СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии в 8 классе по теме "Классификация химических реакции"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без химии ты глух и нем И шагу не шагнешь порою, Не вырастишь хороший хлеб И дом хороший не построишь. Химию любить и не лениться –  Значит, понятно будет все: Почему коптит порою примус, На морозе сушится белье. Жизнь вокруг себя узнаешь, Разрешишь любой серьезный спор, Без огня в дороге яйца сваришь И без спичек разведешь костер

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии в 8 классе по теме "Классификация химических реакции"»

Урок химии "Классификация химических реакций". 8-й класс

Цель урока: систематизировать уже имеющиеся знания учащихся о химических реакциях с помощью классификации химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Задачи:

  1. Образовательная - систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации, развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

  2. Развивающая - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

  3. Воспитательная - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления с элементами получения новых знаний

Оборудование:  спиртовка, цинк, соляная кислота, штатив, пробирки, лучинка, вата, хлорид бария, сульфат натрия, серная кислота, вода, бихромат аммония, презентация.

Методы:

  • Словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • Наглядный (проектор);

  • Практический (выполнение опытов).

Приемы: лабораторная работа; демонстрационный опыт; самостоятельная работа; ребус, загадка как фрагмент дидактической игры.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент. (1 мин) (Мотивация к уроку)

Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться – 
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер

2. Этап актуализации знаний. Повторение изученного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня мы продолжим разговор о химических реакциях. Для этого повторим некоторые сведения о веществах и химических превращениях. Возьмите каточки, разложенные на столах, подпишите фамилию и ответьте на вопросы, предложенные на слайде. Время работы – 5м.

Учащиеся работают самостоятельно по заданиям на индивидуальной карточке и на слайде презентации

(Приложение 1). Слайд№2




Задание на карточке учащегося (Приложение 1):

I вариант

II вариант

Напишите определение:

Химическое явление – …

Уравнение химической реакции – …

Выберите из предложенных веществ, определите валентность химических

Элементов:

простые

сложные

N2; CO2; H2O; HCl; O3; Сu; Fe2O3; H2

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Отложите карточки и посмотрите на следующий слайд. С помощью общепринятых правил разгадывания ребуса и загадки, отгадайте слово (1 минута).

Учащиеся отгадывают ребус и загадку.

Проверим задание. У кого получилось слово целиком?

-Отгадай загадку и узнай о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке

Классификация. (Можно проверить слово по частям, соответствующим картинкам: класс (убрать букву «с»), сифон (убрать буквы «о», «н»), акация (первую букву «а» заменить на букву «и»). (Слайд№3,4)



Учащиеся записывают тему урока со слайда

(Слайд№5)

На слайде появляется разгаданное слово и дополняющие слова, формулирующие тему урока:

  1. Этап усвоения новых знаний

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    На предыдущих уроках мы знакомились с химическими явлениями или химическими реакциями, с условной записью уравнений химических реакций на основании закона сохранения массы веществ. Сегодня мы попытаемся дать первую классификацию химическим процессам на основе имеющихся знаний.

    Лабораторный опыт горение магния

    Сколько веществ вступило в химическую реакцию?

    Два.

    А образовалось?

    Одно.

    Давайте представим схему реакции. Запишите уравнение химической реакции в тетради. Проверим

    2Mg + O2 = 2MgO

    Учащиеся составляют уравнение реакции горения магния в тетради и проверяют на доске

    2Mg + O2 = 2MgO


    Итак, в химическую реакцию вступило, соединилось два вещества, а образовалось одно вещество. Как вы думаете, к какому типу относится данная реакция?

    Соединения.

    Правильно. Запишите, пожалуйста, определение данного типа реакции со стр. 36 в учебнике. Повторим еще раз.

    Один из учащихся дает определение реакции соединения.
    Химические реакции, в которые вступают два вещества и более, а получается одно более сложное вещество, называются реакциями соединения.

    II. Давайте рассмотрим следующий тип химических реакций. Для этого необходимо провести лабораторный опыт.


    Запишите название лабораторного опыта в тетради.

    Учащиеся записывают название опыта и приступают к его выполнению.

    Лабораторный опыт «Разложение бихромата аммония (NH4)2Cr2O7».

    Положите бихромат аммония в фарфоровую чашку, сделайте углубление, капните 1-2 капли спирта и осторожно подожгите. Опишите его физические свойства. По каким признакам вы можете определить, что прошла химическая реакция?

    (NH4)2Cr2O7 = Сr2O3 + N2 + 4H2O 

    Ученик 1. Вещество твердое, оранжевого цвета. В процессе реакции изменило цвет с оранжевого на темно-зеленой цвет. Ученик 2. На стенках чашки появились капли воды.

    Ответьте на вопросы. Сколько веществ первоначально вступило в реакцию?

    Одно.

    Сколько веществ образовалось?

    Мы заметили два вещества: зеленый порошок и вода и газ

    Посмотрите, как записывается уравнение данной химической реакции на слайде и объясните, почему вы не увидели еще одно вещество? (Приложение 1)

    Третьим получившимся веществом в этой реакции является газ. Он не имеет цвета и запаха.


    III. С помощью следующего лабораторного опыта рассмотрим еще один тип химических реакций. Работать будем капельным методом. Одно из веществ, участвующих в реакции, – кислота. Работают с кислотами аккуратно и осторожно. Запишите название опыта.

    Учащиеся записывают название опыта в тетрадь.

    Лабораторный опыт «Взаимодействие цинка с соляной кислотой».

    Возьмите планшет для проведения реакций капельным методом. В одной из ячеек планшета находится гранула цинка. Рассмотрите металл. Добавьте в ячейку небольшое количество соляной кислоты. Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?

    Учащиеся выполняют опыт под руководством учителя. Описывают наблюдения.

    Ученик. Наблюдается выделение газа. Это признак химической реакции.

    Правильно. Давайте запишем уравнение химической реакции в тетрадь, проверим его. (Приложение 1)

    Рассмотрим с точки зрения состава веществ, какие вещества вступили в реакцию, а заодно еще раз проверите задание 2 на своей карточке.

    Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

    Ученик 1. Цинк состоит из атомов одного вида, следовательно, цинк – простое вещество.

    Ученик 2. Молекула соляной кислоты состоит из атомов разного вида, следовательно, соляная кислота – сложное вещество.


    Т.е. в данную реакцию вступили простое вещество и сложное вещество. А получились?

    Получились два вещества. Одно простое – водород. Одно сложное.

    Это сложное вещество называется хлорид цинка. Подпишите название вещества под его формулой. Найдите определение данного типа реакций в учебнике на стр. 36, запишите его в тетрадь. Проверим.

     

    Учащиеся подписывают названия веществ, проверяя себя по слайду.
    Записывают определение в тетрадь, один из учащихся повторяет.

    Ученик. Реакции, в которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе, называются реакциями замещения.

    IV. Четвертый тип реакций – это реакции обмена. Более подробно мы познакомимся с ними позже, а сейчас посмотрим опыт, определим признаки реакции и запишем в тетрадь уравнение химической реакции и определение.

    Демонстрационный опыт: «Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария».

    Учащиеся записывают в тетрадь название опыта «Взаимодействие серной кислоты и хлорида бария».


    В химическом стакане находится раствор вещества серной кислоты . Опишите его видимые свойства.

    Ученик. Бесцветное, жидкое вещество

    Добавим в стакан раствор другого вещества – хлорида бария. По каким признакам можно судить, что прошла химическая реакция?

    Изменился цвет. Стал белый и непрозрачный.

    Говорят, выпал осадок, образовалось нерастворимое вещество. Давайте вместе запишем уравнение реакции.

    H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4

    Обратите внимание, если вещество не растворяется в воде, то при написании уравнения химической реакции рядом с формулой вещества ставится стрелка вниз. Подпишем названия под формулами веществ: серная кислота , хлорид бария, соляная кислота, сульфат бария

    Учащиеся записывают уравнение реакции в тетрадь

    H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4↓,

    подписывают названия веществ.

    Обратимся к составу веществ. В данную реакцию вступили два сложных вещества и образовались два сложных вещества. В процессе реакции они поменялись, обменялись составными частями, поэтому данный тип реакций называется реакциями обмена. Запишем определение в тетрадь. Реакции, в ходе которых сложные вещества обмениваются составными частями, называются реакциями обмена.

    Учащиеся записывают определение реакции обмена.

    Реакции, в ходе которых сложные вещества обмениваются составными частями, называются реакциями обмена.

  2. Физкульминутка: Показать действием-движением реакции разложения, соединения, обмена, замещения

  3. Этап закрепления полученных знаний

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Итак, проверим, что усвоилось, и повторим пройденное. Возьмите свои карточки и выполните оставшиеся задания, опираясь на запись

    Учащиеся работают самостоятельно по карточкам, полученным в начале урока. 

    I вариант

    II вариант

    Выберите схемы уравнений химических реакций, соответствующие реакциям. Расставьте коэффициенты:

    Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O; Li + O2 → Li2O; CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

    Li2O + H2O → LiOH; HCl + MgO → MgCl2 + H2O; HNO3 → NO2 + H2O + O2

    Соединения

    Разложения

    Обмена

    Замещения

  4. Этап рефлексии 

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Учащиеся оценивают урок, свою деятельность на уроке, комфортность на предложенной схеме. Сдают листочки с работой.

  5. Учитель. Запишите домашнее задание 16, упр. 5-7, стр. 47-48. Сдайте листочки с работой. Урок окончен. Классификация химических реакций( схема в тетради),
    «5» -написать 4 примера хим-ских реакции с коэффициентами,
    «4»- написать 3 примера хим-ских реакции с коэффициентами
    «3»- написать 2 примера хим-ских реакции с коэффициентами

Самооценка + оценка учителя = средняя оценка ставится в журнал.

Приложение №1

Карточка 1: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧЕНИКА_______________________

ФИО

I вариант

II вариант

Химическое явление –


1. Уравнение химической реакции –


2. Выберите из предложенных веществ

N2; CO2; H2O; HCl; O3; Сu; Fe2O3; H2

Простые вещества

Сложные вещества



3. КЛАССИФИКАЦИЯ

4. Реакции соединения:


4. Реакции разложения:


5. Реакции обмена:


5. Реакции замещения:


1_______,2_________,3________4__________

МКОУ «Ортолыкская средняя общеобразовательная школа им.М.И.Лапшина»











УРОК ПО ХИМИИ

в 8 классе

по теме:

"Классификация химических реакций"

Разработчик: учитель химии

Джуманова Е.Ж.,

Стаж работы: 15лет,1 КК





с.Ортолык,2016г



Представление

на урок химии учителя

МКОУ «Ортолыкская средняя общеобразовательная школа им.М.И.Лапшина» Джумановой Е.Ж.

Предметная область: химия

Тема урока: "Классификация химических реакций".

Класс: 8-й

Цель урока: систематизировать уже имеющиеся знания учащихся о химических реакциях с помощью классификации химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Форма организации учащихся: индивидуальная , коллективная

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления с элементами получения новых знаний

Оформление урока: 1) компьютер, проектор, экран, необходимые реактивы к уроку

Урок с элементом системно-деятельностного подхода. Основным этапом урока является знакомство с классификацией химических реакций по количеству вступивших и получившихся веществ и по их составу. Изучение проводится на основе повторения и закрепления ранее изученного материала о простых и сложных веществах, химических реакциях, химических формулах. Рассматриваются реакции соединения, замещения, разложения, обмена с использованием лабораторных и демонстрационных опытов.

Урок насыщен фактическим материалом, предлагаемым автором данной программы и поурочного планирования. Частичная визуализация объектов через использование ИКТ позволяет сделать работу на уроке более осмысленной. Такие уроки требуют переключения деятельности учащихся с целью усвоения материала, поддержания интереса к предмету, сохранения комфортной психологической обстановки. Ребус, загадка представленные в ходе урока, рефлексия занимают немного времени и способствуют продуктивной деятельности учащихся. При подготовке к данному уроку учитель продумал этапы проведения лабораторных и демонстрационных опытов, информацию, представленную на слайдах при использовании ИКТ.





Директор __________Б.К.Абулова









Заявка

Участника регионального этапа Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций - 2016


Содержание заявки

Информация участника

1.

Тема проекта - продукта

Разработка урока «Классификация химических реакции»

2.

Содержательное направление деятельности (в соответствии с Положением о Ярмарке)

Инновационные решения в сфере образования


3.

ФИО

Джуманова Еркежан Жунусовна


4.

Организация

МКОУ «Ортолыкская СОШ им.М.И.Лапшина»

5.

Должность, наличие квалификационной категории

Учитель химии, 1КК

6.

Стаж работы

15 лет

7.

Адрес (служебный)

С.Ортолык, ул.Эки-Тыт,10

8.

Рабочий телефон/факс

83884228349

9.

Мобильный телефон

89833254022

10

Электронный адрес

[email protected]

13.

Наличие продукта интеллектуальной собственности для продажи (обмена) на Ярмарке

имеется








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!