СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории в 8 классе " Москва - столица российского государства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории в 8 классе " Москва - столица российского государства"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Чеботарская специальная школа-интернат»

УРОК ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ

МОСКВА - СТОЛИЦА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА



Учитель истории

Тренина Г.А.



2020 - 2021 уч.год

24.10.2020 г.

Тема урока « Москва — столица Российского государства».

Цели:

Образовательные: дать учащимся представление о строительстве Московского Кремля, явившегося образцом оборонительного сооружения (крепости), замечательным произведением русского зодчества.

Коррекционно-развивающие: развивать умения работать с иллюстрациями; анализировать и обобщать исторический материал.

Воспитательные: воспитывать у учащихся глубокое уважение к русскому народу — творцу материальных и духовных ценностей; воспитывать бережное отношение к историческому достоянию; пробудить у учащихся понимание красоты русской культуры.

Оборудование:

Карта «Русское государство в XVI в.», презентация, пословицы на карточках, карточки с названиями стен Кремля и именами московских князей, видеоклип песни О. Газманова «Москва, звонят колокола», видеоролик парада Победы в Москве, посвященный 75-летию Победы в ВОВ.

Тип урока

Комбинированный.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Доклад дежурного о наличии детей в классе.

Повторение пройденного материала.

- Какую тему изучали на предыдущем уроке?

- Что нового узнали?

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока « Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».

_ В какую страну совершил путешествие А.Никитин?

- Как к нему относились жители Индии?

- Откуда мы узнали о его путешествии?

2.Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Трудом ремесленников было создано много сооружений (храмов), которые и сейчас являются памятниками архитектуры. Самым красивым городом с многочисленными памятниками архитектуры являлась Москва — столица России. Сюда съезжались со всей России купцы, дворяне, служивые люди, приезжали иностранные послы для встречи с царем.

Сообщение темы урока: «Москва — столица Российского государства»

3.Изучение нового материала

Прочитать пословицы, выписать цифры.

Один за всех, все за одного. (1)

Один в поле не воин. (1)

Конь о четырех ногах, и тот спотыкается. (4)

У семи нянек дитя без глазу. (7)

Записать получившееся число – 1147.

—Это год основания Москвы (1147 г.)

Показ на карте г. Москвы.

Рассказ учителя.

Демонстрация слайдов «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите».

—В чем вы видите различия на этих иллюстрациях?

—Как выглядел Кремль в XII в.?

Задание. Подумайте, при каком князе и какие были построены стены Кремля

Соедините стрелками. .

Деревянные Иван III

Белокаменные Дмитрий Иванович

Кирпичные Иван Калита

В ходе рассказа записать схему на доске.

Просмотр презентации (рассказ учителя)

На территории Кремля построены храмы: Успенский, Архангельский, Благовещенский.

Чудов и Вознесенский монастыри, «Колокольня Ивана Великого»

Демонстрация слайдов: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, «Колокольня Ивана Великого», Грановитая палата, Чудов и Вознесенский монастыри.

Рассказ сопровождается дополнительными сведениями о строительстве нового Кремля.

Физминутка (видео)

Вопросы для беседы.

1.Из какого материала строили новый Кремль?

2.Какова история создания собора Василия Блаженного?

3.Сколько всего башен у Кремля?

4.Почему Красная площадь так называлась?

5.Почему Красная площадь была особенно многолюдной?

6.Что находилось внутри Кремля? Работа с текстом.

—Какой храм стал усыпальницей русских царей?

—Какой храм стал домашней церковью русских царей?

Словарная работа: усыпальница, надгробие, сквернословить.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Убранство царского дворца».

—Что находилось внутри царского дворца?

Словарная работа: изразцы.

—Что вешали на стены?

Находят объяснение слов в учебнике.

Один ученик читает указанные абзацы, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на вопросы.

4. Первичное закрепление нового материала

Вопросы для беседы.

1.Как выглядела Красная площадь в конце XV и XVI вв.?

2.Назовите древние сооружения Московского кремля и Красной площади, сохранившиеся до наших дней.

Задание. Игра «Третий лишний».

Успенский собор — Архангельский собор — Покровский собор.

Реки: Москва — Неглинная — Волга.

Виртуальная экскурсия по Москве.

( Просмотр видеоклипа О.Газманова «Москва, звонят колокола».)

- Почему Москву называют златоглавой?

Рефлексия.

- Что узнали нового на уроке?

- Что понравилось?

- Что запомнилось?

- Рассказ учителя о военном параде в Москве, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Просмотр видеоролика «Парад Победы в Москве» (24 июня 2020 г.)

6. Итоги урока.

- Комментарии, объявление оценок за работу.

- Домашнее задание: читать стр.50-56, отвечать на вопросы;

составить устный рассказ об убранстве царского дворца.







- Стены Московского кремля имеют протяженность 2 километра.

- 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды – в знак благодарения за одержанную победу.Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

- Московский Кремль имеет 20 башен.

- Внутри царского дворца стояли курительницы. В них сжигали различные травяные смеси для того, чтобы аромат их распространялся по комнатам дворца.

- Царь-пушку отлил мастер Андрей Чохов в XVI в. Пушка эта находится в Московском кремле и по сей день. Перед ней лежат огромные круглые шары — ядра. Их отлили, чтобы удивить посетителей кремля. На самом же деле стреляла она мелкими камнями.

- Все царские указы зачитывались громко на Ивановской площади. Многие жители Москвы специально приходили сюда, чтобы побыстрее узнать о новых решениях царя. Сегодня уже никто не зачитывает на этой площади указы. Но до сих пор сохранилось выражение «кричать во всю Ивановскую». Если кто-нибудь громко кричит, ему говорят: «Не кричи на всю Ивановскую». - Архангельский собор Московского Кремля - усыпальница русских царей.

- Благовещенский собор (1484-1489 гг.) служил домашней церковью русских царей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!