СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по композиции станковой на тему "Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста" (1 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для художественных отделений ДШИ (предпрофессиональная программа).

Просмотр содержимого документа
«Урок по композиции станковой на тему "Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста" (1 класс)»

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.


Конспект урока по предмету «Композиция станковая» (1 класс)



Тема: Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста.


Цель: закрепление понятий - «контраст по цветохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.


Задачи: совершенствование опыта компоновки элементов композиции, навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.



I. Анализ произведений изобразительного искусства.


Илья Семенович Остроухов (1858—1929) принадлежит к замечательному поколе­нию русских художников второй половины XIX века, таких, как: В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан, А. Е. Архипов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, В. М. Вас­нецов.

И. С. Остроухов был не только видным живописцем, но и одним из крупнейших в России собирателем произведений искусства. Важной стороной его деятельности является многолет­нее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 г. Остро­ухов оставался на почетном посту председателя совета и был попечителем галереи, руководя пополнением крупнейшего собра­ния русской живописи.

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи находятся следующие произведения художника: «Золотая осень», «Первая зелень», «Сиверко».

В картине «Золотая осень» (1887 г.) нашла свое выражение жизне­утверждающая сила пейзажей Остроухова. Картина по своему характеру представляет лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свеши­вается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочис­ленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней — группа деревьев с корявыми стволами и большими кро­нами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Деревья второго плана написаны очень мягко и сдержанно. Это усиливает пространственность пейзажа. Прозрачное кружево листвы передано без лиш­ней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа или ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.


Во время демонстрации репродукции картины И. Остроухова «Золотая осень» поддерживаем создавшееся у детей на­строение восприятия тишины и праздника золотой осени.


В карти­не И. Остроухова правдиво и поэтично передан уголок осеннего парка. Ветви деревьев и кустарников с пожелтевшими листьями максимально приближены к зрителю. Мы можем внимательно и долго рассматривать золотистое кружево резных листьев клена, любоваться праздничным нарядом осени.


Возможны вопросы: «Какое время осени изображено на кар­тине? Назовите основные цвета золотой осени. Можете ли вы опре­делить, какие деревья, кустарники изображены на картине? Ка­кие чувства вызывает у нас изображенный художником пейзаж? Видели ли вы сами такую осень, любовались ли ею? Кто может назвать художников, которые тоже изображали осень?»


Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана (1860-1900). Картина «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изо­бражал и в своих более ранних этюдах, картинах.

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несу­щую свои воды меж невысоких берегов.

Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные де­ревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими - деревня.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Про­хладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нижнему краю полотна. Мазки краски он положил не вдоль движения воды, а вертикально в плоскости холста, и вода здесь у него как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, ста­новясь светлее, она под кистью художника начала медленное дви­жение.

Тот же прием построения пространства мы находим и в изо­бражении берега слева. Крутой пригорок, на котором растут то­ненькие деревца, резко обрывается вниз, за край полотна, создавая ощутимое препятствие для нашего взгляда.

Художник создал отчетливую дистанцию между зрителем и миром, изображенным на полотне, чтобы заглянуть как бы со сто­роны, извне, постепенно вжился в эпически-величавый пейзаж рус­ской осени. Эта дистанция помогает увидеть, как постепенно раз­ворачивается пространство, заключенное в пейзаже И. И. Левитана.

Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотистые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов.

Всматриваясь в картину детальнее, мы замечаем, что художник написал ее широким мазком. Посмотрите, каким плотным слоем он накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глуби­ну изображаемого пространства, тем менее густыми становятся мазки, тем легче и бережнее касается художник кистью поверхно­сти холста.

И мы, всматриваясь в картину Левитана, как бы вместе с ху­дожником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осен­ней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи.


Перед вами еще одна репродукция картины, которая близка по сюжету и по времени ее создания предыдущей работе. Но главное, что и эта работа написана русским ху­дожником и названа так же - «Золотая осень». Автор этой карти­ны - Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927).

Данная картина, как и работа Левитана, представляет собой пейзаж. Эти пейзажные картины заключают в себе широкий, не­обозримый простор.

На картине В. Д. Поленова «Золотая осень» мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого гори­зонта. Передний план - поляна с протоптанной через нее тропин­кой, молодой березняк, кое-где краснеют лисья осины, еще не ут­ратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Пейзаж Поленова при всем его размахе, при всей масштабности достаточно интересен. Представляется, что мы как бы идем по тропинке над рекой.

В картине изображен уголок Подмосковья, знаменитые своей красотой места под Тарусой, близ города Серпухова, где Поленов жил и работал многие годы.

Его пейзаж написан с высокого берега реки; внимательно и лю­бовно всматривался художник в жизнь осенней природы.

Пейзажи Левитана и Поленова - выражение лирических разду­мий их создателей.


Какая из представленных картин вам нравится больше?

Почему эта картина вам нравится больше?


На первый взгляд может оказаться, что нет никакого особого различия в подходе к решению образа русской осени в творчестве Левитана и Поленова. Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично переда­ли приметы золотой осени.

И все же название «Золотая осень» мы связываем, прежде все­го, с произведением Левитана.


Красоту осеннего времени передают и художники, работающие красками, и художники, работающие словом. Давайте послушаем некоторые литературные описа­ния осени.


«Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные обла­ка. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые, отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозе­леные, как будто помолодевшие ели и сосны.

Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями, мягкими, пухлыми в сырую погоду, так, что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и жесткими хрупкими в морозы...

Еще не улетевшие дрозды, с чеканьем и визгами, собравшись в боль­шие стаи, летают в сады и уремы* (Урема – лес и кусты, растущие около рек по таким местам, которые заливаются полой (весенней) водой.), куда манят их ягоды бузины, жимоло­сти и еще более красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черемухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все бу­дут подобраны с земли жадными гостями. (Отрывок из произведения С. Т. Аксакова «Осень».)


- С каким настроением вы слушали этот отрывок? В следую­щем рассказе Г. Скребицкого «Художник-осень» запомните цвета осени, которые упоминаются в нем.


Художник-осень покрыла березы и клены лимонной желтизной. Ли­стья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На раз­весистые липы надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.


II. Творческая практическая деятельность учащихся.


Аудиторное задание: Этюд по воображению «Деревья осенью».


1. Обсуждение сюжета рисунка.

Предлагаю выполнить творческое задание: нари­суйте, обратясь к своим эстетическим впечатлениям, осенний лес, парк, фигуру человека в нем. Подумайте, что может делать человек в осеннем лесу, парке. (Гуляет, собирает цветы, ягоды, грибы, охотится, рыбу ловит, дети играют, мамы с колясками, художник выполняет этюды.)

- Основной задачей при выполнении ваших рисунков должна стать передача различных состояний осенней природы.

- От чего она зависит? (От времени года, времени суток, усло­вий погоды, освещения, изображаемой местности.)

- Вспомните приметы разных состояний осенней природы. Ка­ким может быть свет солнца? (Он может быть ярким или мягким, как бы разбавленным. Природа, преображенная ярким солнечным светом, «радостна», сверкает яркими красками. «Мягкое» оке солнце придает ей оттенок грусти, краски становятся приглу­шеннее. Пасмурное солнце и вовсе меняет цветовую гамму пейза­жа, она становится очень тоскливой и даже мрачной.)

- Напоминаю вам основную учебную задачу урока - создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета. Сюжетный и смысловой центр рисунка - человек.

2. Этапы выполнения практической работы:

1) Поиск самого интересного мотива среди множества других, достойных внимания. Сделать 2-3 эскиза. Остановиться на самом интересном. Поиск цветового решения.

2) Работа на большом формате (А3). Легкими карандашными линиями разработать композицию. Расположение главного на втором пространственном плане (а не на первом). Контраст форм в силуэтах деревьев. Достижение зрительной уравновешенности элементов композиции.

3) Переход к цветовой разработке. Работаем гуашью в технике живописи «растяжка» и «мазком», способом «по сырому» и «по сухому» (в сочетании). Пестрая окраска лиственных деревьев оттеняется изображением ели или сосны, по выбору. Передача в рисунке соотношения «теплых» и «холодных» цветов.

4) Детальная проработка. Создание гармоничного по цвету листа.


Во время самостоятельной работы детей все наглядные материалы убираются. Для создания настроения в качестве негромкого фона звучит музыка (фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года», АВивальди). По ходу выполнения работы учащимися учитель указывает на ошибки, анализирует их, напоминает основные понятия композиции, помогает в построении рисунка, обращает внимание детей на расположение рисунка на листе бумаги, на работу с палитрой по подбору оттенков цвета.


Вы­раженность различного вида контрастов (величинных, цветовых, светотеневых и т. д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Также при удалении осла­бевают контрасты, сила, насыщенность цвета. Цвет становится хо­лоднее (влияет воздушная масса). Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем - видится сине-зеленым или даже голубым.


III. Итоги урока:


Экспресс-выставка работ.


Вы показали, на­сколько у вас хорошо развито чувство цвета, старательно оп­ределяли цветовую гамму, составляли на палитре не только основ­ной, но и дополнительные цвета.

Во время работы многие из вас следили за тем, чтобы передать в своем рисунке соотношение «теплых» и «холод­ных» цветов.

♦ Скажите, а зачем это нам было нужно?

Верно, грамотное соотношение «теплых» и «холодных» цветов помогает художнику выполнить работу более реалистично.

♦ Кто запомнил фамилии художников, назвавших свои карти­ны «Золотая осень»?

Верно, это И. И. Левитан и В. Д. Поленов, И.С.Остроухов.

- Что можете сказать о технике изображения деревьев? (Выбор того или иного приема в рисунке и живописи (штрих, линия, мазок) диктуется формой и строением дерева и его частей (сравним иголки сосны, гибкие ветки ивы, резные листья клена, липы), а также художественным замыслом.)

- Хорошо ли человеку в осеннем лесу, парке?

- Какие цвета преобладают?

- Куда девается зеленый цвет лета?


Рисунки оцениваются по следующим требованиям:

1) Сюжетно-композиционный центр выделен, сюжет «завязан», то есть организовано действие.

2) Оправданное заполнение листа (размеры элементов компо­зиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).

3) Умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, вла­дение материалами, инструментами, изобразительной техникой.

4) Яркость и чистота цветов, четкость рисунка, ясность, понят­ность для зрителя, выразительность.

5) Достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка, за­вершенность, равновесие композиции.

6) Можно дать название.


У б о р к а рабочих мест.