены?(Ответ: Линукс, Windows, Word, музыкальный проигрыватель, архиватор, программа для создания презентаций, Basic,Pascal)
Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.(пиктограммы используются не только на уроке информатики,но и в других отраслях.Например,дорожные знаки,тоже являются пиктограммами.)
Возьмите на столе опорные конспекты. Ученики записывают.
Учитель. Рассмотрим, какие программы содержит каждая группа. Посмотрите презентацию
Домашнее задание (слайд 38)
Учитель. Откройте дневники, запишите домашнее задание.
1.Выучить конспект
2.Дополнительное задание. Подготовить сообщение о любой прикладной программе.
Первичное закрепление нового материала
Учитель. Теперь мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал, выполним задание в парах
Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу)
1 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта | | | |
Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы | | | |
Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом | | | |
2 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни | | | |
Web – дизайнер создает сайт известной фирмы | | | |
Школьник играет в компьютерную игру | | | |
3 группа
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Системы программирования |
Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна | | | |
Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету | | | |
Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки | | | |
Итог урока.
Учитель. Мы с вами рассмотрели структуру программного обеспечения, познакомились с программами и получили оценки. Закончить урок мне бы хотелось тоже с музыки Вивальди.И не забывайте,что человек создал компьютер,значит ,человек умнее.Желаю вам,ребята,быть умными,полезными для общества людьми.
Спасибо за урок!