МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2016г.
Конспект урока по предмету «Композиция станковая» (1 класс)
Тема: Контраст и нюанс.
Цель: изучение понятий - «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе.
Задачи: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции.
I. Беседа по теме урока:
НЮАНС (фр.) — очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т. п
ФОРМА (лат.) — 1) внешний вид, очертание. В этом смысле форма предполагает наличие объемности, четкой конструкции, пропорции;
2) в изобразительном искусстве формой называют объемно-пластические особенности предмета;
3) во всех видах искусства — художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения.
На фоне заходящего яркого солнца все предметы — деревья, храмы, избы, птицы — выглядят тёмными.
Так всегда бывает: если свет расположен сзади предмета, то очертания предмета видны чётко и он становится очень тёмным. Тогда возникает силуэт.
Демонстрация фотографии: Силуэт храма тёмный, а свет, находящийся за ним, яркий, пылающий, поэтому постройка видна чётко, со всеми подробностями формы.
Тёмное пятно на светлом создаёт образ сказочный, а цветовая гамма светлого пятна ещё более усиливает образ, придаёт ему большую выразительность.
СИЛУЭТ (фр.) — общие очертания фигуры или предмета в натуре. В произведениях искусства: такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без деталей и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света.
Образы природы (фото 1).
Природа вдохновляет художников на создание художественных произведений, учит находить в окружающем мире прекрасное и удивительное. Природа — самый мудрый художник.
Посмотри, как красив осенний лес! Какой он многоцветный, прозрачный, таинственный... Художница-природа словно озарила его изнутри жёлтым светом. Каждый листочек светится тёплыми жёлтыми красками, а те из них, которые ещё не пожелтели, смотрят на нас зелёными огоньками и будто ждут прикосновения тёплого осеннего дыхания.
На фоне светлой опадающей листвы тёмные стволы деревьев тянутся вверх тонкими, плавными линиями.
Образы природы (фото 2). А этот лес совсем другой! У деревьев пышная крона, окрашенная в розовые, жёлто-золотистые, оранжевые цвета, — лес выглядит нарядно, празднично! Увидеть и почувствовать этот праздничный образ леса помогает не только цвет листвы, но и форма кроны — её округлые очертания напоминают гору шаров, взлетающих вверх, теснящихся и загораживающих друг друга.
Анализ репродукций картин русских художников (2-3 пейзажа по выбору учителя).
Ребята, обратите внимание на деревья, видимые из окна школьного кабинета.
Какое дерево и кустарник в какой цвет окрашено осенью?
Как устроено дерево? Теперь сравните свои наблюдения с рисунками на методических таблицах («Палитра осеннего леса» и «Как дерево растет») и репродукциях. Как передали художники строение деревьев и кустарников?


- Объясните зависимость расположения ветвей на стволе, характера силуэта от породы дерева. В чем отличие кустарника от дерева?
- Какое настроение природы и человека передали художники в картинах?
- Что различного в строении дерева и кустарника? (У дерева четко просматривается ствол, у кустарника множество равноценных побегов с ветками.)
- Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? (Крона и ветки.) Выполняя определенную роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет свою определенную форму.
Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется формой и строением дерева и его частей (сравните иголки сосны, ветки ивы, листья клена, липы), а также художественным замыслом.
Умение рисовать деревья очень важно для художника. Это только на первый взгляд все деревья похожи. На самом деле деревья разных пород значительно отличаются друг от друга по силуэту, характеру расположения ветвей, их наклону и размеру. Например, ель похожа на треугольник или перевернутый конус, крона березы напоминает овал, крона дуба — шар.
А если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что и деревья одной породы не всегда похожи между собой. Ведь дерево растет не всегда одинаково равномерно во все стороны. Обычно с северной стороны ветки короче и не такие «пушистые». Если дерево растет на ветру, оно располагается под углом к земле. Ствол дерева может неожиданно раздвоиться на два одинаковых «ствола». И, наверное, многие замечали, как два ствола переплетаются между собой, перепутываясь ветвями, - это уже сюжет для картины. Бывает, что перепутавшиеся деревья растут не из одного корня и принадлежат к разным породам. Такие чудеса случаются, когда два семечка (например, желудь и еловая шишка) ложатся в землю рядом. Вот и вырастают два разных дерева вместе.
Деревья могут иметь свой характер. Так, березка похожа на кудрявую барышню, ель — на солидную даму. А вот маленькая елочка напоминает шалуна-карапуза. Дуб похож на сказочного деда-лесовика. Вообще в очертаниях деревьев можно найти сходство с разными сказочными персонажами, ведь они (деревья) существа живые, у них свой характер, им бывает весело и грустно; шел
естя листочками, они разговаривают друг с другом.
Пристального внимания заслуживает кора деревьев, особенно старых. В рисунках на коре можно разглядеть реальные существа и сказочных персонажей. Древние легенды сохранили истории о деревьях, которые умели не только думать и говорить, но и... ходить, как, например, «энты» в книге английского писателя Р. Р. Толкина «Властелин колец». Правильно нарисованные деревья помогут нам выразить в пейзаже и определенное настроение.
При рисовании надо не забывать, что крона дерева имеет объем, что она не плоская. Чтобы ее изобразить, необходимо определить, с какой стороны на дерево падает свет. С этой стороны крона дерева будет светлее, а с противоположной - темнее. В нижней части крона, как правило, гораздо темнее, чем сверху: сверху находятся молодые побеги, которые придают верхней ее части более светлую окраску. Кроме того, крона дерева не является единым цветовым монолитом. Она как бы распадается на отдельные крупные части, которые состоят из веток, расположенных близко друг к другу.
Очень часто начинающие художники допускают ошибку: стремятся нарисовать все-все веточки и листочки кроны. В результате получается плоское и дробное изображение. Надо правильно изобразить общую форму кроны и ствола дерева, найти большие массы, из которых состоит крона. Потом надо определить общие свет и тень. И только после этого можно внимательно рассмотреть все ветки и веточки и нарисовать подробно те из них, которые находятся ближе к нам. Ветки, которые расположены дальше от нас, надо изображать не очень подробно, без прорисовки деталей - чем дальше ветка, тем больше она похожа на силуэт.
Такие же правила распространяются и на рисование кустарника, с той лишь разницей, что у кустарника нет ствола. Кустарник состоит из веток, растущих не от ствола, а прямо из земли. Поэтому кустарник может расти как один кустик, как большой массив или образовывать живые изгороди разной формы. Обычно форма куста похожа на шар или овал.

Очень важно при изображении растений уделять внимание цвету, который не только подчеркивает форму растения и время года, но и помогает создать определенное настроение в пейзаже. Например, если мы изображаем еловый лес, деревья в котором имеют очень темную окраску и не пропускают солнечный свет, - это будет одно настроение. Если же мы рисуем березовую рощу, пронизанную солнечными лучами, - это уже другое настроение.
II. Практическая деятельность учащихся:
Аудиторное задание: Цветовой эскиз образа дерева (гуашь).

На первом этапе рисования учащиеся схематически передают облик дерева: отмечают его высоту, положение ствола (важно, чтобы он был вертикален) и массу кроны (а она всегда выше, чем макушка ствола. Можно пояснить, что ствол и ветки дерева являются его «скелетом», как и у животных, и у птиц.
Рассмотрим особенности формы некоторых пород деревьев (по таблице).
Линии в природе разные по характеру: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы разных деревьев.
На втором этапе рисунка показывают изменение толщины ствола от основания дерева к его вершине, рисуют крупные ветки, отмечают их длину, характер и направление движения, линией рисуют силуэт кроны. Прорисовывают мелкие ветки.
Показываем линию горизонта (дальше дерева, около середины листа, тонкой линией). Основание дерева - между линией горизонта и нижним краем листа.
Приступаем к живописи. Ровно заливаем цветом небо, землю, дерево и его крону. Затем по методической таблице «Цветовой круг» вспоминаем какие цвета являются «теплыми» и «холодными».
На рисунке слева - солнце, значит левая сторона рисунка должна быть более теплой. Добавляем в цвета этой стороны желтые, красные, оранжевые, розовые 'мелкие мазки. Справа показываем на небе темно-фиолетовую тучу, которая будет добавлять правой стороне холодные оттенки. Мелкими мазками вводим холодные оттенки (синий, голубой, фиолетовый, сине-зеленый) в локальные цвета неба, дерева, земли.
Можно показать на земле тень (холодную) от дерева (падающую слева направо).
III. Итоги урока:
Анализ и оценка работ.