Приложение 1
Лунин находится в 13 км к северо-западу от города Лунинец. Местность принадлежит к бассейну Днепра, южнее села имеется сеть мелиоративных каналов на торфяных болотах со стоком в реку Бобрик. Севернее Лунина расположен обширный лесной массив, на части которого образован биологический заказник «Лунинский». Лунин впервые упомянут в 1432 году. Деревня входила в состав Пинского повета Берестейского воеводства Великого княжества Литовского.
Центром сохранения более чем пятивековой истории является средняя школа и созданный в ней по инициативе учителя истории Якова Деменчука краеведческий музей. Среди наиболее ценных экспонатов – рукописные странички первой «Белорусской грамматики», в 1875 году написанной местным священником Платоном Тихоновичем.
В 1794 году в Лунине был построен каменный католический храм (не сохранился). В первой четверти XIX века при Герониме Друцком-Любецком в имении был возведён каменный дворец и разбит пейзажный парк. В 1824 году построена деревянная православная Борисоглебская церковь (сохранилась). Памятник деревянного культового зодчества. Включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. На ее территории, кроме могил священников, есть небольшой памятник летчикам-наблюдателям российской армии, погибшим в Первую мировую войну.
В 1820-е годы в Лунине жил и учил княжеских детей рисованию художник Михал Кулеша.
В годы Первой мировой войны поместье Друцких-Любецких было полностью уничтожено. В 1918 году сгорел дворец, а вместе с ним богатая библиотека и коллекция семейных реликвий. После войны Франтишек Друцкий-Любецкий перенёс свою резиденцию в соседнее село Кристиново (ныне — посёлок Полесский).
Согласно Рижскому мирному договору (1921) Лунин вошёл в состав межвоенной Польши, принадлежал Лунинецкому повяту Полесского воеводства. С 1939 года — в БССР.
Приложение 2
Варяжский щит разделен диагональю на две части. Верхняя левая часть: на голубом фоне серебряным цветом изображена лилия, нижняя правая: на золотом фоне красным цветом изображены три ягоды клубники.
На гербе изображена ягода, которая получила широкое распространение во второй половине XX века: земляника садовая, или, как её чаще называют, клубника. В значительной степени благодаря выращиванию клубники, сельчане достигли высокого уровня благосостояния. Золотой цвет, на котором расположены ягоды, символизирует достаток деревни.)
Дворе́ц (белор. Дварэц) — деревня в Лунинецком районе Брестской области Беларуси в Белорусском Полесье, недалеко от реки Припять. Деревня расположена в 10 км к востоку от города Лунинец на реке Цна. В окрестностях деревни находятся самые щедрые плантации клубники. Недаром, деревню Дворец называют «Клубничной столицей Республики». Сюда за ней приезжают покупатели даже из отдаленных регионов России. Дворецкая клубника — продукт высочайшего качества. Жители деревни по праву могут гордиться традициями ее выращивания.
Приложение 3
В XVI столетии впервые называется местечком Кожан-Городок – одно из древнейших поселений Лунинетчины, центр торговли и развитых ремёсел. Первое упоминание о нём относится к 1493 году, но многие исследователи склонны считать, что его история ещё более древняя. Кожан-Городок – одно из немногих мест района, где проводились археологические раскопки. Сегодня на их месте установлены археологические памятники, которые обозначают доисторические валы, окружавшие древнее городище. Местные жители свято хранят легенду о том, что в устье реки Цна недалеко от впадения её в Припять на Видиуш-горе находится могила римского поэта Овидия.
На звание самой старой в районе претендует и Кожан-Городокская Свято-Симеоновская церковь. Построена как униатская в 1818 году, без единого гвоздя, с деревянными резными иконами, колоннами и статуями. Получила название Пизанская церковь — ни один из шести куполов не смотрит вертикально в небо.
Есть здесь ещё одна достопримечательность. Вековые дубы Кожан-Городокские — ботанический памятник природы республиканского значения. Дуб Мицкевича — известно, что ему более 500 лет.
Известна усадьба Немировича-Щита (первая половина XVIII века) — деревянный дворец с парком и придворным театром. Дворец сгорел в середине XIX века. Въездные ворота в усадьбу сохранились до 1939 года.
У Кожан-Городка есть свой герб. Варяжский щит скошен слева. В левой голубой части, изображён серебряный лилиеобразный цветок, в зелёной правой части, — высокий золотой сапог на каблуке. Административная принадлежность деревни Кожан-Городок Брестской области и Лунинецкому району обозначена голубым цветом и символом лобелии Дортманна. Возраст деревни Кожан-Городок исчисляется тысячелетиями, хотя письменные сведения датируются только 1493 годом. Археологами обнаружены три древних городища. Далеко за пределами района были известны обувщики, которые выделывали кожу (не исключено, что отсюда — название деревни) и изготавливали из неё башмаки. Мастерство древних ремесленников символизирует шляхетский сапог, который скопирован с древних полотен XVI века.
В XIX веке по Лунинетчине путешествовал польский писатель Контрым Казимир, который в дорожном дневнике, изданном в 1839 году, описал впечатления от посещения Кожан-Городка.
Приложение 4
Впервые деревня Дятловичи упоминается при следующих обстоятельствах: в 1566 г. Станислав Андреевич Давойна от имени своего родственника (сводного брата — полоцкого воеводы Станислава Давойны) продал шляхтичу Павлу Подоревскому село Дятеловичи. Это было первое шляхетское имение на Лунинетчине, которое уже не было придатком к большим магнатским вотчинам.
Период расцвета в истории деревни Дятловичи связан с созданием Новопечерского Дятеловичского Преображенского мужского монастыря. Константин Долмат, не имея наследников, даровал Дятеловичской Преображенской церкви свои имения — деревни Дятеловичи, Лулинец и Мелесницу вместе с их жителями. В дарительной записи было поставлено условие, чтобы киево-печерские монахи основали в Дятеловичах мужской монастырь, подчиненный Константинопольскому патриарху и Киевскому митрополиту.
Монастырь был построен и введен в период между 1622 и 1625 годами. Полное название монастыря — Новопечерский (потому что основан монахами Киево-Печерской лавры) Дятеловичский Преображенский мужской монастырь.
В Минской епархии Дятеловичский монастырь считался одни из первых, поэтому быть его настоятелем было почетно и прибыльно. В 1795 г. при монастыре имелась мельница, лесопильня, кузница, пасека, гнали деготь и скипидар, ловили рыбу в монастырских озерах. Все хозяйство приносило значительную прибыль. В Дятеловичах насчитывалось 64 двора.
Монастырь не подвергся нашествию французов, но война затронула его. Есть сведения, что в монастырском госпитале находилось несколько раненых русских воинов. 7 июля французы вошли в Слуцк. Была разгромлена и разграблена Слуцкая духовная семинария, которая в дальнейшем поддерживалась на плаву за счет средств Дятеловичского монастыря. Однако, разрушенное хозяйство, неурожайные годы, а также раздача в большом количестве денежных средств на нужды Слуцкой духовной семинарии вели к обеднению монастыря.
В 1823 г. на берегу реки Цна в деревне была построена деревянная Преображенская церковь.
Приложение 5
Впервые упомянута в XV веке. Деревня входила в состав Пинского повета Берестейского воеводства Великого княжества Литовского. После второго раздела Речи Посполитой (1793) Бостынь в составе Российской империи, принадлежала Пинскому уезду Минской губернии.
В 1750 году арендатор деревни Бостынь помещик Иосиф Щит построил здесь на свои средства храм в честь святой Параскевы.
Согласно Рижскому мирному договору (1921) деревня вошла в состав межвоенной Польши, принадлежала Лунинецкому повяту Полесского воеводства. С 1939 года — в БССР.
Среди достопримечательностей можно выделить:
Православный храм св. Параскевы. Построен из дерева в начале XXI века рядом с местом исторического храма, разрушенного в 1962 году.
Склеп-усыпальница Ф. Двораковской (1833 год)
Протестантский храм. Построен в 1990-е годы
Братская могила советских воинов и партизан. Похоронены 66 бойцов, погибших в 44 году при освобождении деревни. В 1957 году установлен памятник в виде скульптуры солдата.
Могила жертв фашизма. Находится к востоку от деревни, у ж/д переезда. Похоронены 51 житель села, расстрелянных гитлеровцами в 1942 году.
Склеп-усыпальница и братская могила включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Приложение 6
В средневековье Лунинец не имел своего герба и флага и получил геральдические символы уже в наше время. В голубом поле герба три серебряные фигуры. Сверху располагается корона, символизирующая принадлежность города во времена Великого княжества Литовского к княжеским владениям. В центре изображены две пересекающиеся стрелы — символ движения, что ассоциируется с железнодорожным узлом, а ниже — цветок лилии, который напоминает о природе Лунинетчины, в частности Белого озера.
Одна из легенд о названии города гласит, что название Лунинец произошло от названия Лунин, деревни, в которой мы с вами уже побывали.
Еще одна легенда о названии города относится к еще более далеким временам, когда мелкие княжества Киевской Руси вели бесконечные войны с монголо-татарами Небольшой отряд русских воинов, возвращаясь с разведки,
расположился отдохнуть на возвышенности и во время сна был перебит монголо-татарами. Возвышенность, где это произошло, в народе назвали Сонной Горкой. В дальнейшем на этой горке был установлен сторожевой дозор, заметив врага, сторожа зажигали костер, предупреждая о появлении врага. Костры на сонной горке «лунали», поэтому поселение назвали Лунки – от слова лунать.
И последняя легенда о происхождении названия города. В одном из селений жила женщина, муж ее умер еще в молодые годы, сын погиб на одной из многочисленных войн, невестка умерла, оставив новорожденного внука. Священник отказался крестить ребенка, так как женщине нечем было заплатить. Днем женщина нянчила ребенка, а по ночам работала у богатых соседей, поэтому прозвали ее Луней (луня- название совы на местном диалекте). Внук тоже умер, из-за того, что некрещёного хоронить на кладбище запрещалось, несчастная женщина похоронила его на возвышенности недалеко от места, где жила. Местные жители говорили, здесь похоронен Лунинец, т.е. Лунин внук.
Развитию края в дальнейшем способствовала прокладка в последние десятилетия Х1Х века Полесских железных дорог. Лунинец, ставший крупным железнодорожным узлом, становится и центром региона.
В городе Лунинец в 1911-1912 годах жил и работал Якуб Колас - знаменитый белорусский писатель, поэт и переводчик. Один из классиков и основоположников новой белорусской литературы. Об этом напоминает туристам и путешественникам мемориальная табличка, установленная на здании местного краеведческого музея. В городе Лунинец имеется также памятник Якубу Коласу и улица, названная в его честь. Здесь он начал писать одно из своих величайших произведений «Сымон-музыка». А в 1916-1917 годах служил в инженерно-строительной дружине русский поэт Александр Блок. Есть памятник авиаконструктору Павлу Сухому, который в 1918-1920 в железнодорожном училище преподавал математику.
В городе есть церковь Воздвижения Креста Господня, построенная в 1922 году. Также можно видеть костел Святого Иосифа, построенный здесь в 1931 году.
К другим небольшим достопримечательностям города Лунинец можно отнести некоторое количество небольших административных и жилых зданий, относящихся к началу 20-го века, которые все вместе составляют несколько кварталов городской исторической застройки.
В 1882 г. в Лунинце началось строительство ж/д линии, которая стала точкой отсчета в дальнейшем развитии города. Площадь Ленина также является своего рода достопримечательностью нашего города. Ведь не даром основные события проходят именно здесь. В составе Белорусской ССР Лунинец оказался в 1940 г. В период войны Лунинец прошел через оккупацию и был освобожден 10 июля 1944 г.
На территории города и района – 8 памятников архитектуры, 81 памятник истории, в их числе обелиски, братские могилы, 6 памятников археологии.
Приложение 7
