Тема урока: Восстание Спартака.
Форма урока: традиционная
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Продолжить формирование у учащихся представления о Римской республики позднего периода. Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, подведение учащихся к осознанию причин начала восстания и причин его поражения.
Образовательная:
определить причины, сущность и значение восстания рабов;
продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.
Развивающая:
устанавливать причинно-следственные связи
формировать навыки работы с источниками знаний - историческими документами;
подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;
Способствовать формированию умения самостоятельно думать, анализировать и делать выводы
Воспитательная:
способствовать развитию интереса к истории, любознательности,
формированию собственной позиции к рассматриваемым событиям
способствовать формированию собственных морально-волевых качеств через изучение личности Спартака
Коррекционная цель:
развитие самостоятельного, активного и творческого мышления слабовидящих детей;
развитие произвольного внимания на всех этапах урока;
изучение степени утомляемости учащихся на уроке.
Методы проведения урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный , исследовательский
Материально-техническое оборудование : учебник, карта, раздаточный материал, электронные материалы(презентация с иллюстрациями), проектор.
Основные даты: 74-71 гг. до н.э.
Основные понятия: рабство, восстание
Основные географические названия: г. Капуя, Галлия, Фракия, Везувий
Деятели: Спартак, Красс, Помпей, Лукулл.
План изучения:
Героическая личность Спартака
Причины восстания
Ход восстания
Причины поражения
Ход урока
1.Организационный момент.
Контроль посещаемости, проверка готовности к урок
2.Повторение пройденного материала
I. Вопросы и задания для повторения:
1.Чем было вызвано разорение крестьян в Древнем Риме во II в. до н.э.
2. К каким последствиям это привело?
3. Расскажите о деятельности Тиберия Гракха. Какой закон он предложил принять?
Когда он был принят? Какие результаты имела деятельность Гракхов?
: Как содержали рабов в Риме? Были ли у них какие-либо права?
Следуют ответы учеников. Сверяем со слайдом.Слайд№3
Учитель. Где использовался труд рабов? Ответ учеников. (В сельском хозяйстве, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых римлян, в строительстве, в гладиаторских боях
3. Изучение нового материала
Учитель. Мы с вами еще раз убедились, что положение рабов в Риме было очень тяжелым. Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как одна из гладиаторских школ не могла больше выносить унижения и подняла восстание – крупнейшее восстание рабов. Оно проходило в 74 – 71 гг. до н.э.
Учитель: Итак, с одной стороны, продолжалось разорение крестьян. С другой стороны, огромное скопление рабов, тяжелые условия их жизни и труда - все это грозило восстаниями, что и произошло в 74 г до н. э. Восстания рабов поднимались и прежде. Но восстание под руководством Спартака достигло размаха прежде небывалого.
Наша главная задача на сегодня назвать причины, рассмотреть ход событий, и подведя итоги восстания, ответить на вопрос: Каковы причины поражения восстания. Главные вопросы урока я вывесила на доску, по ходу ответа на них мы будем снимать их с доски (прием «чистая доска»).Итак, Спартак был гладиатором.
1)Ребята, а кто такие гладиаторы? Где они выступали?
2)Почему гладиаторские бои – самые страшные зрелища Древнего Рима?
3)Какие выводы можно сделать на основании этого о римском обществе?
Предполагаемые ответы:
- Римляне были очень жестокими людьми, т.к. убийство на арене гладиатора было для них развлечением.
Цирк вкруг бойца плывет, он умирает -
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.
Он слышит, но не внемлет. Взор его
С душою вместе далеко витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Перед ним – шалаш на берегу Дуная:
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот
Отец зарезан, римлян забавляя! (Байрон)
– Рабов в Риме было очень много. Они стоили дешево.
- Увлечение гладиаторскими боями говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.
Работа с документом Плутарх. Марк Красе, 8—11
...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей.. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве...
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.—
Вопросы к документу.
1.Почему началось восстание рабов в городе Капуя? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)
2.Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200рабов, но сбежали только 78.)
3.Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)
4Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, Спартак ,Эномай, Крикс, но первым из них был Спартак.)
5.Что рассказывает Плутарх о Спартаке? (Спартак из Фракии, смелый, сильный.)
6.Как вы думаете, какую цель преследовали восставшие?
Учитель. Каковы же были цели восставших? Давайте подумаем вместе.
После того, как учащиеся назовут все цели, записывают их в тетрадь.
Цели восставших: Слайд№5
Свобода;
Возвращения рабов домой;
Борьба против Рима;
Установление связей с Сицилией;
Раздел имущества.
физминутка
Ход восстания.
Давайте по карте проследим ход восстания
Итак, восстание началось в конце 74 начале 73 года до н.э. в школе гладиаторов в г. Капуя. 78 гладиаторам удалось бежать, захватив кухонные ножи и вертели, они укрылись на вершине горы потухшего вулкана Везувий. Итак, восставшие укрылись на Везувий (см. карту на с. 246 в учебнике).
К рабам присоединились рабы-пастухи, беднота - около 10 тысяч человек. Они нападали на имения, добычу делили поровну. Из металлов изготовляли оружие.
Причину своих несчастий восставшие видели в деньгах и крупной собственности. Они нападали на богатые владения и не трогали земли крестьян, не брали золото и серебро.
Вопрос: Как вы думаете, как отнеслось римское правительство к бегству гладиаторов? (С презрением, но меры все же принимать пришлось.) Действия восставших и правительственных сил: Слайд №7-8
1. Десятитысячное войско Спартака расположилось на Везувии.
2. К Везувию послан отряд Глабра - первая победа восставших обеспечила их более совершенным оружием.
3. Претор Клодий с 3 тысячами солдат осадил Везувий - Спартак зашел в тыл лагеря Клодия и уничтожил римлян.
Вопрос: Какую хитрость применил Спартак?
Победа над претором Варинием. В нескольких сражениях Спартак разбил правительственные силы, обеспечив свое превосходство в южной Италии.
Перед Спартаком стала задача создать боеспособную армию.
Войско восставших уже насчитывало 120 тыс. человек. (Здесь присоединились рабы-пастухи. Местные табуны лошадей были использованы для создания конницы.) Спартаковцам удалось завладеть несколькими крупными городами. Римляне с ужасом наблюдали, как малый мятеж перерастает в грозную рабскую войну.
Однако в лагере восставших возникли разногласия. Крикс и Эномай отказывались уйти из Италии. Спартак призывал перейти Альпы. С этого момента восставшие были уже были обречены на поражение. Почему? (Разобщенность, неорганизованность, отсутствие единого плана действий - одна из причин поражения рабов).
Из-за разногласий среди восставших непослушные отряды несколько раз отделялись от армии Спартака и гибли в одиночку под римскими мечами.
5. В своем продвижении Спартак разбил войска консула Лентула у города Мутина, нанес тяжелое поражение наместнику Галлии Кассию. 400 римлян Спартак заставил биться как гладиаторов в память об Эномае и Криксе.
Главное войско Спартака с боями прошло всю Италию до реки По и могло беспрепятственно перейти Через Альпы, но по неизвестной причине Спартак внезапно круто повернул на юг. Двинувшись в обратный путь. Скорее всего, он подчинился требованиям своих товарищей, которые возомнили себя господами Италии. Бывшим невольникам нравилось хозяйничать в богатой Италии и вовсе не хотелось возвращаться на родину. Страх охватил римлян. Нависла угроза более страшная, чем тогда, когда у ворот Рима стоял Ганнибал.Воевать с рабами римские легионеры считали позором для себя. Но сенат, осознав опасность, принял чрезвычайные меры. Было сформировано новое войско. Некоторое время никто не решался принять на себя командование. Наконец командующим согласился стать претор Марк Лициний Крас - первый римский богач. Он применил децимаций (казнил 4000 римских солдат), так что сам для них стал страшнее, чем неприятель.
6.На границе Пиценской области Крас потерпел поражение - Спартак направился на юг, чтобы переправиться в Сицилию.Массовую переправу организовать не удалось, плоты разметало, а пираты не предоставили флот. (Морские разбойники, получив деньги, не выполнили договора).
Слайд №9-10.
7.Спартак направил войско, на Брундизий (см. карту на с. 246). На помощь Крассу шли Лукулл из Македонии и Помпей из Испании.
8.В Апулии в 71 г. до н.э. спартаковцы потерпели поражение. Слайд №11
Учитель. О последнем бое Спартака, который произошел в Апулии в 71 году до н.э. Плутарх рассказывает: “Он устремился на самого Красса; ни вражеское оружие, ни раны не могли его остановить, и все же к Крассу он не пробился и лишь убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец… окруженный врагами он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца”. Восстание было подавлено. Шесть тысяч участников были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.
Вопрос к классу: Желание к свободе и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. Каковы причины поражения восставших? Cлайд№12
Причины поражения:
Преимущество римлян в численности войск и их вооружении.
Стихийный характер восстания, отсутствие четкого плана ведения восстания.
Учитель. Каково значение восстание Спартака?
Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.
Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.
Учитель. Нет более популярного героя древней истории, чем Спартак. И если более чем за две тысячи лет его слава не потускнела, а, наоборот, засверкала новыми красками, то это потому, что имя Спартака для человечества навеки связано с борьбой за свободу. “ Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все то высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность
Заключительный этап урока с элементами рефлексии
Учитель задает вопросы учащимся.
1)Где и когда началось восстание Спартака? 2) Где находился первый лагерь восставших? 3) Почему положение восставших перед последней битвой было почти безнадежно? 7) В каком году была эта битва? Как альтернатива ученики могут выполнить тест Слайд№13
Выводы: Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной, особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свободным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные рабские государства, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, возглашали себя царями.
В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, т.е. в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.
Домашнее задание §51, стр. 246 задание 1 письменно.
Задание на выбор:
Составить рассказ «Жизнь раба в Римской республике» или «Спартак – символ свободы».