МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2016г.
Конспект урока по предмету «Композиция станковая» (1 класс)
Тема: Цвет в композиции станковой.
Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.
Задачи: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.
I.Сообщение новых знаний:
1. Основные цвета, составные и дополнительные.
ЦВЕТ — одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений цвета и цветовых оттенков.
ОТТЕНОК — 1) изменение, иногда мало заметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону. Например, красный цвет краплака имеет более холодный, а киновари — более теплый оттенок, и т. д.; 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА (греч.) — цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим их один от другого. Хроматические цвета. — цвета солнечного спектра, создающегося при преломлении солнечного луча (красный, желтый и др.). Условно цвета спектра располагаются по «цветовому кругу». Эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — белый, серый, черный. Они лишены цветового тона и различаются только по светосиле (светлоте).
Хроматические цвета делятся на основные и составные.
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов.
Все остальные цвета можно получить смешением основных цветов. Попарное смешение двух основных цветов дает нам составной.
СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА:
Красный+желный=оранжевый
Красный+синий=фиолетовый
Желтый+синий=зеленый
К основным качествам цвета. относятся:
цветовой тон — особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра (красный, синий, зеленый и др. цвета имеют разный цветовой тон);
светосила цвета — способность того или иного цвета отражать световые лучи. Различают более светлые и более темные цвкта.;
насыщенность (интенсивность) цвета — количество определенного цветового тона в данном цвете Насыщенность цвета краской может изменяться в результате разбавления ее водой (в акварели) или от прибавления к ней белил в масляной или гуашевой живописи.
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
В живописной практике всякий цвет всегда рассматривается в отношении к окружающим его цветам, с которыми он находится во взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых цветов и оттенков. Представление о холодном цвете в натуре и в произведениях искусства обычно связывается с цветом льда, снега, лиловатым, сизым цветом грозовых туч и т. д., а о теплом - с цветом огня, солнечного света и т. д.
А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, - он теплый, а если синего, -холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они.
Большое значение в живописи имеют и отношения ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ и оттенков. Эти цвета и оттенки, взятые в сопоставлении, взаимно усиливают друг друга.
К дополнительным цветам относятся следующие пары цветов: красный и травянисто-зеленый, лимонно-желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти же цвета контрастны между собой. Контрасты дополнительных, холодных и теплых цветов являются неотъемлемым элементом цветового решения картин, служащим для более правдивого изображения.
Цвет в окружении дополнительного, например оранжевое пятно в окружении синего, красное - на зеленом, кажется ярче, интенсивнее, иначе говоря, они дополняют друг друга.
При смешении красок дополнительные цвета нейтрализуют друг друга. Если смешать синюю и оранжевую краску, красную и зеленую, желтую и фиолетовую, получится грязь; эти краски смешивать нельзя.
2. Эмоциональная характеристика цвета.
Цвет — одно из важнейших средств создания художественного образа. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в живописи важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Не только распределение цвета и света в картине, но и подбор цветов помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. Кроме того, цвет в живописи имеет и эстетическое значение. Картина своими красками, красотой колорита должна вызывать у зрителя чувство эстетического наслаждения. Этим качеством обладают произведения живописцев разных эпох.
ГАММА ЦВЕТОВ — основные отношения цветовых тонов, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения (напр., картина написана в холодной гамме и т. д.).
Цвет также является одним из средств создания художественного образа. Сама природа цвета очень проста и одновременно необычна. Свет рождает цветовое богатство окружающего мира, так как лучи света отражаются от предметов и в сложнейших переплетениях воспринимаются нами как цвет. Например, поверхность апельсина отражает оранжевые световые волны, поэтому мы видим апельсин оранжевым.
Цвет может воздействовать на человека по-разному.
Красный цвет вызывает прилив сил, согревает, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый - действует похожим образом, но его влияние слабее.
Желтый цвет активизирует нервную деятельность и зрение, меньше всего утомляет.
Зеленый - самый привычный для глаз, способствует расширению сосудов, снижает кровяное давление, успокаивает, повышает работоспособность.
Голубой - успокаивает, снижает напряжение, замедляет ритм дыхания.
Синий цвет - успокаивающее его действие постепенно переходит в
угнетающее.
Фиолетовый - соединяет эффекты красного и синего цветов, поэтому производит порой противоречивое действие, переходящее в угнетающее.
3. Техника работы гуашью.
В отличие от акварели гуашевые краски непрозрачные, они относятся к кроющим краскам. Гуашь представляет собой густую, как сметана, пасту и продается в баночках в специальных наборах. Для работы гуашью нам понадобится такое же оборудование, как и для работы акварелью. Только кисть желательно взять более плотную - колонковую или из синтетического ворса. Приемы работы гуашью не столь разнообразны. Эта краска дает плотный непрозрачный цвет, поэтому работа «по сырому» в данном случае не даст желаемого результата. Бумага для работы с гуашью подойдет любая, но она должна быть очень плотной, можно также работать и на картоне. Чтобы освоить технику гуаши, выполним несколько упражнений. Гуашь при нанесении на бумагу дает ровный плотный тон, поэтому выполнить простую заливку цветом совсем нетрудно. Для этого надо на сухую поверхность бумаги в одном направлении нанести несколько мазков. Теперь поработаем отдельными короткими мазками разных цветов, накладывая их поверх друг друга в разных направлениях. Не забывайте, что кисть перед тем, как взять другой цвет, необходимо промыть. Гуашью можно выполнять и монотипию, как и акварельными красками, но гуашь более густая и дольше сохнет, поэтому изображение можно дополнить более подробными деталями.
ПЕРЕХОД ОДНОГО ЦВЕТА В ДРУГОЙ
Рассмотрим градуированный переход одного цвета в другой. Гуашь, поскольку она требует времени для высыхания, позволяет Вам перемещать их по бумаге, пока они еще влажные. Именно поэтому гуашью гораздо проще делать плавные градации цвета, чем при помощи других красок. Это можно делать любыми кистями. Но лучше всего подойдут плоские кисти, а хуже всего – круглые. Для мелких и крупных растяжек работают одни и те же принципы.

Краски смешиваются на палитре и наносятся на свои предполагаемые места на бумаге. Затем кистью водят туда-сюда в перекрестной манере между двумя градациями цвета, пока не будет получен удовлетворяющий Вас результат. Затем проводят параллельные мазки для окончательной обработки участка. Работают чистой кистью от темного цвета к среднему, и затем, опять чистой кистью от светлого цвета к среднему.
II. Практическая деятельность учащихся:
Аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной гаммы:
Чистый цвет+белила
Чистый цвет+черная краска
Чистый цвет+белила+черная краска.
III. Итоги урока:
Анализ и оценка работ.
Домашнее задание: создание цветовых растяжек теплой гаммы:
Чистый цвет+белила;
Чистый цвет+черная краска;
Чистый цвет+белила+черная краска.