СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии на тему "Химические формулы. Относительная молекулярная масса"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему "Химические формулы. Относительная молекулярная масса"»

МОУ «СОШ с. Старые Озинки»







Методическая разработка

урока (ФГОС) по химии в 8 классе

«Химические формулы. Относительная молекулярная масса»




Автор: учитель химии

Даниленко Людмила Владимировна













2021 г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3

  2. Технологическая карта урока………………………………………….5

  3. Дидактические материалы…………………………………………….12

  4. Приложения…………………………………………………………….14

  5. Список информационных источников……………………………….15


Пояснительная записка

Программа, используемая в работе – Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.

Авторы программы – Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Учебник – Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Учебник для общеобразовательных организаций. 8 класс. Издательство «Просвещение».

Раздел: Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений).

Место урока в изучаемой теме: данный урок относится к одному из обязательных уроков  в курсе химии 8-11 классов. Без данной темы невозможно изучение дальнейшего материала.

Тип урока: урок "открытия нового знания". В течение урока учитель реализует следующие цели:

  • Личностные цели урока: формировать ответственное отношение к учению; воспитание любознательности; развитие готовности к личностному самоопределению.

  • Метапредметные цели урока: развивать умения делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью; развивать умения работать в группе по решению общих учебных задач, формирование основ химической культуры.

  • Предметные цели урока: знать определение понятия «химическая формула», что обозначает индекс в химической формуле. Уметь вычислять относительную молекулярную массу, характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.

Цель урока для учащихся: познакомить учащихся с понятиями «химическая формула», «индекс», «коэффициент», «относительная молекулярная масса»; обучить расчетам относительной молекулярной массы вещества.

В данном уроке использовано следующее оборудование:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, микрокалькулятор, карточки с символами химических элементов, карточки-задания, модели молекул соединений.
































Тема: «Химические формулы. Относительная молекулярная масса»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Создание условий для погружения учащихся в процесс открытия нового знания через изучение темы: «Химические формулы. Относительная молекулярная масса».

Задачи личностного характера:

  • формировать ответственное отношение к учению;

  • воспитание любознательности;

  • развитие готовности к личностному самоопределению.

Метапредметные задачи:

- Формирование УУД метапредметного характера:

- Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; управлять познавательной деятельностью на уроке, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

- Познавательные УУД: использовать знаковое моделирование, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, формулировать ответы на вопросы учителя.

- Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; вести диалог и участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения.

Предметные задачи:


  • знать определение понятия «химическая формула», что обозначает индекс в химической формуле.

  • уметь вычислять относительную молекулярную массу

  • характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентировочный

(2 — 4 мин)

-Приветствует учащихся, настраивает на работу,

-Проводит психологическую разминку.

-Приветствуют учителя.

-Участвуют в психологической разминке.


Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, активной работе на уроке.

2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии

  1. — 7 мин)

-Организует фронтальную проверку освоения основных понятий в теме «Простые и сложные вещества. Химические элементы»

-Предлагает учащимся проверить знания химических элементов с помощью карточек с символами химических элементов.

-Проводит химический диктант

1. Кислород

2. Углерод

3. Фосфор

4. Кремний

5. Фтор

6. Серебро

7. Ртуть

8. Водород

9. Медь

10. Железо

-Проводит коррекцию ответов.

- Даёт оценку работе учащихся.


-Создаёт проблемную ситуацию для использования её в дальнейшем в процессе целеполагания:

-Мы с вами изучили тему «Химические элементы». Что вам напоминает Периодическая таблица химических элементов? (Алфавит)

-А чем являются химические символы в ПСХЭ? (буквами)

-Что составляют из букв? (слова)

-Что мы будем составлять сегодня на уроке?

-Слушает предположения учащихся.

-Что нужно знать, чтобы составлять химические формулы?

-Ведёт эвристическую беседу по решению проблемы.

-Подводит учащихся к пониманию того, что их знаний не хватает для решения учебной проблемы.

- Выполняют просьбу учителя.

- Участвуют в коррекции ответов одноклассников.




- Решают химический диктант

Критерии оценивания:

10-9 баллов -«5»

8-7 баллов-«4»

6 -5 баллов – «3»

Меньше 5 баллов- «2»















-Отвечают на поставленные вопросы





  • Пытаются решить, предложенную учителем учебную проблему.

  • Понимают, что не могут справиться с интеллектуальной ситуацией, тем самым фиксируя интеллектуальное затруднение.






Личностные: самоопределение, смыслообразование, мотивация.

Познавательные: умение обобщать, классифицировать, сравненивать, установливать причинно-следственные связи, фиксировать интеллектуальное затруднение.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение выстраивать вербально свои мысли, проявлять толерантность в процессе диалога.

3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели

  1. — 5 мин)

-Оставляет проблему нерешёной.

-Знакомит учащихся с темой урока «Химические формулы. Относительная молекулярная масса».

-Организует процесс целеполагания.

-Организует беседу с учащимися по построению плана реализации поставленной цели урока.

  • Включаются в процесс целеполагания.

  • Проговаривают шаги по реализации поставленной цели урока.

  • Включаются в беседу


Личностные: смыслообразование, познавательный интерес.

Регулятивные: умение ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь.

4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация

(5 — 8 мин)

-Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим? (состав, строение)

-Организует групповую работу

-Задание группам: рассмотрите модель молекулы воды, аммиака, соляной кислоты, сероводорода, посоветуйтесь и изобразите химические формулы данных веществ.

Подводит к формулированию понятия «химическая формула», «индекс».

-Ведёт наблюдение за работой в группах, помогает, направляет

- Организует презентацию результатов полученных в группах.

-Предлагает учащимся записать в тетрадях три молекулы воды, две молекулы аммиака, четыре молекул сероводорода.

- Подводит к пониманию отличия коэффициента от индекса.

-Чем отличаются атомы разных химических элементов? Молекулы соединений? (по массе)

-Формируют понятие «относительная молекулярная масса веществ»


  • Отвечают на поставленные вопросы

  • Выполняют групповое задание

  • Оформляют полученные результаты в тетрадях.

  • Презентуют полученные рез-ты.

  • Слушают выступления других групп и делают записи в тетради.

  • Делают вывод о химических формулах и молекулярной массе веществ.
























Личностные: смыслообразование, познавательный интерес.

Регулятивные: планирование своего выступления;

Познавательные: сравнение, установление причинно-следственных связей; работа с текстом, выделение текстовых смыслов,.

Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, сотрудничать в групповой работе, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога.

5. Этап первичного закрепления новых знаний

(4 — 5 мин)

- Организует первичное закрепление новых знаний вербально со всем классом по вопросам:

- Что такое химическая формула?

- Что обозначает индекс в химических формулах?

- Что означает коэффициент в химических формулах?

- Что такое молекулярная масса соединения? Как ее рассчитывать?



  • Отвечают на вопросы.

  • Корректируют неправильные или неточные ответы одноклассников.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: оценивание и коррекция результатов.

Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей;



Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога.

6. Этап самостоятельной работы по образцу

(3 — 5 мин)

-Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам.

-Организует взаимопроверку учащихся.

  • Выполняют письменно задание.

  • Проверяют правильность выполненного задания друг у друга.

  • Оценивают свою работу.


Личностные: познавательный интерес, позитивное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: самооценивание, самоконтроль, самокоррекцмя.

Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей;

7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся

  1. — 7 мин)

-Создаёт ситуацию успеха через позитивную оценку деятельности учащихся и авансирование их интеллектуальных возможностей.

-Возвращает учащихся к решению проблемной ситуации, предложенной в начале урока

-Подводит учащихся к выводу о значимости полученных знаний о химических формулах.

  • Решают проблему опираясь на полученные новые знания.

  • Делают вывод о значимости полученных знаний.

Личностные: самоопределение, ценностное отношение к знанию, познавательный интерес.

Познавательные: обобщение, установление причинно-следственных связей, логика изложения материала.

Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе диалога, отстаивание своей позиции.

8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания

(2 — 5 мин)

-Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

-Даёт домашнее задание.

-Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

-Учитель благодарит за урок.

-Включает учащихся в процесс рефлексии (письменно) по форме анкетирования

 1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен

- Прощается с учащимися.

  • Знакомятся с домашним заданием.

  • Включаются в процесс рефлексии.

  • Прощаются с учителем.




Личностные: позитивное отношение к знанию и процессу обучения.

Регулятивные: оценивание и контроль результатов, рефлексия.





Дидактические материалы


Самостоятельная работа

Вариант 1


  1. Что означает запись 2I2, 2 H2O, 5Ca, 6Cl2, 10H2S.


  1. Посчитайте относительную молекулярную массу соединений: N2, AlCl3, HCl, H3PO4, CO2


  1. Сравнить относительные атомные массы соединений (поставить знаки больше, меньше, равно)

Mr (H2SO4) Mr (H3PO4)

Mr (SO3) Mr (MgO)

5 Mr (СН4) 2 Mr (NaOH)

Mr (NH3) Mr (PH3)

Вариант 2


  1. Что означает запись 2Br2, 5 H2O, 5K, 6SO2, 10Fe.


  1. Посчитайте относительную молекулярную массу соединений: Cl2, Na2CO3, H2S, HNO3, NO


  1. Сравнить относительные атомные массы соединений (поставить знаки больше, меньше, равно)

Mr (H2SO4) Mr (H3PO4)

Mr (SO3) Mr (MgO)

5 Mr (СН4) 2 Mr (NaOH)

Mr (NH3) Mr (PH3)

Оценивание самостоятельной работы:

Отметка «5» - все задания выполнены правильно, допущена несущественная ошибка.

Отметка «4» - выполнены все задания, может быть не более двух несущественных ошибок

Отметка «3» - работа выполнена неполно, имеются не более одной-двух несущественных ошибок или одна существенная ошибка.

Отметка «2» - работа выполнена менее чем на треть, имеются несколько существенных ошибок.























Приложение

Анкетирование – рефлексия:


1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/не понятен


Список информационных источников:


  1. Учебник для общеобразовательных учреждений Химия 8 класс, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, «Просвещение»


  1. Поурочные разработки по химии к учебникам О.С. Габриеляна, Л.С. Гузея, Г.Е. Рудзитиса. 8 класс. «Вако» Москва. 2005