Тема урока « Первоначальные химические понятия»
Цель урока: обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по теме «Первоначальные химические понятия», стимулировать самостоятельное изучение материала.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о предмете химии, закрепить основные первоначальные химические понятия о знаках химических элементов, о структуре периодической системы, закрепить умения составлять химические формулы по валентности, определять валентность по формуле, составлять уравнения реакций определять тип реакции, производить расчёты по химическим уравнениям.
Развивающие: продолжить создавать условия для развития внимания, памяти, любознательности, культуры речи обучающихся; их инициативы и умения работать самостоятельно и в коллективе; проверить, как развиты умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать.
Воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, взаимоуважение между обучающимися; постараться выработать устойчивый интереса к предмету, аккуратность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу, расширить кругозор.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, поисковые, проблемные, устная и письменная проверка знаний.
Оборудование: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки задания.
Ход урока:
Девиз урока: "Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области"
А.М. Горький
Эпиграф «Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров,
Стремиться он достичь капризы тайных сил…»
1. Организационный момент.
В этом учебном году вы начали изучать новый для вас предмет – химию! Это очень интересная и очень сложная наука. Вам необходимо будет не только усвоить теоретический материал, но и научиться применять знания на практике. А знания по химии вам пригодятся буквально на каждом шагу: можно сказать, что каждый из нас немного химик. Да и живем мы в такой области, где химическая промышленность занимает одно из первых мест. И, может быть, из вас кто-нибудь в будущем выберет профессию, тесно связанную с химией.
Мы изучаем химию совсем не много, но многое уже успели узнать. Наш урок сегодня мы посвятим повторению и обобщению полученных знаний.
2. Периодическая система и знаки химических элементов.
Ребята! Без чего нельзя представить себе химика, химическую лабораторию и даже наш химический кабинет? Без таблицы химических элементов Д.И.Менделеева. Вы с ней встречались и раньше, но смысл ее открылся вам только теперь. А что вы знаете о таблице? (устный ответ обучающихся у таблицы )
А как складывались названия химических элементов? (устные ответы обучающихся с места сопровождаются показами слайдов ( )).
3. Проверочная работа по теме «Знаки химических элементов»
Мы с вами знаем, пока, не все химические элементы. Но с некоторыми уже успели познакомиться. Знаки – это химический алфавит. Проверим ваше знание химических знаков в ходе проверочной работы. Посмотрите на слайд (слайд ). Такие же таблицы лежат перед вами на партах. Вам необходимо заполнить пропуски в этой таблице, вы работаете самостоятельно. (правильность проверяется взаимопроверкой по слайду (слайд ).
Название элемента | Химический символ | Порядковый номер | Относительная атомная масса |
Гелий | | | |
| Pu | | |
| | 34 | |
| | | 128 |
Ванадий | | | |
| | 61 | |
Франций | | | |
| | 84 | |
| Sn | | |
| | | 207 |
4. программированный химический диктант
Учащиеся получают карточки с символами, учитель называет элементы. Учащиеся соединяют символы в называемом порядке. (Самопроверка по слайду )
5. Самостоятельная работа вычисление молекулярной массы
На столе перед вами лежат задания. Работа проводится на скорость, решивший поднимает руку. Правильные ответы вы можете найти (слайд )
Na2SO4
HNO3
CaCO3
N2O5
Al2O3
6. Самостоятельная работа определение валентности
Перед вами лежат задания. Ваша задача найти ошибки в формулах Правильные ответы вы можете найти на слайде (слайд )
MgO
Cr2IIO3
P2VO3
N2IIIO3
K2O2
CIVO2
7. решение задач
Вам необходимо решить задачу, результаты заносите в таблицу. Работа в группе. Правильные ответы вы можете найти на слайде (слайд )
Определите массы и количество вещества всех веществ участвующих в реакции сжигания угля с образованием углекислого газа СО2, если сожгли 36 г угля (углерода).
8.Заключение.
Уже с самого утра, проснувшись, вы непрерывно сталкиваетесь с химией, ее непреходящим значением в обыденной жизни. Круглосуточно нас окружает настоящая выставка достижений химии: средства гигиены (мыло, зубная паста), обеззараженная химическими средствами вода, стиральные порошки и т.д. А одежда (искусственные и синтетические ткани), обувь (искусственная кожа и материалы)? А пища?...
Прав был великий Д.И.Менделеев, когда утверждал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».
Но химия – это не только пища и одежда, жилище и транспорт, средства связи и информации. Это и «озоновые дыры», химическое загрязнение окружающей среды, добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны, ткани одежды, которая не всегда гигиенична, смоги больших городов, отравленные реки и озера, перекормленные минеральными удобрениями растения и белково-витаминными концентратами животные.
Химия – один из самых трудоемких учебных предметов. От вас, ребята, требуется повседневная кропотливая и большая по объему самостоятельная работа, причем весьма специфичная и разнообразная. Учите химию, любите химию, уважайте химию!
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям
Способ 1. «По количеству вещества»
1шаг:Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.
2 шаг:Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
m (Мg)=8 г
m (02)=?
M (Мg) = 24г/моль
M (02) = 32г/моль
3 шаг:Составь уравнение реакции: 2Мg + 02 = 2 Мg0
4 шаг:Найди количество известного вещества по формуле
ν = m: М :
ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль
5 шаг:Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х
0,33 моль х моль
2Мg + 02 = 2Мg0
6 шаг:Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:
0,33 моль х моль
2М§ + 02 = 2МgО
2 моль 1 моль
7 шаг:Составь пропорцию и реши ее:
0,33 моль - х моль
2 моль - 1 моль х=0,167 моль
8 шаг:Найди массу неизвестного вещества по формуле m=М· ν:
m (02)= М (02) · ν (02) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г
9 шаг:Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.
Способ 2. «По массе вещества»
1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.
2 шаг:Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
m (Мg)=8 г
m (02)=?
М (Мg) = 24г/моль
М(02) = 32г/моль
3 шаг:Составь уравнение реакции 2Мg + 02 = 2 МgО
4 шаг:Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.
8 г х г
2Мg+ 02 = 2 МgO
5 шаг:Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле m= M· ν, где ν - коэффициент перед формулой вещества:
8 г х г
2Мg+ 02 = 2 МgO
48 г 32 г
6 шаг:Составь пропорцию и решите ее:
8 г - х г
48 г - 32 г m(02)=х = 5,34г
7 шаг:Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г