МОУ «СОШ с. Старые Озинки»
Методическая разработка
урока (ФГОС) по химии в 8 классе
«Химические формулы. Относительная молекулярная масса»
Автор: учитель химии
Даниленко Людмила Владимировна
2021 г.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………3
Технологическая карта урока………………………………………….5
Дидактические материалы…………………………………………….12
Приложения…………………………………………………………….14
Список информационных источников……………………………….15
Пояснительная записка
Программа, используемая в работе – Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.
Авторы программы – Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.
Учебник – Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Учебник для общеобразовательных организаций. 8 класс. Издательство «Просвещение».
Раздел: Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений).
Место урока в изучаемой теме: данный урок относится к одному из обязательных уроков в курсе химии 8-11 классов. Без данной темы невозможно изучение дальнейшего материала.
Тип урока: урок "открытия нового знания". В течение урока учитель реализует следующие цели:
Личностные цели урока: формировать ответственное отношение к учению; воспитание любознательности; развитие готовности к личностному самоопределению.
Метапредметные цели урока: развивать умения делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы, планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью; развивать умения работать в группе по решению общих учебных задач, формирование основ химической культуры.
Предметные цели урока: знать определение понятия «химическая формула», что обозначает индекс в химической формуле. Уметь вычислять относительную молекулярную массу, характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.
Цель урока для учащихся: познакомить учащихся с понятиями «химическая формула», «индекс», «коэффициент», «относительная молекулярная масса»; обучить расчетам относительной молекулярной массы вещества.
В данном уроке использовано следующее оборудование:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, микрокалькулятор, карточки с символами химических элементов, карточки-задания, модели молекул соединений.
Тема: «Химические формулы. Относительная молекулярная масса»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Создание условий для погружения учащихся в процесс открытия нового знания через изучение темы: «Химические формулы. Относительная молекулярная масса».
Задачи личностного характера:
формировать ответственное отношение к учению;
воспитание любознательности;
развитие готовности к личностному самоопределению.
Метапредметные задачи:
- Формирование УУД метапредметного характера:
- Регулятивные УУД: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; управлять познавательной деятельностью на уроке, планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
- Познавательные УУД: использовать знаковое моделирование, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, формулировать ответы на вопросы учителя.
- Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить речевые высказывания в устной и письменной форме; вести диалог и участвовать в дискуссии для выявления разных точек зрения на рассматриваемую информацию; выражать и аргументировать свою точку зрения.
Предметные задачи:
знать определение понятия «химическая формула», что обозначает индекс в химической формуле.
уметь вычислять относительную молекулярную массу
характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивационно-ориентировочный (2 — 4 мин) | -Приветствует учащихся, настраивает на работу, -Проводит психологическую разминку. | -Приветствуют учителя. -Участвуют в психологической разминке. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, активной работе на уроке. |
2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии — 7 мин) | -Организует фронтальную проверку освоения основных понятий в теме «Простые и сложные вещества. Химические элементы» -Предлагает учащимся проверить знания химических элементов с помощью карточек с символами химических элементов. -Проводит химический диктант 1. Кислород 2. Углерод 3. Фосфор 4. Кремний 5. Фтор 6. Серебро 7. Ртуть 8. Водород 9. Медь 10. Железо -Проводит коррекцию ответов. - Даёт оценку работе учащихся. -Создаёт проблемную ситуацию для использования её в дальнейшем в процессе целеполагания: -Мы с вами изучили тему «Химические элементы». Что вам напоминает Периодическая таблица химических элементов? (Алфавит) -А чем являются химические символы в ПСХЭ? (буквами) -Что составляют из букв? (слова) -Что мы будем составлять сегодня на уроке? -Слушает предположения учащихся. -Что нужно знать, чтобы составлять химические формулы? -Ведёт эвристическую беседу по решению проблемы. -Подводит учащихся к пониманию того, что их знаний не хватает для решения учебной проблемы. | - Выполняют просьбу учителя. - Участвуют в коррекции ответов одноклассников. - Решают химический диктант Критерии оценивания: 10-9 баллов -«5» 8-7 баллов-«4» 6 -5 баллов – «3» Меньше 5 баллов- «2» -Отвечают на поставленные вопросы Пытаются решить, предложенную учителем учебную проблему. Понимают, что не могут справиться с интеллектуальной ситуацией, тем самым фиксируя интеллектуальное затруднение. | Личностные: самоопределение, смыслообразование, мотивация. Познавательные: умение обобщать, классифицировать, сравненивать, установливать причинно-следственные связи, фиксировать интеллектуальное затруднение. Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение выстраивать вербально свои мысли, проявлять толерантность в процессе диалога. |
3.Целеполагание и построение плана реализации поставленной цели — 5 мин) | -Оставляет проблему нерешёной. -Знакомит учащихся с темой урока «Химические формулы. Относительная молекулярная масса». -Организует процесс целеполагания. -Организует беседу с учащимися по построению плана реализации поставленной цели урока. | Включаются в процесс целеполагания. Проговаривают шаги по реализации поставленной цели урока. Включаются в беседу | Личностные: смыслообразование, познавательный интерес. Регулятивные: умение ставить цели и задачи на уроке; планировать процесс реализации поставленных задач. Познавательные: установление причинно-следственных связей, обобщение. Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь. |
4. Этап реализации плана по достижению цели и его презентация (5 — 8 мин) | -Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим? (состав, строение) -Организует групповую работу -Задание группам: рассмотрите модель молекулы воды, аммиака, соляной кислоты, сероводорода, посоветуйтесь и изобразите химические формулы данных веществ. Подводит к формулированию понятия «химическая формула», «индекс». -Ведёт наблюдение за работой в группах, помогает, направляет - Организует презентацию результатов полученных в группах. -Предлагает учащимся записать в тетрадях три молекулы воды, две молекулы аммиака, четыре молекул сероводорода. - Подводит к пониманию отличия коэффициента от индекса. -Чем отличаются атомы разных химических элементов? Молекулы соединений? (по массе) -Формируют понятие «относительная молекулярная масса веществ» | Отвечают на поставленные вопросы Выполняют групповое задание Оформляют полученные результаты в тетрадях. Презентуют полученные рез-ты. Слушают выступления других групп и делают записи в тетради. Делают вывод о химических формулах и молекулярной массе веществ. | Личностные: смыслообразование, познавательный интерес. Регулятивные: планирование своего выступления; Познавательные: сравнение, установление причинно-следственных связей; работа с текстом, выделение текстовых смыслов,. Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, сотрудничать в групповой работе, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога. |
5. Этап первичного закрепления новых знаний (4 — 5 мин) | - Организует первичное закрепление новых знаний вербально со всем классом по вопросам: - Что такое химическая формула? - Что обозначает индекс в химических формулах? - Что означает коэффициент в химических формулах? - Что такое молекулярная масса соединения? Как ее рассчитывать? | | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: оценивание и коррекция результатов. Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе беседы и диалога. |
6. Этап самостоятельной работы по образцу (3 — 5 мин) | -Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам. -Организует взаимопроверку учащихся. | Выполняют письменно задание. Проверяют правильность выполненного задания друг у друга. Оценивают свою работу. | Личностные: познавательный интерес, позитивное отношение к учебной деятельности. Регулятивные: самооценивание, самоконтроль, самокоррекцмя. Познавательные: обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей; |
7. Этап включения полученных знаний в систему уже имеющихся — 7 мин) | -Создаёт ситуацию успеха через позитивную оценку деятельности учащихся и авансирование их интеллектуальных возможностей. -Возвращает учащихся к решению проблемной ситуации, предложенной в начале урока -Подводит учащихся к выводу о значимости полученных знаний о химических формулах. | Решают проблему опираясь на полученные новые знания. Делают вывод о значимости полученных знаний. | Личностные: самоопределение, ценностное отношение к знанию, познавательный интерес. Познавательные: обобщение, установление причинно-следственных связей, логика изложения материала. Коммуникативные: умение слушать, граммотно строить речь, аргументировать свою позицию в решение учебной проблемы, проявлять толерантность в процессе диалога, отстаивание своей позиции. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности и постановка домашнего задания (2 — 5 мин) | -Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. -Даёт домашнее задание. -Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. -Учитель благодарит за урок. -Включает учащихся в процесс рефлексии (письменно) по форме анкетирования 1. На уроке я работал активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3. Урок для меня показался коротким/длинным 4. За урок я не устал/ устал 5. Мое настроение стало лучше/стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/не понятен - Прощается с учащимися. | Знакомятся с домашним заданием. Включаются в процесс рефлексии. Прощаются с учителем. | Личностные: позитивное отношение к знанию и процессу обучения. Регулятивные: оценивание и контроль результатов, рефлексия. |
Дидактические материалы
Самостоятельная работа
Вариант 1
Что означает запись 2I2, 2 H2O, 5Ca, 6Cl2, 10H2S.
Посчитайте относительную молекулярную массу соединений: N2, AlCl3, HCl, H3PO4, CO2
Сравнить относительные атомные массы соединений (поставить знаки больше, меньше, равно)
Mr (H2SO4) Mr (H3PO4)
Mr (SO3) Mr (MgO)
5 Mr (СН4) 2 Mr (NaOH)
Mr (NH3) Mr (PH3)
Вариант 2
Что означает запись 2Br2, 5 H2O, 5K, 6SO2, 10Fe.
Посчитайте относительную молекулярную массу соединений: Cl2, Na2CO3, H2S, HNO3, NO
Сравнить относительные атомные массы соединений (поставить знаки больше, меньше, равно)
Mr (H2SO4) Mr (H3PO4)
Mr (SO3) Mr (MgO)
5 Mr (СН4) 2 Mr (NaOH)
Mr (NH3) Mr (PH3)
Оценивание самостоятельной работы:
Отметка «5» - все задания выполнены правильно, допущена несущественная ошибка.
Отметка «4» - выполнены все задания, может быть не более двух несущественных ошибок
Отметка «3» - работа выполнена неполно, имеются не более одной-двух несущественных ошибок или одна существенная ошибка.
Отметка «2» - работа выполнена менее чем на треть, имеются несколько существенных ошибок.
Приложение
Анкетирование – рефлексия:
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
Список информационных источников:
Учебник для общеобразовательных учреждений Химия 8 класс, Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, «Просвещение»
Поурочные разработки по химии к учебникам О.С. Габриеляна, Л.С. Гузея, Г.Е. Рудзитиса. 8 класс. «Вако» Москва. 2005