Зам. директора по УВР: ________/И.В.Намёткина/
«____» ______________ 20____г.
Этап урока | Временная реализация | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Организационный момент. I. Этап мотивации. | 2 мин. | Проверка готовности к уроку. Перечисление инструментов для урока: - лист клеёнки, - палитра, - трафарет; - цветные квадраты; - тюбик акриловой краски белого цвета; - кусок поролона; - тюбик с клеем; - бумажная салфетка для работы с клеем, - в центре стола влажные салфетки для рук; - коробка для использованных салфеток и кусков поролона. | Проверка наличия всего необходимого для урока. | Личностные: самостоятельный контроль и приготовление к работе; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Подсказки темы сегодняшнего урока размещены в углах класса. Что вы видите? | Ответы детей (орнаментный узор и ребус) |
II Этап актуализации знаний и фиксация затруднений в пробном действии. . | 5 мин. | Что нужно обязательно соблюдать, чтобы создать орнаментный узор? | Ответы детей (чередование или ритм) | Регулятивные: выполнение задания на основе полученных раннее знаний; Познавательные: подведение увиденного под определённое понятие. |
Как можно назвать созданный букет, натюрморт и т.п.? | Ответы детей (композиция) |
Это два ключевых слова в нашей теме урока «Ритм в композиции». | |
Вспомним, что же такое трафарет? | Ответы детей - трафарет – это пластинка бумаги с вырезанным внутри узором. |
С помощью трафарета, который лежит у каждого из вас, белой краской сде лайте оттиски на цветных квадратах. | |
Но сначала вспомним правила работы с акриловой краской. | 1) на палитру краски нужно брать столько, сколько необходимо для работы; 2) во время работы нельзя руками трогать лицо и одежду; 3)краску поролоном наносить нужно аккуратно; 4)после работы тюбик с краской нужно обязательно закрыть; 5)руки после работы вымыть или протереть влажной салфеткой. |
| | Учащиеся выполняют задание, влажной салфеткой приводят руки в порядок | |
3. Этап выявления места и причины затруднения. | 2 мин. | Учитель читает загадку: Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? | Учащиеся отгадывают: ёлка. | Регулятивные: проявление волевой саморегуляции в ситуации затруднения; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Коммуникативные: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Физминутка | 2 мин. | Попробуйте, изобразить нарядную новогоднюю ёлочку, которая стоит на крутящейся подставке и мигает разноцветными огнями. | Учащиеся изображают ёлочку | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. | 15 мин. | Да, ель стала символом Новогоднего праздника. И каждый из нас не может себе представить себе этот праздник без нарядно украшенной ёлочки. В связи с этим, к сожалению, к этому празднику на Земле вырубается огромное количество зелёных красавиц. Что, по-вашему, можно сделать чтобы избежать гибели елей? | Покупать искусственные, ставить в вазу веточки ели. | Личностные: проявление личного бережного отношения к природе; Познавательные: выбор наиболее приемлемых вариантов решения задачи; Коммуникативные: умение грамотно выразить собственную идею или мысль; использование собственного опыта для обоснования своего суждения, уважительное отношение к мнению других; Регулятивные: проявление волевых качеств в отстаивании своего мнения. |
(показывает конструкцию из картона). Что эта конструкция вам напоминает? | Ёлку. |
Покажите руками, как у ели расположены ветви? | (дети показывают) |
Да, ветви ели опущены вниз и располагаются одна над другой. А как называется такое расположение ветвей? | Такое расположение ветвей называют ярусным. |
Давайте посчитаем, сколько ярусов в данной конструкции. Кто может показать? | Здесь 4 яруса. |
Как ритмично выделить ярусы, если мы имеем квадраты только двух цветов? | Будем чередовать эти цвета. |
Разложите по стопкам синие и зелёные квадраты. Посчитайте сколько синих и зелёных. | Раскладывают и считают. |
Сколько синих квадратов? Сколько зелёных? | 12 синих 14 зелёных |
Посчитайте, сколько элементов входит в 1 и 3 ярусы? | 14 элементов. |
Посчитайте, сколько элементов входит в 2 и 4 ярусы? | 12 элементов. |
Каким цветом будут 1 и 3 ярусы? | Зелёным. |
Каким цветом будут 2 и 4 ярусы? | Синим. |
Можно ли выложить ритмичный рисунок внутри яруса, при условии, что ярус одного цвета? | Для этого надо чередовать рисунки. |
Каким будет чередование в 1 ярусе, если можно использовать только 2 вида рисунков? (отмечается на конструкции) | Чередование через один. |
А какое чередование может быть во втором ярусе? (отмечается на конструкции) | Чередование через два. |
А каким чередование будет в третьем ярусе? (отмечается на конструкции). | Чередование через три. |
V Реализация построенного проекта | 7 мин. | 1 группа будет работать с 1 и 3 ярусами; 2 группа будет работать над 2 и 4 ярусами. Ваша задача составить ритмичный рисунок самого большого яруса из ваших двух. Теперь составьте ритмичный рисунок для маленьких ярусов. | Обучающиеся выполняют задание. | Личностные: умение воспринимать и выполнять указания учителя; Регулятивные: активное включение в работу для проверки и подтверждения полученных знаний; Познавательные: способности сформулировать гипотезу и обосновать её; Коммуникативные: уважительное отношение к мнению других. |
VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 4 мин. | Посмотрим, что у вас получилось. Теперь аккуратно ничего не перепутав, перенесите ваши ярусы на конструкцию. Теперь их нужно зафиксировать клеем. Вспомним правила при работе с клеем. | 1) нельзя трогать лицо руками, 2) излишки клея промакивать бумажной салфеткой, 3) стараться зафиксировать деталь аккуратно и ровно. | Личностные:осозниние личной ответственности за общее дело; Познавательные: умение выполнения действий по алгоритму, умение отстаивать свою точку зрения; Коммуникативные: достижение договорённостей и согласование общего решения. |
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 4 мин. | Теперь займите позицию удобную для работы, можете встать, но так чтобы было удобно и самому и другим. Приступайте к работе. | Обучающиеся выполняют задание. | Регулятивные: проявление волевой саморегуляциии в ситуации затруднения, умение давать объективную оценку не только другим, но и себе; Познавательные: умение выполнения действий по алгоритму, умение отстаивать свою точку зрения; Коммуникативные: достижение договорённостей и согласование общего решения. |
Давайте посмотрим, что же у вас получилось? Какая красивая ёлочка. Давайте её прикрепим на доске. | (композиция крепится на доску) |
Как вы думаете, чего здесь не хватает? Давайте прикрепим вот эту звезду, это немаловажный элемент для нашего панно | Украшения на макушке. (сверху панно крепится звезда) |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | 2 мин. | - Из чего вы сегодня сделали эту необычную ёлку? | Из квадратных кусочков с разными оттисками. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, умение анализировать свои действия и формулировать высказывания; Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. |
Каким образом мы располагали эти картинки? | Ритмично. |
Вы составили сразу несколько ритмических рисунков. И даже ярусы на этой ёлочке располагаются в определённом ритме. Что же такое ритм? | Ритм – это чередование цвета или узоров в определённом порядке. |
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке | 2 мин. | Что для вас на сегодняшнем уроке было самым сложным? Но не смотря на трудности, вы отлично справились с заданием и получаете наивысшую оценку. А т.к. мы сегодня говорили о Новогоднем празднике, хочу вручить вашим группам вот такие сюрпризы. Спасибо за работу на уроке. | Ритмично выложить цветные квадрата с оттисками. (каждой группе вручаются сладкие угощения) | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности; Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |