Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кореневская средняя общеобразовательная школа №1»
Кореневского района Курской области
Открытый урок по ИЗО, проведён в 5-В классе
на тему:
"Древние образы в современных игрушках,
единство формы и декора в игрушках".
учитель ИЗО -
Молокоедова Наталья Николаевна
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках, единство формы и декора в игрушках»
Цели и задачи:
знакомство с древней русской игрушкой, с традициями в росписи глиняной игрушки
формирование навыков в создании единства. формы и декора игрушки; композиции и ритма цветовых пятен и элементов.
развитие способностей у учащихся фантазировать, обучение детей в доступной форме подчеркнуть красоту материала, формы и конструкций при создании игрушки.
формирование эстетического вкуса у учащихся.
Оборудование:
репродукции с различными росписями глиняных игрушек;
плакаты с элементами росписей;
глиняные игрушки;
силуэты с изображением глиняных игрушек;
рефлексивные полоски.
Материалы:
ПЛАН УРОКА
Организационный момент (1-2 минуты).
Актуализация опорных знаний (7 минут).
Формирование новых знаний (13 минут).
Физ. минутка (1-2 минуты).
Задание урока (практическая часть) (20 минут).
Анализ урока (3 минуты).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ребята, посмотрите направо. Что вы видите за окном, какая погода? Мне хотелось бы, чтобы пасмурная погода и серое небо не поменяло ваше хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь повернитесь ко мне. Присаживайтесь.
Посмотрите на свои рабочие места. Давайте проверим всего ли хватает. сегодня на уроке нам понадобятся: карандаш простой, ластик, вода, акварель, кисточки №2 и №4, альбом или альбомный лист, кисточки.
2. Актуализация опорных знаний.
В I четверти мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Ребята, назовите предметы, украшаемые древними образами.
(Прялки, люльки, вышитые полотенца, ухваты, кочерга, русская печь, ковш, лукошки, короба).
Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?(символы – образ солнца, земли, плодородия, воды; конь - крест, кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости; птица - счастье, символ весны, тепла и света; древо жизни — символ вечной жизни, процветающей, природы и счастливого продолжения рода; берегинья - женщина с поднятыми, руками, олицетворение плодородия земли, источник жизни, урожая, тепла).
Все перечисленные предметы, украшенные древними образами и символами, служили для быта людей.
Ребята, посмотрите на доску: вашему вниманию представлены фигурки. Что они вам напоминают? Как вы думаете, что в них не хватает, чем их нужно дополнить? Итак, кто догадался, что нового вы узнаете сегодня на уроке? (на доске заранее написана тема урока). Давайте посмотрим и сравним ваши догадки с темой, с которой я хотела вас сегодня познакомить ( открывается тема урока).
3. Формирование новых знаний.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывают особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.
Присмотрисъ к современным народным игрушкам - и ты заметишь, что в них живут те же образы - это конь, птица, женщина. В них живут память народа, его древние традиции.
Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.
Древние знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в древних произведениях народного искусства, но художники нашей необъятной России по-разному подходят к созданию образов глиняных игрушек. Давайте послушаем ребят, которые подготовили материал к уроку о самых распространенных и известных древних русских глиняных игрушках: (Филимоновской, Каргопольской, Дымковской).
Филимоновская игрушка. Ее родина – деревня Филимоново в Тульской области – знаменитый центр производства этих игрушек. Но и сегодня этот промысел живет, а с ним продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев. У филимоновских игрушек вытянутые, мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из вязкой, податливой глины – белой с синеватым оттенком. Высокие строй ные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Разнообразны и животные-свистульки. Обратите внимание, какие у них вытянутые шея, туловище, голова, ноги. Основные цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый.
А это каргопольская глиняная игрушка, она известна с давних времен. Ее родина – Каргопольский район Архангельской области. Формы людей и животных кожутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужчин в бороду-лопату. Глиняные женщины с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной-народной вышивке. Очень выразительна роспись каргопольской игрушки, которая несет отголоски старины, сохраняя прочную связи с древними мотивами. По забеленной известью поверхности наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, эллипсов – овалов. Здесь же можно увидеть мотив колосьев, ветки растений, росчерки линий. Красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки, расписанные в ярких или приглушенных тонах.
Дымковские игрушки самые знаменитые, пожалуй, в России. Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров). Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались свистопляской или свистуньей. Развлечением на празднике были глиняные игрушки-свистульки, которые крестьяне лепили из местной красной глины и обжигали в печах. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них, и в памяти оживал яркий, шумный праздник. Форма игрушек монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и окружностью. Здесь много лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков. Они делают фигурки более выразительными. В росписи мастера используют желтый и синий, малиново-
красный и зеленый, черный цвета. Яркие цвета дополняют мягкими и приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.
Сегодня интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью, как музейного экспоната, она близка своим художественным содержанием — поэтичностью, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.
4. Физ. минутка.
Рисование в воздухе кистями рук различных узоров.
5. Задание урока.
А сейчас, ребята, откройте альбомы и расположите их как вам удобно, в зависимости от того, какой рисунок вы нанесете себе на альбомный лист. Ваша задача, выполнить простым карандашом набросок своего образа игрушки. Но сделайте ее похожей на филимоновскую, каргопольскую и дымковскую. Вспомните, в чем своеобразие формы из них. Постарайтесь форму игрушки сделать выразительной по пластике.
Давайте вспомним, что такое набросок (изображение, выполненное без особой затраты времени и использовании основных линий при помощи карандаша).
А на доске вы видите элементы росписи 3-х перечисленных народных игрушек, распишите их по мотивам одного из промыслов (можно здесь фантазировать, добавлять свое в элементы росписи).
Т. Б. При работе с красками соблюдайте чистоту и порядок на партах. Контролируйте пропорции в количестве воды и краски.
При работе над эскизами звучат песни,
6. Анализ урока .
У вас на партах лежат полосочки желтого и синего цветов. Если вы считаете, что вам удается выполнить ту работу, которая была вам дана сегодня на уроке, поднимите желтые полосочки. Ну а если по вашему мнению у вас не получается, то поднимите синие полоски.
Ну тогда посмотрите на доску и продолжите мои фразы: урок
а) привлек меня тем…
б) показался интересным…
в) заставил задуматься…