![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_4.png)
Есипова Ирина Алексеевна учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3
МО город Горячий Ключ
ТЕМА: «Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана».
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомить с разнообразием и особенностями растительного мира Краснодарского края.
2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.
ОБОРУДОВАНИЕ: карта-схема растительности Краснодарского края, гербарий, карточки программированного контроля, индивидуальные карточки, набор открыток «Часы-цветы», «Лекарственные растения», мультимедийный проектор
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
1. Проверка домашнего задания.
- 3 человека работают с индивидуальными карточками.
Запиши схему «Состав почвы» ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_5.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_6.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_7.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_8.png) ПОЧВА ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_5.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_8.png) |
Кроссворд «Почва» 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных частей почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_12.png) |
На уроке кубановедения проделали опыт: немного свежей почвы продолжительно нагревали на огне. Вскоре увидели дым, почувствовали неприятный запах. О чем говорит этот опыт? 1) В почве есть воздух. 2) В почве содержатся песок и глина. 3) Для сохранения почвы важно беречь растения. 4) В почве есть перегной. |
- Остальные учащиеся работают с карточками программированного контроля.
Слайд 1
ТЕСТ Тема: «Почвы Краснодарского края». ЗАДАНИЕ. Обозначь знаком «+» правильный ответ. 1. Выбери правильное определение почвы а) верхний слой земли, где есть песок и глина; б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода; в) верхний плодородный слой земли. 2. Характерными почвами нашего края являются … а) солонцы, каштановые; б) красноземы, сероземы; в) серые лесные почвы; черноземы. 3. Какая главная часть почвы? а) перегной; б) песок; в) глина. 4. Плодородие почвы зависит от количества а) песка; б) перегноя; в) солей. 5. В состав почвы входят а) углекислый газ, известняк, вода, воздух; б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли; в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух. 6. Какое из высказываний верно? а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие; б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность; в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром. 7. Для защиты почвы на полях необходимо … а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты; в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. |
- Краткий фронтальный опрос:
Какие почвы преобладают в Краснодарском крае?
Какие почвы характерны для нашей местности?
2. Определение темы урока.
Распределите данные слова на 3 группы. Подумайте, по какой закономерности это можно сделать?
(работа с карточками на магнитной доске)
(Тополь, кизил, цикламен, дуб, осина, орешник, ежевика, земляника, шиповник, калина, пион, ландыш, малина, яблоня)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
( О растения Краснодарского края)
Слайд 2
- Рассмотрите карту-схему растительности Краснодарского края.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_14.png)
- В каких природных зонах расположен Краснодарский край? - Какой растительностью отличаются эти зоны?
- Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему?
- Растительный мир Краснодарского края очень богат и разнообразен. На Кубани более 3 тысяч видов растений. Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете. Если не все, то уж некоторые вам хорошо известны: липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.
Давайте еще раз посмотрим на карту. Обратите внимание: северная часть - это Азово-Кубанская низменность. Помните, мы изучали ее, когда говорили о климате и рельефе.
Здесь сплошная степь, превращенная в поля. Посмотрите на карту и скажите, что выращивают на полях Краснодарского края?
И в степной части, и в предгорье, и в горах можно встретить растения, которые люди называют лечебными.
Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у Доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.
Люди еще в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.
Слайд 3-4.
Мята перечная. Из нее делают многие лекарства, и вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах, и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.
О зверобое говорят, что он помогает от 99 болезней.
Настоем из мать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.
Отгадай загадку:
Хоть и жжется,
Но красива,
Всем известная (Крапива)
- Лекарства, в состав которых входит крапива, применяют при кровотечениях. Свежие листья исцеляют гнойные раны, и даже хронические язвы. Используют ее и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы! Он очень полезен, так как в крапиве много витаминов.
Лечебными бывают не только травы, но и листья, плоды деревьев и кустарников и даже их кора. Все знают, например, липу - красивое раскидистое дерево. Чай из его цветов помогает при простуде. Липовый цвет очень любят пчелы. Спроси у любого знакомого медведя, и он тебе скажет, что липовый мед самый вкусный и целебный.
Я рассказала вам только о некоторых лечебных растениях, а всего их на Кубани более 160 видов.
(Показ открыток «Лекарственные травы»)
- Лекарственные травы приносят пользу при их правильном применении. Надо точно знать какую часть растения и в какое время года необходимо собирать данный вид, как правильно сушить, хранить и делать отвары и настойки.
- Ребята, везде ли можно собирать лекарственные травы? (Нет.)
- Как вы считаете, почему нельзя их собирать у дороги?
Слайд 5.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/20/s_5c449fba8e2d9/1058961_15.png)
- В природе существуют растения, по которым можно определить время. Чтобы больше узнать об этих растениях совершим экскурсию на «ЦВЕТОЧНУЮ ПОЛЯНУ». Будем работать с моделями часов. Игра называется «Цветочные часы». Посмотрите на плакат. Здесь записаны названия цветов и математические выражения. Первое число показывает, когда цветок «просыпается», ответ - когда «засыпает». Ваша задача узнать, когда цветы « засыпают».
- Покажите, пожалуйста, когда «засыпает» шиповник?
- В котором часу закрывается мак? ……
(Дети показывают ответы на моделях часов, учитель составляет таблицу).
Слайд 6.
Название растений | «просыпаются» | «засыпают» |
ШИПОВНИК | 4 часа | 20 часов |
МАК | 6 часов | 15 часов |
ОДУВАНЧИК | 5 – 6 часов | 20 – 22 часа |
КУВШИНКА | 7 часов | 18 часов |
ЦИКОРИЙ | 4 – 5 часов | 10 часов |
КАРТОФЕЛЬ | 6 – 7 часов | 14 – 15 часов |
- Есть растения, названия которых можно объяснить их особенностями.
Слайд 7.
ПЕЧЕНОЧНИЦА - листья растений по форме напоминают печень.
БАШМАЧОК НАСТОЯЩИЙ - имеет характерную форму цветка со вздутой узкой губой в виде башмачка.
ГОРИЦВЕТ ВЕСЕННИЙ - латинское название адонис. Дано ему по имени финикийского и ассирийского бога солнца Адона, который по легенде ежегодно умирал и каждую весну воскресал, как этот цветок.
ПРОСТРЕЛ (сон- трава) - названо так потому, что когда смотришь на поникшие цветы, кажется, что они спят. Существует такое поверие, что растение оказывает усыпляющее действие.
МЕДУНИЦА.
- Ребята, попробуйте сами объяснить название этого растения.
(Названо так за медовую дань ранней весной)
- Встречаются и ядовитые растения: ВЕТРЕННИЦА ДУБРАВНАЯ, ВЕХ ЯДОВИТЫЙ и другие.
Слайд8
ЗАПОМНИТЕ! Нельзя собирать незнакомые растения. Среди них могут быть и опасные.
- Ранней весной появляются первоцветы: цикламены, пролески, подснежники и другие.
(Показ гербарных экземпляров)
- Многие растения становятся редкими. Они занесены в Красную книгу. Их необходимо охранять. Под особой защитой исчезающие растения находятся в заповедниках. На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник.
Рассказ 1 ученика о Кавказском государственном биосферном заповеднике.
(Беседа об охране природы)
ПОДУМАЙТЕ! Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать? 4. Закрепление.
а) Исследовательская работа в группах.
- 1 группа получает букетик из разных растений. Их задача - определить, какие растения им дали.
- 2 группа получает гербарий. Их задача выбрать лекарственные растения.
б) Игра «Крестики - нулики» (резерв урока)
- Ставим X , если растение встречается в Краснодарском крае, 0 - если растение не встречается на Кубани.
Осот, ягель, цикламен
Пырей, подорожник, морошка.
Клюква, зверобой, ромашка.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
- Благоприятен ли наш край в географическом положении?
- Богат ли растительный мир Кубани?
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Давайте вернемся к карте. Посмотрите: там, где река Кубань впадает в Азовское море, раскинулись лиманы и плавни. Здесь растет камыш, осот, рогоз, встречаются желтые кувшинки, водяные лилии и водяной орех.
В степной части лесов почти нет, только лесополосы, посаженные людьми, чтобы преградить дорогу ветрам.
Еще раз обратите внимание на карту. Осторожно переправимся на левый берег Кубани и попадем на Закубанскую равнину. Растительность здесь почти такая же, но чем ближе горы, тем больше встречается участков, заросших кустарником, все чаще попадаются отдельные рощи, где растут дуб, черноклен, ива и тополь. Хорошо отдохнуть летом в их тени, а осенью спрятаться от дождя и ветра.
2. Рефлексия.
Давайте устроим привал и попробуем оценить нашу работу. В следующий раз пойдем в горы, где большие настоящие и густые леса. А сейчас нарисуйте схематично гору. Кто считает, что он хорошо работал на уроке, много нового узнал, поставьте свою палатку на вершину горы. Если вы считаете, что работали не в полную силу своих возможностей, что-то осталось для вас непонятным, поставьте свою палатку на склоне горы. У подножия горы поставьте свою палатку те ребята, которым на уроке было неинтересно, скучно и многое осталось непонятным. Надеюсь, что все достигли своей высоты.
3. Домашнее задание.
- Обратите внимание, какие травы растут возле вашего дома. Спросите родителей, как они называются. Нарисуйте орнамент из тех трав или листьев и ягод, которые растут возле вашего дома.
- Придумайте правила и нарисуйте эмблему по охране растений.