СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории в 5 классе "Восстание Спартака"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Продолжить формирование у обучающихся представления о Римской республики позднего периода. Сформировать представление о восстании Спартака, как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире, подведение обучающихся к пониманию причин начала восстания и  причин его поражения.  

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории в 5 классе "Восстание Спартака"»

Тема урока: Восстание Спартака.

Форма урока: традиционная

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Продолжить формирование у учащихся представления о Римской республики позднего периода. Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, подведение учащихся к осознанию причин начала восстания и причин его поражения.

Образовательная:

определить причины, сущность и значение восстания рабов;

продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы,  анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.

Развивающая:

устанавливать причинно-следственные связи

формировать навыки работы с источниками знаний - историческими документами;

подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;

Способствовать формированию умения самостоятельно думать, анализировать и делать выводы

Воспитательная:

способствовать развитию интереса к истории, любознательности,

формированию собственной позиции к рассматриваемым событиям

способствовать формированию собственных морально-волевых качеств через изучение личности Спартака

Коррекционная цель:

развитие самостоятельного, активного и творческого мышления слабовидящих детей;

развитие произвольного внимания на всех этапах урока;

изучение степени утомляемости учащихся на уроке.

Методы проведения урока: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный , исследовательский

Материально-техническое оборудование : учебник, карта, раздаточный материал, электронные материалы(презентация с иллюстрациями), проектор.

Основные даты: 74-71 гг. до н.э.

Основные понятия: рабство, восстание

Основные географические названия: г. Капуя, Галлия, Фракия, Везувий

Деятели: Спартак, Красс, Помпей, Лукулл.

План изучения:

Героическая личность Спартака

Причины восстания

Ход восстания

Причины поражения

Ход урока

1.Организационный момент.

Контроль посещаемости, проверка готовности к урок

2.Повторение пройденного материала

I. Вопросы и задания для повторения:

1.Чем было вызвано разорение крестьян в Древнем Риме во II в. до н.э.

2. К каким последствиям это привело?

3. Расскажите о деятельности Тиберия Гракха. Какой закон он предло­жил принять?

Когда он был принят? Какие результаты имела деятель­ность Гракхов?

: Как содержали рабов в Риме? Были ли у них какие-либо права?

Следуют ответы учеников. Сверяем со слайдом.Слайд№3

Учитель. Где использовался труд рабов? Ответ учеников. (В сельском хозяйстве, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых римлян, в строительстве, в гладиаторских боях

3. Изучение нового материала

Учитель. Мы с вами еще раз убедились, что положение рабов в Риме было очень тяжелым. Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как одна из гладиаторских школ не могла больше выносить унижения и подняла восстание – крупнейшее восстание рабов. Оно проходило в 74 – 71 гг. до н.э.

Учитель: Итак, с одной стороны, продолжалось разорение кресть­ян. С другой стороны, огромное скопление рабов, тяжелые условия их жизни и труда - все это грозило восстаниями, что и произошло в 74 г до н. э. Восстания рабов поднимались и прежде. Но восстание под руко­водством Спартака достигло размаха прежде небывалого.

Наша главная задача на сегодня назвать причины, рассмотреть ход событий, и подведя итоги восстания, ответить на вопрос: Каковы причины поражения восстания. Главные вопросы урока я вывесила на доску, по ходу ответа на них мы будем снимать их с доски (прием «чистая доска»).Итак, Спартак был гладиатором.

1)Ребята, а кто такие гладиаторы? Где они выступали?

2)Почему гладиаторские бои – самые страшные зрелища Древнего Рима?

3)Какие выводы можно сделать на основании этого о римском обществе?

Предполагаемые ответы:

- Римляне были очень жестокими людьми, т.к. убийство на арене гладиатора было для них развлечением.

Цирк вкруг бойца плывет, он умирает -
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.
Он слышит, но не внемлет. Взор его
С душою вместе далеко витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Перед ним – шалаш на берегу Дуная:
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот
Отец зарезан, римлян забавляя! (Байрон)

– Рабов в Риме было очень много. Они стоили дешево.

- Увлечение гладиаторскими боями говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.

Работа с документом Плутарх. Марк Красе, 8—11
...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Ита­лии и известное также под названием спартаковской войны, было вызва­но следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинст­во которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хо­зяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят во­семь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встре­тили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское сна­ряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей.. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, ког­да Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплемен­ница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объ­явила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, соп­ровождая его в бегстве...

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.—
Вопросы к документу.

1.Почему началось восстание рабов в городе Капуя? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда при­везли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)

2.Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200рабов, но сбежали только 78.)
3.Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вер­телами.)
4Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводи­телей было выбрано 3 человека, Спартак ,Эномай, Крикс, но первым из них был Спартак.)

5.Что рассказывает Плутарх о Спартаке? (Спартак из Фракии, смелый, сильный.)

6.Как вы думаете, какую цель преследовали восставшие?

Учитель. Каковы же были цели восставших? Давайте подумаем вместе.

После того, как учащиеся назовут все цели, записывают их в тетрадь.

Цели восставших: Слайд№5

Свобода;

Возвращения рабов домой;

Борьба против Рима;

Установление связей с Сицилией;

Раздел имущества.

физминутка

Ход восстания.

Давайте по карте проследим ход восстания

Итак, восстание началось в конце 74 начале 73 года до н.э. в школе гладиаторов в г. Капуя. 78 гладиаторам удалось бежать, захватив кухонные ножи и вертели, они укрылись на вершине горы потухшего вулкана Везувий. Итак, восставшие укрылись на Везувий (см. карту на с. 246 в учебнике).

К рабам присоединились рабы-пастухи, беднота - около 10 тысяч человек. Они нападали на имения, добычу делили поровну. Из металлов изготовляли оружие.

Причину своих несчастий восставшие видели в деньгах и крупной собственности. Они нападали на богатые владения и не трогали земли кре­стьян, не брали золото и серебро.

Вопрос: Как вы думаете, как отнеслось римское правительство к бегству гладиаторов? (С презрением, но меры все же принимать пришлось.) Действия восставших и правительственных сил: Слайд №7-8

1. Десятитысячное войско Спартака расположилось на Везувии.

2. К Везувию послан отряд Глабра - первая победа восставших обеспечила их более совершенным оружием.

3. Претор Клодий с 3 тысячами солдат осадил Везувий - Спартак зашел в тыл лагеря Клодия и уничтожил римлян.

Вопрос: Какую хитрость применил Спартак?

Победа над претором Варинием. В нескольких сражениях Спартак разбил правительственные силы, обеспечив свое превосходство в южной Италии.

Перед Спартаком стала задача создать боеспособную армию.

Войско восставших уже насчитывало 120 тыс. человек. (Здесь присоединились рабы-пастухи. Местные табуны лошадей были использо­ваны для создания конницы.) Спартаковцам удалось завладеть нескольки­ми крупными городами. Римляне с ужасом наблюдали, как малый мятеж перерастает в грозную рабскую войну.

Однако в лагере восставших возникли разногласия. Крикс и Эномай отказывались уйти из Италии. Спартак призывал перейти Альпы. С этого момента восставшие были уже были обречены на поражение. Почему? (Разобщенность, неорганизованность, отсутствие единого плана действий - одна из причин поражения рабов).

Из-за разногласий среди восставших непослушные отряды не­сколько раз отделялись от армии Спартака и гибли в одиночку под рим­скими мечами.

5. В своем продвижении Спартак разбил войска консула Лентула у города Мутина, нанес тяжелое поражение наместнику Галлии Кассию. 400 римлян Спартак заставил биться как гладиаторов в память об Эномае и Криксе.

Главное войско Спартака с боями прошло всю Италию до реки По и могло беспрепятственно перейти Через Альпы, но по неизвестной причине Спартак внезапно круто повернул на юг. Двинувшись в обратный путь. Скорее всего, он подчинился требованиям своих товарищей, которые возомнили себя господами Италии. Бывшим невольникам нравилось хозяйничать в богатой Италии и вовсе не хотелось возвращаться на родину. Страх охватил римлян. Нависла угроза более страшная, чем тогда, когда у ворот Рима стоял Ганнибал.Воевать с рабами римские легионеры считали позором для себя. Но сенат, осознав опасность, принял чрезвычайные меры. Было сформиро­вано новое войско. Некоторое время никто не решался принять на себя командование. Наконец командующим согласился стать претор Марк Лициний Крас - первый римский богач. Он применил децимаций (казнил 4000 римских солдат), так что сам для них стал страшнее, чем неприятель.

6.На границе Пиценской области Крас потерпел поражение - Спартак направился на юг, чтобы переправиться в Сицилию.Массовую переправу организовать не удалось, плоты разметало, а пираты не предоставили флот. (Морские разбойники, получив деньги, не выполнили договора).

Слайд №9-10.

7.Спартак направил войско, на Брундизий (см. карту на с. 246). На помощь Крассу шли Лукулл из Македонии и Помпей из Испании.

8.В Апулии в 71 г. до н.э. спартаковцы потерпели поражение. Слайд №11

Учитель. О последнем бое Спартака, который произошел в Апулии в 71 году до н.э. Плутарх рассказывает: “Он устремился на самого Красса; ни вражеское оружие, ни раны не могли его остановить, и все же к Крассу он не пробился и лишь убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец… окруженный врагами он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца”. Восстание было подавлено. Шесть тысяч участников были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.

Вопрос к классу: Желание к свободе и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. Каковы причины поражения восставших? Cлайд№12

Причины поражения:

Преимущество римлян в численности войск и их вооружении.

Стихийный характер восстания, отсутствие четкого плана ведения восстания.

Учитель. Каково значение восстание Спартака?

Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

Учитель. Нет более популярного героя древней истории, чем Спартак. И если более чем за две тысячи лет его слава не потускнела, а, наоборот, засверкала новыми красками, то это потому, что имя Спартака для человечества навеки связано с борьбой за свободу. “ Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все то высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность

Заключительный этап урока с элементами рефлексии

Учитель задает вопросы учащимся.

1)Где и когда началось восстание Спартака? 2) Где находился первый лагерь восставших? 3) Почему поло­жение восставших перед последней битвой было почти безнадежно? 7) В ка­ком году была эта битва? Как альтернатива ученики могут выполнить тест Слайд№13

Выводы: Рабские восстания обычно кончались поражениями и отличались одной, особенностью: мятежные рабы жестоко мстили свобод­ным людям за свои былые унижения, но даже и не думали отменять рабовладельческие порядки. В захваченных ими областях возникали временные рабские государства, в которых бывшие невольники делались господами, а бывшие свободные - рабами. Вожди повстанцев, как правило, возглашали себя царями.

В противоположность им Спартак по-настоящему сражался за свободу, пытаясь увести своих товарищей из страны рабства. старался отучить от рабских пороков, чтобы из них получилась не разбойничья шайка, а дисциплинированное войско, достойное свободных людей. Поэтому даже враги-римляне вспоминали о нем с уважением. А во всемирной истории, т.е. в памяти человечества благородный предводитель рабов занял почетное место рядом со знаменитыми полководцами древнего мира.

Домашнее задание §51, стр. 246 задание 1 письменно.

Задание на выбор:

Составить рассказ «Жизнь раба в Римской республике» или «Спартак – символ свободы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!