СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по композиции станковой на тему " Контраст и нюанс" (1 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для художественных отделений ДШИ (предпрофессиональная программа).

Просмотр содержимого документа
«Урок по композиции станковой на тему " Контраст и нюанс" (1 класс)»

МАУ ДО «ДШИ»

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.


Конспект урока по предмету «Композиция станковая» (1 класс)



Тема: Контраст и нюанс.


Цель: изучение понятий - «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.


Задачи: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.


I. Беседа по теме урока:


НЮАНС (фр.) — очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т. п

ФОРМА (лат.) — 1) внешний вид, очертание. В этом смысле форма предполагает наличие объемности, четкой конструкции, пропорции;

2) в изобразительном искусстве формой называют объемно-пластические особенности предмета;

3) во всех видах искусства — художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения.

На фоне заходящего яркого солнца все предметы — деревья, храмы, избы, птицы — выглядят тёмными.

Так всегда бывает: если свет расположен сзади предмета, то очертания предмета видны чётко и он становится очень тём­ным. Тогда возникает силуэт.

Демонстрация фотографии: Силуэт храма тёмный, а свет, находящийся за ним, яркий, пылающий, поэтому постройка видна чётко, со всеми подроб­ностями формы.

Тёмное пятно на светлом создаёт образ сказочный, а цве­товая гамма светлого пятна ещё более усиливает образ, прида­ёт ему большую выразительность.

СИЛУЭТ (фр.) — общие очертания фигуры или предмета в натуре. В произведениях искусства: такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света.


Образы природы (фото 1).

Природа вдохновляет художников на создание художествен­ных произведений, учит находить в окружающем мире прекрас­ное и удивительное. Природа — самый мудрый художник.

Посмотри, как красив осенний лес! Какой он многоцвет­ный, прозрачный, таинственный... Художница-природа словно озарила его изнутри жёлтым светом. Каждый листочек светит­ся тёплыми жёлтыми красками, а те из них, которые ещё не пожелтели, смотрят на нас зелёными огоньками и будто ждут прикосновения тёплого осеннего дыхания.

На фоне светлой опадающей листвы тёмные стволы дере­вьев тянутся вверх тонкими, плавными линиями.

Образы природы (фото 2). А этот лес совсем другой! У деревьев пышная крона, окрашенная в розовые, жёлто-золотистые, оранжевые цвета, — лес выглядит нарядно, празднично! Увидеть и почувствовать этот праздничный образ леса помогает не только цвет листвы, но и форма кроны — её округлые очертания напоминают гору шаров, взлетающих вверх, теснящихся и загораживающих друг друга.

Анализ репродукций картин русских художников (2-3 пейзажа по выбору учителя).


Ребята, обратите внимание на деревья, видимые из окна школьного кабинета.



Какое дерево и кустарник в какой цвет окрашено осенью?

Как устроено дерево? Теперь сравните свои наблюдения с рисунками на методических таблицах («Палитра осеннего леса» и «Как дерево растет») и репродукциях. Как передали художники строение деревьев и кустарни­ков?





- Объясните зависимость расположения ветвей на стволе, ха­рактера силуэта от породы дерева. В чем отличие кустарника от дерева?

- Какое настроение природы и человека передали художники в картинах?

- Что различного в строении дерева и кустарника? (У дерева четко просматривается ствол, у кустарника множество равно­ценных побегов с ветками.)

- Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ство­ла? (Крона и ветки.) Выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет свою определенную форму.


Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей (сравните иголки сосны, ветки ивы, листья клена, липы), а также художественным замыслом.


Умение рисовать деревья очень важно для художника. Это только на первый взгляд все деревья похожи. На самом деле деревья разных пород значительно отличаются друг от друга по силуэту, характеру расположения ветвей, их наклону и размеру. Например, ель похожа на треугольник или перевернутый конус, крона березы напоминает овал, крона дуба — шар.

А если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что и деревья од­ной породы не всегда похожи между собой. Ведь дерево растет не всегда одинаково равномерно во все сторо­ны. Обычно с северной стороны вет­ки короче и не такие «пушистые». Если дерево растет на ветру, оно рас­полагается под углом к земле. Ствол дерева может неожиданно раздво­иться на два одинаковых «ствола». И, наверное, многие замечали, как два ствола переплетаются между собой, перепутываясь ветвями, - это уже сюжет для картины. Бывает, что пе­репутавшиеся деревья растут не из одного корня и принадлежат к раз­ным породам. Такие чудеса случаются, когда два семечка (например, же­лудь и еловая шишка) ложатся в землю рядом. Вот и вырастают два разных дерева вместе.

Деревья могут иметь свой характер. Так, березка похожа на кудрявую барышню, ель — на солидную даму. А вот маленькая елочка напоминает шалуна-карапуза. Дуб похож на сказочного деда-лесовика. Вообще в очертаниях деревьев можно найти сходство с разными сказочными персонажами, ведь они (деревья) существа живые, у них свой характер, им бывает весело и грустно; шелестя листочками, они разговарива­ют друг с другом.

Пристального внимания заслужива­ет кора деревьев, особенно старых. В рисунках на коре можно разглядеть реальные существа и сказочных пер­сонажей. Древние легенды сохрани­ли истории о деревьях, которые уме­ли не только думать и говорить, но и... ходить, как, например, «энты» в книге английского писателя Р. Р. Толкина «Властелин колец». Правильно нарисованные деревья помогут нам выразить в пейзаже и определенное настроение.

При рисовании надо не забывать, что крона дерева имеет объем, что она не плоская. Чтобы ее изобразить, необходимо определить, с какой сто­роны на дерево падает свет. С этой стороны крона дерева будет светлее, а с противоположной - темнее. В нижней части крона, как правило, гораздо темнее, чем сверху: сверху находятся молодые побеги, которые придают верхней ее части более свет­лую окраску. Кроме того, крона дере­ва не является единым цветовым мо­нолитом. Она как бы распадается на отдельные крупные части, которые состоят из веток, расположенных близко друг к другу.

Очень часто начинающие художни­ки допускают ошибку: стремятся нарисовать все-все веточки и листоч­ки кроны. В результате получается плоское и дробное изображение. Надо правильно изобразить общую форму кроны и ствола дерева, най­ти большие массы, из которых со­стоит крона. Потом надо определить общие свет и тень. И только после этого можно внимательно рассмотреть все ветки и веточки и нарисовать подробно те из них, ко­торые находятся ближе к нам. Вет­ки, которые расположены дальше от нас, надо изображать не очень подробно, без прорисовки деталей - чем дальше ветка, тем больше она похожа на силуэт.

Такие же правила распространяют­ся и на рисование кустарника, с той лишь разницей, что у кустарника нет ствола. Кустарник состоит из веток, растущих не от ствола, а пря­мо из земли. Поэтому кустарник может расти как один кустик, как большой массив или образовывать живые изгороди разной формы. Обычно форма куста похожа на шар или овал.

































Очень важно при изображении рас­тений уделять внимание цвету, ко­торый не только подчеркивает форму растения и время года, но и помо­гает создать определенное настрое­ние в пейзаже. Например, если мы изображаем еловый лес, деревья в ко­тором имеют очень темную окраску и не пропускают солнечный свет, - это будет одно настроение. Если же мы рисуем березовую рощу, пронизанную солнечными лучами, - это уже другое настроение.



II. Практическая деятельность учащихся:


Аудиторное задание: Цветовой эскиз образа дерева (гуашь).













На первом этапе рисования учащиеся схематически передают облик дерева: отмечают его высоту, положение ствола (важно, чтобы он был вертикален) и массу кроны (а она всегда выше, чем макушка ствола. Можно пояснить, что ствол и ветки дерева являются его «ске­летом», как и у животных, и у птиц.

Рассмотрим особенности формы некоторых пород деревьев (по таблице).

Линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером ли­ний можно создать разные образы разных деревьев.

На втором этапе рисунка показывают изменение толщины ствола от основания дерева к его вершине, рисуют крупные ветки, отмечают их длину, характер и направление движения, линией ри­суют силуэт кроны. Прорисовывают мелкие ветки.

Показываем линию горизонта (дальше дерева, около середины листа, тонкой линией). Основание дерева - между линией горизон­та и нижним краем листа.

Приступаем к живописи. Ровно заливаем цветом небо, землю, дерево и его крону. Затем по методической таблице «Цветовой круг» вспоминаем какие цвета являются «теплыми» и «холодными».

На рисунке слева - солнце, значит ле­вая сторона рисунка должна быть более теплой. Добавляем в цвета этой стороны желтые, красные, оранжевые, розовые 'мелкие мазки. Справа показываем на небе темно-фиолетовую тучу, которая будет до­бавлять правой стороне холодные оттенки. Мелкими мазками вводим холодные от­тенки (синий, голубой, фиолетовый, сине-зеленый) в локальные цвета неба, дерева, земли.

Можно показать на земле тень (холодную) от дерева (падаю­щую слева направо).



III. Итоги урока:


Анализ и оценка работ.