СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по кубановедению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока "Разнообразие растительного  мира  Краснодарского края."

Просмотр содержимого документа
«Урок по кубановедению»


















Есипова Ирина Алексеевна учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3

МО город Горячий Ключ




ТЕМА: «Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана».



ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомить с разнообразием и особенностями растительного мира Краснодарского края.

2. Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.


ОБОРУДОВАНИЕ: карта-схема растительности Краснодарского края, гербарий, карточки программированного контроля, индивидуальные карточки, набор открыток «Часы-цветы», «Лекарственные растения», мультимедийный проектор



ХОД УРОКА

I. Организационный момент.


II. Основная часть урока.

1. Проверка домашнего задания.

- 3 человека работают с индивидуальными карточками.


Запиши схему «Состав почвы»





ПОЧВА






Кроссворд «Почва»

1. Слой земли, на котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.


На уроке кубановедения проделали опыт: немного свежей почвы продолжительно нагревали на огне. Вскоре увидели дым, почувствовали неприятный запах. О чем говорит этот опыт?

1) В почве есть воздух.

2) В почве содержатся песок и глина.

3) Для сохранения почвы важно беречь

растения.

4) В почве есть перегной.



- Остальные учащиеся работают с карточками программированного контроля.

Слайд 1


ТЕСТ

Тема: «Почвы Краснодарского края».

ЗАДАНИЕ. Обозначь знаком «+» правильный ответ.


1. Выбери правильное определение почвы

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;

в) верхний плодородный слой земли.


2. Характерными почвами нашего края являются …

а) солонцы, каштановые;

б) красноземы, сероземы;

в) серые лесные почвы; черноземы.


3. Какая главная часть почвы?

а) перегной;

б) песок;

в) глина.


4. Плодородие почвы зависит от количества

а) песка;

б) перегноя;

в) солей.


5. В состав почвы входят

а) углекислый газ, известняк, вода, воздух;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.


6. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.


7. Для защиты почвы на полях необходимо …

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.



- Краткий фронтальный опрос:

Какие почвы преобладают в Краснодарском крае?

Какие почвы характерны для нашей местности?

2. Определение темы урока.

Распределите данные слова на 3 группы. Подумайте, по какой закономерности это можно сделать?

(работа с карточками на магнитной доске)

(Тополь, кизил, цикламен, дуб, осина, орешник, ежевика, земляника, шиповник, калина, пион, ландыш, малина, яблоня)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

( О растения Краснодарского края)

Слайд 2

- Рассмотрите карту-схему растительности Краснодарского края.



- В каких природных зонах расположен Краснодарский край? - Какой растительностью отличаются эти зоны?

- Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему?


- Растительный мир Краснодарского края очень богат и разнообразен. На Кубани более 3 тысяч видов растений. Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете. Если не все, то уж некоторые вам хорошо известны: липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Давайте еще раз посмотрим на карту. Обратите внимание: северная часть - это Азово-Кубанская низменность. Помните, мы изучали ее, когда говорили о климате и рельефе.

Здесь сплошная степь, превращенная в поля. Посмотрите на карту и скажите, что выращивают на полях Краснодарского края?

И в степной части, и в предгорье, и в горах можно встретить растения, которые люди называют лечебными.

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у Доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

Люди еще в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.

Слайд 3-4.

Мята перечная. Из нее делают многие лекарства, и вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах, и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.

О зверобое говорят, что он помогает от 99 болезней.

Настоем из мать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

Отгадай загадку:

Хоть и жжется,

Но красива,

Всем известная (Крапива)

- Лекарства, в состав которых входит крапива, применяют при кровотечениях. Свежие листья исцеляют гнойные раны, и даже хронические язвы. Используют ее и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы! Он очень полезен, так как в крапиве много витаминов.

Лечебными бывают не только травы, но и листья, плоды деревьев и кустарников и даже их кора. Все знают, например, липу - красивое раскидистое дерево. Чай из его цветов помогает при простуде. Липовый цвет очень любят пчелы. Спроси у любого знакомого медведя, и он тебе скажет, что липовый мед самый вкусный и целебный.

Я рассказала вам только о некоторых лечебных растениях, а всего их на Кубани более 160 видов.


(Показ открыток «Лекарственные травы»)


- Лекарственные травы приносят пользу при их правильном применении. Надо точно знать какую часть растения и в какое время года необходимо собирать данный вид, как правильно сушить, хранить и делать отвары и настойки.

- Ребята, везде ли можно собирать лекарственные травы? (Нет.)

- Как вы считаете, почему нельзя их собирать у дороги?

Слайд 5.


- В природе существуют растения, по которым можно определить время. Чтобы больше узнать об этих растениях совершим экскурсию на «ЦВЕТОЧНУЮ ПОЛЯНУ». Будем работать с моделями часов. Игра называется «Цветочные часы». Посмотрите на плакат. Здесь записаны названия цветов и математические выражения. Первое число показывает, когда цветок «просыпается», ответ - когда «засыпает». Ваша задача узнать, когда цветы « засыпают».

- Покажите, пожалуйста, когда «засыпает» шиповник?

- В котором часу закрывается мак? ……


(Дети показывают ответы на моделях часов, учитель составляет таблицу).

Слайд 6.

Название растений

«просыпаются»

«засыпают»

ШИПОВНИК

4 часа

20 часов

МАК

6 часов

15 часов

ОДУВАНЧИК

5 – 6 часов

20 – 22 часа

КУВШИНКА

7 часов

18 часов

ЦИКОРИЙ

4 – 5 часов

10 часов

КАРТОФЕЛЬ

6 – 7 часов

14 – 15 часов

- Есть растения, названия которых можно объяснить их особенностями.

Слайд 7.

ПЕЧЕНОЧНИЦА - листья растений по форме напоминают печень.

БАШМАЧОК НАСТОЯЩИЙ - имеет характерную форму цветка со вздутой узкой губой в виде башмачка.

ГОРИЦВЕТ ВЕСЕННИЙ - латинское название адонис. Дано ему по имени финикийского и ассирийского бога солнца Адона, который по легенде ежегодно умирал и каждую весну воскресал, как этот цветок.

ПРОСТРЕЛ (сон- трава) - названо так потому, что когда смотришь на поникшие цветы, кажется, что они спят. Существует такое поверие, что растение оказывает усыпляющее действие.

МЕДУНИЦА.

- Ребята, попробуйте сами объяснить название этого растения.

(Названо так за медовую дань ранней весной)

- Встречаются и ядовитые растения: ВЕТРЕННИЦА ДУБРАВНАЯ, ВЕХ ЯДОВИТЫЙ и другие.

Слайд8

ЗАПОМНИТЕ! Нельзя собирать незнакомые растения. Среди них могут быть и опасные.

- Ранней весной появляются первоцветы: цикламены, пролески, подснежники и другие.

(Показ гербарных экземпляров)

- Многие растения становятся редкими. Они занесены в Красную книгу. Их необходимо охранять. Под особой защитой исчезающие растения находятся в заповедниках. На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник.

Рассказ 1 ученика о Кавказском государственном биосферном заповеднике.

(Беседа об охране природы)

ПОДУМАЙТЕ! Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать? 4. Закрепление.

а) Исследовательская работа в группах.

- 1 группа получает букетик из разных растений. Их задача - определить, какие растения им дали.

- 2 группа получает гербарий. Их задача выбрать лекарственные растения.

б) Игра «Крестики - нулики» (резерв урока)

- Ставим X , если растение встречается в Краснодарском крае, 0 - если растение не встречается на Кубани.


Осот, ягель, цикламен

Пырей, подорожник, морошка.

Клюква, зверобой, ромашка.


X

O

X


X

X

O


O

X

X




III. Заключительная часть.


1. Подведение итогов.

- Благоприятен ли наш край в географическом положении?

- Богат ли растительный мир Кубани?

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Давайте вернемся к карте. Посмотрите: там, где река Кубань впадает в Азовское море, раскинулись лиманы и плавни. Здесь растет камыш, осот, рогоз, встречаются желтые кувшинки, водяные лилии и водяной орех.

В степной части лесов почти нет, только лесополосы, посаженные людьми, чтобы преградить дорогу ветрам.

Еще раз обратите внимание на карту. Осторожно переправимся на левый берег Кубани и попадем на Закубанскую равнину. Растительность здесь почти такая же, но чем ближе горы, тем больше встречается участков, заросших кустарником, все чаще попадаются отдельные рощи, где растут дуб, черноклен, ива и тополь. Хорошо отдохнуть летом в их тени, а осенью спрятаться от дождя и ветра.

2. Рефлексия.

Давайте устроим привал и попробуем оценить нашу работу. В следующий раз пойдем в горы, где большие настоящие и густые леса. А сейчас нарисуйте схематично гору. Кто считает, что он хорошо работал на уроке, много нового узнал, поставьте свою палатку на вершину горы. Если вы считаете, что работали не в полную силу своих возможностей, что-то осталось для вас непонятным, поставьте свою палатку на склоне горы. У подножия горы поставьте свою палатку те ребята, которым на уроке было неинтересно, скучно и многое осталось непонятным. Надеюсь, что все достигли своей высоты.

3. Домашнее задание.

- Обратите внимание, какие травы растут возле вашего дома. Спросите родителей, как они называются. Нарисуйте орнамент из тех трав или листьев и ягод, которые растут возле вашего дома.

- Придумайте правила и нарисуйте эмблему по охране растений.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!