СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии "Физические и химические явления"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии "Физические и химические явления"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32»

г.о. Балашиха










Урок по химии в 8 классе по теме

«Физические и химические явления»

(технологии: ИКТ, проблемного обучения)











Провела:

Подготовила и провела:

учитель химии

Чиркова Наталья Олеговна







Тема урока: «Физические и химические явления»

Цель: 

1. Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания  химических реакций.

2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

3. Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

Образовательные задачи урока:

Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

  1. Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;

  2. Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

  3. Способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;

  2. Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;

  3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательную активность;

  2. Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;

  3. Развивать навыки работы с компьютером.

Оборудование: лабораторное оборудование: комплект химической  посуды, реактивы: раствор крахмала, раствор йода, раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор  HCl, кусочек мела CaCO3, спички, пробирки, мультимедийное оборудование, презентация «Физические и химические явления».

Тип урока: комбинированный с применением мультимедийной презентации.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Изучение нового материала.

Слайд 1

Актуализация знаний.

Из материала прошлых уроков, мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.  Вокруг нас  всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными? Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также  идёт образование новых веществ. Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества. В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал. Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.

Давайте посмотрим некоторые из природных явлений  и  дадим  им объяснения.

Слайды  № 2 - 10

Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла.

Задание № 1: Разделите эти явления  на две группы и объясните, по какому признаку  вы это сделали. (Происходит обсуждение вопроса, результат заносится в тетрадь).

Слайд № 11

Физические явления

Химические явления

Явления, при которых вещества не превращаются в другие, изменяется только их агрегатное состояние или форма.

Примеры: плавление парафина, кипение и испарение воды, таяние снега.

Явления, при которых из данных веществ образуется одно или несколько новых веществ.

Примеры: обугливание крахмала, горение древесины, ржавление железа, скисание молока, гниение листьев.




Физкультпауза.

Таблички с текстом развешаны на стенах, нужно сгруппировать их в 2  группы- физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая табличку)

    Так как химия изучает химические явления, то нас интересуют именно они. Химические явления называются химическими реакциями.  Любая химическая реакция сопровождается изменениями, которые называются признаками химических реакций. Различают пять таких признаков.

 Слайд № 12

  1. Изменение окраски;

  2. Образование или растворение  осадка;

  3. Изменение запаха;

  4. Выделение газа;

  5. Поглощение или выделение теплоты (иногда и света).

Задание №2:  Давайте на примере конкретных химических реакций  рассмотрим эти признаки. (Напомнить правила по технике безопасности).

Выполняем лабораторные опыты, просматриваем видеофрагмент  и заносим  результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между  членами групп. Обсуждение видеофрагмента  происходит между всеми учениками класса).

 Слайд № 13

№ опыта

Что делаем

Что наблюдаем

Выводы

1.

к раствору крахмала добавляем 1-2 капли раствора йода

Появление синего окрашивания

Происходит изменение цвета

2.

раствор CuSO4 смешать с раствором NaOH

Появление непрозрачной массы сине-голубого цвета

Происходит выпадение осадка

3.

в полученный осадок Cu(OH)2 прилить 3-5 капель раствора  HCl

Исчезновение непрозрачной массы

Происходит растворение осадка

4.

к кусочкам мела CaCO3 добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCl

Наблюдается бурное вскипание мела

Происходит выделение газа

5.

Зажигаем спичку

Наблюдается горение спички

Происходит выделение света, тепла и появление запаха

6.

Демонстрация видеофрагмента «Горение магния» - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb14521f-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&


Наблюдается сильное свечение

Происходит выделение тепла и света

 

Задание №3:  На основе полученных знаний необходимо выяснить: «Какие  условия нужно создать для того, чтобы возникла и могла протекать химическая реакция?» Давайте обсудим этот вопрос и сформулируем необходимые условия. Результат занесём в тетрадь.

Слайд № 14

Условия возникновения и протекания химических реакций.

1. Приведение веществ в тесное соприкосновение (измельчение, перемешивание, растворение).

2. Нагревание веществ до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

Задание №4:  В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с интерактивным тестом «Физические и химические реакции» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb145221-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_02_06.swf

    1. Закрепление.

Затем для закрепления знаний  посмотрим несколько видеоопытов.

Гашение соды

Таяние льда

Плавление металла

«Дым без огня»

«Вулкан»

«Обугливание крахмала»

Итог: Что вы сегодня узнали нового? (беседа с детьми и выставление оценок за работу на уроке).

IV. Домашнее задание: §30 читать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!