СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по информатике Измерение информации. Алфавитный подход

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информаитики в 7 классе "Измерение информации. Алфавитный подход".

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике Измерение информации. Алфавитный подход»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД


ФИО (полностью)

Колодина Наталья Анатольевна

Место работы

МБОУ «Хоронхойская СОШ»

Должность

Учитель

Предмет

Информатика

Класс

8 класс

Тема и номер урока в теме

Гл. Человек и информация. Урок №4 «Измерение информации. Алфавитный подход»

Базовый учебник

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса

Автор: И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова

Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008


  1. Цель урока: Формирование знаний о единицах и способах измерения информации

9. Задачи:

- обучающие:

  • иметь представление об алфавитном подходе к определению количества информации;

  • знать формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщений;

  • уметь решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение

-развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, информационную культуру обучающихся;

-воспитательные:

  • формировать интерес к творческой и исследовательской деятельности

  • формировать коммуникативные навыки работы в группе;


  1. Тип урока: введение нового материала

  2. Формы работы учащихся:

Необходимое техническое оборудование компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.

  1. Структура и ход урока




Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

-

Создает эмоциональный настрой на урок


1

2

Актуализация знаний; формулирование темы урока

-

Задает вопросы, подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока

Отвечают на вопросы, пробуют сформулировать тему урока

3

3

Изучение нового материала

Модули и-типа №1,2,4,5

Объяснение нового материала с использованием ЭОР в виде презентации

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

15

4

Закрепление изученного материала

Модуль к-типа

Интерактивный задачник № 3

Определяет ЭОР к-типа в виде презентации

Выполняют задание

13

5

Творческая работа

Задание учителя

Анализирует результаты выполнения задания учениками

Выполняют задание на компьютере

3

6

Ознакомление с домашним заданием

Домашнее задание , №6

Объявляет содержание домашнего задания и дает необходимые пояснения по его выполнению

Знакомятся с заданием, фиксируют его в дневниках, задают вопросы

3

7

Итог урока

-

Выводы по уроку

Фиксируют выводы

2




Приложение к плану-конспекту урока

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Ход урока

  1. Организационный момент:

Приветствие, проверка присутствующих, создание положительного настроя на урок.

2. Актуализация знаний:

- Ребята давайте понаблюдаем за тем, что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе? (Наступила зима.)
- Но почему вы решили, что наступила зима? (Холодно, идет снег.)
- Но ведь нигде не написано, что это признаки зимы. (Но мы знаем, что все это означает: наступила зима.)

Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация.

Разминка.

Заполнить таблицу и стрелочками показать соответствия.

Носители информации

 

Их использование

Дискета

Написать письмо

Бумага

Записать компьютерную игру

Аудиокассета

Сделать фотоизображение

Фотопленка

Записать исполнение песни

Видеокассета

Записать ноты песни

- Можно ли измерить количество информации и как это сделать?

Оказывается, информацию также можно измерять и находить ее количество.

Существуют два подхода к измерению информации. С одним из них мы сегодня познакомимся.

3. Изучение нового материала. (ЭОР №1,2,4,5)

Каким образом можно найти количество информации?

Рассмотрим пример.

У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью.

Множество используемых в тексте символов называется алфавитом.

В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки.

У алфавита есть размер (полное количество символов), который называется мощностью алфавита. При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный “информационный вес”. С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита.

Обозначим мощность алфавита через N.

Найдем зависимость между информационным весом символа (i) и мощностью алфавита (N). Самый наименьший алфавит содержит 2 символа, которые обозначаются “0” и “1”. Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит.

N

2

4

8

16

32

64

128

256

i

1бит

2бит

3бит

4бит

5бит

6бит

7бит

8бит

N= 2i

В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов. Это мощность компьютерного алфавита.

Также мы выяснили, что закодировать 256 разных символов можно показать с помощью 8 битов.

8 бит является настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название – байт.

1байт = 8 битам

Используя этот факт: можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е.в тексте набранном с помощью компьютера, учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объем любого сообщения, созданного подобным образом.

Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода посмотрим на слайде.

Пример: Найти информационный объем страницы компьютерного текста.

Решение:

Используем правило.

1. Найдем мощность: N=256
2. Найдем информационный объем одного символа : N= 2i i = 8 бит = 1 байт.
3. Найдем количество символов на странице. Примерно.

(Найти количество символов в строке и умножить на количество строк)

Пояснение:

Пусть дети выберут произвольную строку и подсчитают количество символов в ней, учитывая все знаки препинания и пробелы.

40 символов * 50 строк = 2000символов.

4. Найдем информационный объем всей страницы: 2000 * 1 = 2000 байтам

Согласитесь, что байт – маленькая единица измерения информации. Для измерения больших объемов информации используют следующие единицы

4. Закрепление изученного материала.

Разобрать решение задач из интерактивного задачника (ЭОР №3)

5. Творческая работа.

Наберите на компьютере текст, информационный объем которого равен 240 байт.

6. Домашнее задание (ЭОР №6).

Выучить правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.

Выучить единицы измерения информации.

Решить задачи из рабочей тетради

7. Итоги урока.

- Что нового сегодня мы узнали на уроке?
- Как определяется количество информации с алфавитной точки зрения?
- Как найти мощность алфавита?
- Чему равен 1байт?

Таблица 2.

Перечень используемых ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Алфавитный подход к измерению информации

Модуль И-типа

Демонстрация к лекции в виде презентации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=catalog&class=50&subject=19

2.

Единицы информации

Модуль И-типа

Демонстрация к лекции в виде презентации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ba0ca44-39e3-4b6d-8ded-d21451e59e0d/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=catalog&class=50&subject=19

3.

Интерактивный задачник

Модуль К-типа

Интерактивный задачник для отработки навыков решения задач по теме "Измерение информации"

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=pupil&class=50&subject=19

4.

Количество информации в сообщении

Модуль И-типа

Демонстрация к лекции в виде презентации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ac07e90-3e0c-45ce-8cce-a55af586cb6c/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=pupil&class=50&subject=19

5.

Информационный объем текста

Модуль И-типа

Демонстрация к лекции в виде презентации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c0cef715-e578-425b-b4bc-7007f0708ef4/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=pupil&class=50&subject=19

6.

Домашнее задание

Модуль П-типа

Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. Закрепление знаний; формирование умений.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=pupil&class=50&subject=19






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс