Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г- групповая) | Дидактический контент (ссылка и скриншот) | Описание контента | Планируемые результаты |
предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | личностные |
I этап. Организационный момент. (2 мин) | Включить обучающихся в учебный процесс. Мотивация. | Словестный | Приветствие, организация внимания обучающихся. | Подготовка класса к работе | Ф | | | | самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
II этап. Актуализация. (5 мин.) | Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы. Выявление затруднения каждого обучающегося. | Наглядный | Работа с кроссвордом (ЭОР «Фабрика кроссвордов. Смотрите ссылку) http://puzzlecup.com/?edit=F4DA765CD87105AU&pin=B55AD244 | Демонстрируют знания, умения по предыдущей теме. | Ф | Работа с кроссвордом (ЭОР «Фабрика кроссвордов. Смотрите ссылку) http://puzzlecup.com/?edit=F4DA765CD87105AU&pin=B55AD244 | Учащиеся разгадывают кроссворд | Построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | П- актуализация ранее полученных знаний для изучения новой темы. К-высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Формирование навыков сотрудничества, доброжелательного отношения к окружающим. |
III этап. Постановка цели и задач урока. (5 мин.) | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. Мотивация к изучению материала. | Словестный | «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли»,- писал псковский летописец. -Попробуйте объяснить слова летописца; -Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли? -А вы знаете, что такое опричнина? Опричнина- совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? -что такое опричнина, - цель опричнины, -основные события, -последствия опричнины Поработав на сегодняшнем уроке, мы узнаем, что такое опричнина, прочему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец мы узнаем , чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича. Проблемный вопрос. Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное? | Отвечают на вопросы Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Знакомятся с проблемным вопросом, на который им необходимо ответить в конце урока | Ф, П | Видео https://www.youtube.com/watch?v=lU6qi4ZHMLA | Просмотр фрагмента видео | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Р- умение применять полученные навыки на практике П-понимать смысл предложения и устанавливать причинно - следственные связи, выделять существенную информацию из текстовых сообщений. К-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной речью. | формирование интереса, мотивации к учению. |
IV этап. Усвоение новых знаний (20 мин.) | Учитель предлагает материал для прослушивания, учить выделать ключевые слова | Словестный Наглядный Практический | Начнем с причин поворота к политике террора, т.е. устрашения, расправ. Для этого вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным. -Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV c Избранной радой» Выслушав ответы обучающихся, учитель говорит о различных точках зрения ученых на причины перехода к политике террора. -В тетрадь записываются причины опричнины: 1. Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти; 2. Борьба с остатками удельной страны, с отдельными личностями высшего боярства; 3. Болезненная подозрительная, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии; 4. Необходимость вследствие ведения тяжелой Ливонской войны, неудачи в ней. Работа с пунктом «Расправа царя с приближенными» (прочитать пункт и выполнить задание в ЭОР. Соотнести слова Ивана Грозного и имя человека, которому они сказаны. Смотрите ссылку) http://LearningApps.org/display?v=pbezyazikovaerqsq6qt16 Работа с основными понятиями урока: Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах. (записать в тетрадь) Работа с картой: какие территории вошли в состав опричнины, когда это происходило, какие города частично вошли в опричнину? Для переселения людей из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер было создано особое войско-опричники. Рассмотрите репродукцию и опишите опричника. Выполнение задания №3 в рабочей тетради. Итоги проводимой опричнины. Чтение вслух текста учебника о заповедных летах. Запись понятий. | Формулируют причину. Читают. Выполняют задание. Делают записи в тетрадь Записывают понятия в тетрадь Работают с картой (1 ученик у доски) Работают с репродукцией Работают в рабочей тетради Работа с учебником; Делают записи в тетрадь Рассказ ученика «Последние годы жизни Ивана Грозного. Пресечение династии» | Ф, И, П | Работа с пунктом «Расправа царя с приближенными» (прочитать пункт и выполнить задание в ЭОР. Соотнести слова Ивана Грозного и имя человека, которому они сказаны. Смотрите ссылку) http://LearningApps.org/display?v=pbezyazikovaerqsq6qt16 | Учащиеся соотносят картинку с названием предмета и | Построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Р-планирование достижения цели при построении диалогического высказывания П-формирование умений построения диалогического высказывания с использованием знаний о структуре предложения. К-Осознанно воспринимают и воспроизводят информацию на основе текста. | Формирование собственного мнения и уважительного отношения к иному мнению. |
V этап. Закрепление. (8 мин.) | Выявление: как обучающиеся относятся к новым знаниям и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей | Практический | Работа в группах: Выполните задание: распределите предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставь «+», с отрицательными «-«. -тяжелый экономический кризис «-«; -укрепление самодержавия «-»; -централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»; -укрепление обороноспособности государства «+» Теперь, ребята, мы свами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина? | Выделяют положит-е и отрицат-е последствия опричнины. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Мобильный Класс. Онлайн - тест https://onlinetestpad.com/ru/test/60-oprichnina | Г | Онлайн - тест https://onlinetestpad.com/ru/test/60-oprichnina | | Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Р-умение осуществлять самоконтроль и самооценку, выделять и осознавать то, что уже усвоено. П-Осознанное построение речевого высказывания. К-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
VI этап. Рефлексия, домашнее задание (5 мин.) | Выявление: как обучающиеся относятся к новым знаниям и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. | Словестный | Обучающимся предложены вопросы: -давайте вспомним цели задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет-почему, если да-то как. -что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности? Объяснение домашнего задания | Отвечают на предложенные вопросы Записывают д/з | Ф | | | | П - умение систематизировать полученную информацию | самоопределение, умение давать оценку себе и другим обучающимся. |