СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по культуре речи по теме: "Слово – дело великое"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по культуре речи по теме: "Слово – дело великое"»



Урок по культуре речи по теме

"Слово – дело великое"

Цель урока:

формирование знаний о речевой культуре, выяснение причин снижения ее уровня и путей ее повышения

Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость меж речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, сформировывать навыки речевого общения.


«Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает»

В борьбе идей позволительна резкость суждений, но вполне недозволительна грубость выражения.

Г. В. Плеханов


Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.

Д.С. Лихачев


Ход урока

Учитель:

Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Тема нашего сегодняшнего урока называется «Культура речи». Сегодня мы с вами должны обсудить один вопрос: "Нужно ли говорить правильно?” Вы скажете: "Да разве он существует?! С первого класса мы привыкли к его положительному решению (слова в рамочке в школьном учебнике, учительские исправления, словари, телепередачи)”. Действительно, наше общество тратит силы и средства на воспитание высокой речевой культуры у населения.

-Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи)

Что же такое культура речи?

Культура речи: 1.владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; 
2.Раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве образца. Языковая норма — это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.


Текст Д С Лихачёва .

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной им язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.  Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый  верный способ узнать человека – прислушаться к тому, что и как он говорит.  Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам – значит 
ошибаться. А вот язык человека – гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно.


-Сколько абзацев в тексте?

-О чём говорится в тексте?

-Сжато передаём то ,о чём говорится в тексте.

- Для чего нужна культура речи?.

Ответ: Культурная речь - одна из важнейших составляющих хорошего воспитания. Она формирует впечатление от человека не меньше, а то и больше, чем внешний вид.

Ответ:  Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого  этикета нет культурного человека.

Ответ: Культура речи является одним из показателей общего уровня интеллектуального развития человека.

Учитель: В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность Итак, как бы хорошо вы ни выглядели, каким бы замечательным специалистом в той или иной области ни были, без грамотного владения речью карьерных высот вам достичь не удастся. Всё дело в том, что высокообразованной человек с широким кругозором, начитанный и перспективный должен быть хорошо знаком с культурой речи.
 Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. В последнее десятилетие обнаружилась крайне низкая культура речи: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. На нас хлынула лавина ошибок – грамматических, стилистических, синтаксических... Как сказал в одном из своих последних интервью великий русский просветитель академик Д.С.Лихачев, "общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего”. Язык улицы – брань, матерные слова – теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: "Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело”.Сегодня мы не случайно начинаем разговор со слов академика Д.С. Лихачева, Образцом и самым ярким примером человека, владеющего высокой культурой речи, является академик Д.С.Лихачев, с его скромностью, предельно искренним уважением к людям (и к собеседнику, в частности), с его высочайшей общей культурой, с его пониманием и любовью к подлинным сокровищам изобразительного и музыкального искусства. Диктор Центрального телевидения И.Л. Кириллов так сказал о речи Д.С.Лихачева: "Если бы меня попросили привести пример образца русской речи, я бы, не задумываясь, назвал речь Дмитрия Сергеевича Лихачева. Она, как я часто говорю, льющаяся, свободная, рождающаяся тут же у тебя на глазах” Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Грамотно построенная речь может привлечь внимание слушателей и создать позитивное отношение к вам.

Учитель:

Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?


Я торчу от этой песни – она мне нравится.

Прикол - шутка.

Отпад – замечательно.

Тащиться – быть в восторге.

Выделываться – вести себя вызывающе.

Кент — друг

Кипиш-1) скандал

Прикол— шутка, игра—

Стукач— осведомитель

Шнырь – человек, прислуживающий другим

Сходняк — сборище воров, собрание для решения определенных вопросов, важных для воровского сообщества, совет воров

Легавые— милиционеры


Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь.


2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, приготовленная учениками.


Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

В а с я: Чао!

Д о к т о р: На что вы жалуетесь?

В а с я: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит

Д о к т о р: Температуру измеряли?

В а с я: Да я градусник вчера кокнул!

Д о к т о р: А как же лечились вчера, например?

В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело

.Д о к т о р: Да... Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить. Артур и Шуана


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

- Что значит «беречь язык»?

- От кого его беречь?

- Разве у языка есть враги?


Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань. Когда мы готовили материал к сегодняшнему разговору, то стали внимательно прислушиваться к речи окружающих. Наблюдения повергли нас в шок: степень загрязнения речи настолько велика, что создалось впечатление, будто сквернословят все вокруг, на нас просто хлынула лавина брани


Интермедия «Поговорим»


-Ты опять пару хватанул? Эх ты! То пара, то кол…

Срежешься на экзамене и выставят из школы.


Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

- Без.

-А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?


Учитель: Ребята, вам всё понятно в этом диалоге?


( Письмо директора родителям. «Уважаемые товарищи! Поскольку ваш сын опять хватанул пару, а в табеле у него то пара, то кол, он непременно срежется на экзамене, и я вынужден буду выставить его из школы!» Думаю, Вы решите, что директор, по меньшей мере, странный человек. Оказывается, важнейшую роль в нашей жизни играет выбор стиля текста, так как помимо знания стилистических норм, необходимо умение выбирать стилистические варианты, приемлемые для определенных речевых ситуаций. Вывод: Значит, наша речь, так же как и наша одежда, зависит от ситуации, в которой мы оказались.


Одним из самых распространённых слов-паразитов является «как бы». Ему даже песню посвятили:

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.


Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Мы все с вами, ребята, используем в своей речи какие-нибудь молодежные слова вроде «в натуре», «лох» или такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном, так как основное хождение он имеет, прежде всего, в криминальной среде. Подобный сленг распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» – представителей уголовного мира. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»). Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, иметь «приблатненный» вид, разговаривать на блатном жаргоне. Это происходит из желания выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем ее выражении.


Учитель: Как вы думаете, почему в среде подростков довольно часто встречается грубость в языке, грубость в манерах, неряшливый внешний вид? Отчего это происходит? (ответы)

-Почему некоторым людям нравится  вести себя именно так?

Что на самом деле стоит за грубостью речи человека? (бедность языка, мало читают, общение со взрослыми сомнительного поведения, подражание им, семейное воспитание, стремление самоутвердиться в своей среде таким образом,


Учитель: Никто, кроме современного человека, не внёс в русский язык столько “прекрасного”. Речь наших сверстников порой совершенно нельзя понять, можно составить целый словарь молодёжного сленга. Шнобель – нос, копыта – ноги, лупы – глаза, хлеборезка – рот, грабли – руки, базар – речь и так далее. Брань теперь не редкость в литературных произведениях, в публичных выступлениях, в фильмах.



Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань.. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Опасно ли распространение сквернословия? Да скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда под наркозом ругались интеллигентные люди, никогда не употреблявшие грубых слов.

А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века биолог Пётр Гаряев создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые словА

Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.


Учитель: В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,


Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Психологи утверждают, что расслабление необходимо, но расслабиться можно в танце, в музыке, в спорте, в путешествии. Человек, употребляющий в речи бранные слова, насыщает пространство негативной энергетикой, засоряет его. Окружающие, соприкоснувшись с этой энергией, могут заболеть Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Почему мы говорим не грамотно? Почему мы неправильно произносим слова? Почему используем обороты и выражения, которые засоряют нашу речь? Почему слепо стремимся говорить «модно»?.. Вопросов можно задать огромное количество, но ответ один: такая ситуация складывается по причине отсутствия речевой культуры в обществе. А как часто мы засоряем нашу речь ненужными частицами, междометиями, союзами и предлогами. Первое место занимает вездесущее «как бы»: «Я как бы сказала ему…», «купила как бы тортик», «это как бы окончание…». И получается так, что говорим о чем-то условно, ставим под сомнение свои слова. Или «хотя бы», «типа», «вроде как», «это», «вот», «короче», «ну».. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».Об этом мы поговорили с учителями нашей школы.

Учитель: Наш язык болеет. Об этом с тревогой пишут сегодня и ученые, и педагоги, и журналисты. Бурная общественная жизнь отразилась на состоянии языка. Его наполнили элементы уголовного жаргона, неуклюжие заимствования. Естественный процесс развития языка оборачивается его разрушением.

-Какие существуют правила культуры речи?

В правила культуры речи входит использование вежливых слов и оборотов, грамотное построение фраз, исключение грубой, просторечной и табуированной лексики, а также слов-паразитов: «типа», «так сказать», «в общем-то» и т. п.

Чрезмерная болтливость и многословие считаются дурным тоном. Очень важно умение выслушать собеседника, даже если то, что он говорит, вам давно известно или вы с этим не согласны. Привычка перебивать свидетельствует о плохих манерах. Если вам пришлось кого-то перебить, необходимо извиниться.

Бывает, что во время беседы два человека начинают говорить одновременно. Согласно нормам этикета, оба они должны остановиться, извиниться друг перед другом и с помощью жестов и взглядов решить, кто будет говорить первым.

К сфере культуры речи относится манера говорить, громкость и тембр голоса, язык жестов. Слишком громкий голос и повышенные тона воспринимаются окружающими как агрессия. Но и бормотать себе под нос тоже невежливо, это может быть расценено как пренебрежение к собеседнику.

Под культурой речи понимается не только знание конкретных правил, умение избегать различного рода ошибок, но и речевой этикет, уместность слов и выражений. Человек при разговоре с вами должен чувствовать себя комфортно, иначе беседа может не состояться или привести к конфликту. 

Культура речи, помимо прочих своих функций, предполагает умение слушать и слышать своего собеседника. Иногда люди забывают о том, что они ведут диалог, а не монолог, и увлекаются своими репликами и мыслями, напрочь игнорируя желания своего собеседника. Культурный человек не позволит себе такого и будет внимателен к каждой фразе своего оппонента.

Учитель:  Может, действительно, зря мы бьемся: говори только звонит, щавель и т.д. Зачем все это? Сказал же когда-то чешский писатель Ярослав Гашек: "Каждый говорит как умеет”. Так ли уж необходимо говорить правильно, т. е. соблюдать нормы литературного языка?

Противники нормы. Сначала напомним присутствующим, что такое норма, чтобы было ясно, против чего мы протестуем. Норма – это один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят обществом как единственно правильный. Так, можно по-разному произнести слово началась – началась – началась, но только последний вариант произношения принят обществом, узаконен, записан во всех словарях, является нормативным. И если я произнесу не "дискуссия началась”, а немножко иначе, меня обвинят в бескультурии, в неумении говорить по-русски, в нелюбви к родному языку.

Но почему? Ведь лингвисты сами говорят о том, что многие слова имеют варианты произношения, ударения, грамматических форм и т.п. Эти варианты существуют объективно, в системе языка, не я их придумываю. Значит, сам язык хочет разнообразия, он предлагает нам выбирать. Почему же все должны выбирать одинаково и сводить языковое разнообразие к унылой правильности? Хватит говорить хором. Каждый имеет право на свое мнение. Пусть выбирает из нескольких вариантов то, что ему лично нравится (мы все равно поймем друг друга, ведь эти варианты запрограммировал наш родной язык). Только отменив норму, мы получим не серую, лишенную индивидуальности массу, а союз ярких личностей. Мы за плюрализм в речевой практике, ведь это скучно, когда все говорят одинаково, правильно. Вспомним Пушкина (его авторитет тоже безусловен): "Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю”. Что вы на это скажете?

Учитель:

Итак, позиция противников нормы ясна: они за разнообразие.

Показ сценки "Обезьяний язык”.

Защитники нормы:

Ссылки на плюрализм и свободу выбора в вопросе о языковых нормах неуместны. Просмотренная нами сценка прекрасно доказала, что речевое единообразие — это условие нашего взаимопонимания. Оформленная по правилам, общим для всех, речь не затрудняет общения, а облегчает его. Несоблюдение нормы отвлекает от смысла, вызывает комический эффект. Это, кстати, замечательно чувствуют наши сатирики: стоит только немножко исказить слово, произнести его не так, как принято в обществе, и сразу становится смешно. Вспомните "калинарный техникум” Хазанова! Или у Жванецкого: "Тщательнёй надо, ребята!” Цивилизованный человек понимает, что живет не на необитаемом острове, а в обществе, он принимает общественные нормы как свои, чтобы облегчить свои контакты с людьми.

Противники нормы:

Ну, ладно. Может быть, вы и правы. Без единообразия речи трудно. Но почему в качестве единственного варианта должен предлагаться совсем не тот, к которому все привыкли, а какой-то искусственный, невесть откуда взятый?

Учитель:

Понятно, пришла пора сказать, откуда берется норма? Слово ее сторонникам.

Сторонники нормы

 Лингвисты не придумывают, а лишь отражают норму, которую по разным причинам устанавливает общество. Лингвисты не следуют своему вкусу или личному мнению, а опираются на объективные данные: письменные источники разных жанров, статистические сведения, записи устной речи, учет общественного мнения. Современные словари отразили бывшие ненормативные варианты как закон сегодняшнего дня, норма отразила общепринятый разговорный вариант. Кстати, норма ведь допускает не один, а два вполне равноправных варианта, и достаточно часто, вспомните знаменитый творог и творог! Так что норма демократична, она учитывает наши желания!

Учитель:

 Итак, нарушение нормы возможно, норма не догма, однако каждое отступление от нее должно быть оправданным, обусловленным специальным авторским заданием. Нет такого задания — придерживайся общих правил.. Эстетика речи состоит в её нормированности, то есть в руководстве определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности

Понятие «языковая норма»-одно из ключевых понятий в учении о правильности речи.

Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов , словосочетаний , форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.

-Знаете ли вы языковые нормы?

Орфоэпические нормы

Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка:

Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, (она) дерзка, жалюзи, квартал, диспансер, торты, каталог ,инспектор(ы/а),инженер(ы/а), директор(ы/а),отпуска, шинель, звонит, интерпретация, дефис, разы, донья.

Лексические нормы

Ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются речевые ошибки из ваших сочинений.

Исправьте ошибки, допущенные в сочинениях

Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.
2. Что можно комментировать о таком ударе?
3. Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.
4. На конференции состоялся обмен мнений.
5. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

6.В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

7.Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно.
8. Большая сила воли присуща для этого героя.
9. Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека.
10. Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.
11.Разведчик не раз побывал в тылу у врага

ПРАВИЛЬНЫЕ
1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.
2.Как можно прокомментировать такой удар?
3. Сегодня погода благоприятствует хорошему темпу лыжных гонок.
4. На конференции состоялся обмен мнениями....

5. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории

6. В своих заметках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
7. Солдаты, полные жгучей ненависти к врагу, сражались мужественно.
8. Большая сила воли присуща этому герою.
9. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека.
10. Герои этого рассказа предпочитают смерть покорности и рабству.
11. Разведчик не раз побывал в тылу врага....

Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям:

дальний родственник; еще молод и неопытен; очень умный; оказаться в глупом положении;, ничем не проймешь, все ни почем, ничто не страшно, бесследно пропасть, исчезнуть; очень мало; всем очевидно; сразу видно; избежать заслуженной кары; трудное начало.

Слова для справок:

седьмая вода на киселе, как кот наплакал, как с гуся вода, море по колено, на лбу написано, лиха беда начало, молоко на губах не обсохло, семи пядей во лбу, выйти сухим из воды, сесть в лужу, как в воду канул.


Грамматические нормы языка

  • Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.


  • Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

  • Типы морфологических ошибок(проектор)

Например, нельзя говорить: "пирожки с повидлой", т. к. существительное "повидло" не женского рода, а среднего

Нельзя говорить: "потерялся один туфель

  • т.к. существительное "туфля" женского рода.


Ставьте существительные в именительном падеже множественного числа:
Адрес ,директор ,доктор , мастер ,профессор ,шелк.
Договор, инженер ,офицер ,тренер ,шофер , месяц, торт, госпиталь.

Раскрывайте скобки:
пара (валенки, ботинки ,сапоги ,чулки, носки);
много (дела ,места, яблоки ,мандарины);
килограмм (апельсины, мандарины ,помидоры , томаты );
группа ( инженеры ,тренеры , шоферы ).

Просклоняйте числительные 749 ,

Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных:
красивый, сладкий , глубокий.


Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно:
Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.


Грамматические нормы

В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм?

1)профессора, директора, шофера

2)граммов, ампер, помидоров

3)более сильнее, красивше, ловчее

Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях.

1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами.

2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение.



  • Синтаксические ошибки. (проектор)

Несколько мальчиков удивленно переглянулось.
2. Ракета -носитель доставлена на орбиту.
3. Поезд отправился согласно расписания.
4. Она была молода и красива.
5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.
6. Когда смотришь вокруг ,складывалось впечатление ,что ты здесь уже был.


1)Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

2)Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.

3)Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать

4)Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.

5) Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских

Нормы стилистики

"За неимением красной розы жизнь моя будет разбита".

"Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита"


"За неимением красной розы жизнь моя будет разбита".



"Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита""


За неимением красной розы жизнь моя будет разбита".

"Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита"


Краткость речи


Краткость речи - устранение лишних слов, ненужных повторений, избыточных конструкций, многословия.

Ненужные повторения, многословие лишают речь силы, выразительности, ослабляют выражение мысли.

Например: "впервые познакомиться", "мы дорожим каждой минутой времени", "вернуться в апреле месяце", "десять рублей денег", "написал свою автобиографию", "отступить назад на два шага", "памятные сувениры", "поступательное движение вперед", "была свободная вакансия" (вакансия - это свободная, незанятая должность). Языковеды называют такое явление плеоназмом.


Логичность речи


Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления.

Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к непреднамеренному комизму. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность

врачу санаторно-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом".


"Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются


На базы отдыха дети без путевок не принимаются".


Богатство речи

Вот пример речи выразительной, эмоциональной:

"Хотя Ниловне только сорок лет, она считает себя старухой.

Она почувствовала себя старой, не пережив по-настоящему

ни детства,

ни юности, не испытав радости "узнавания" мира. Горький рисует

её портрет

Ниловны так, что в нем преобладают печальные, серые тона:

"Была она высокая,

немного сутулая, её тело, разбитое долгой работой и побоями

мужа, двигалось

бесшумно и как-то боком... Над правой бровью был глубокий шрам...

Вся она была

мягкая, печальная и покорная". Удивление и страх - вот что

постоянно выражало

лицо этой женщины. Печальный образ матери не может нас

оставить безучастными..."


Учитель: Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Это наше зеркало и пусть оно не будет грязным. Для того, что бы наша речь была красивой и звучной, мы должны с Вами учиться применять как можно больше художественно-изобразительных средств. Нас окружают разнообразные звуки: мы слышим шум ветра, стук дождевых капель, гул от пролетающего самолета, шум проезжающего транспорта, шелест листьев, завывание вьюги. Поэты стремятся отразить это разнообразие звуков, используя особенности звукового строя нашего языка, создавая в художественных произведениях звуковые образы. Определенный подбор слов, передающих это звучание, называют звукописью.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

 

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад,

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят и чернят.

Слова способны выразить все многообразие наших эмоций, настроений, нашего отношения к людям, вещам, событиям.

Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать словарный  запас, обогащать речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. Этому поможет вдумчивое чтение литературных произведений, причем наилучшим вариантом будет классика,  знакомство со словарями синонимов, антонимов, со сборниками пословиц, поговорок, крылатых  выражений

Слова Ивана Сергеевича Тургенева сегодня актуальны как никогда: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..” Помните слова И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»



Приложение 1




1)Расставьте ударение в словах.


1)Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, (она) дерзка, жалюзи, квартал, диспансер, торты, каталог ,инспектор(ы/а),инженер(ы/а), директор(ы/а),отпуска, шинель, звонит, интерпретация, дефис, разы, донья.


2) Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям: (пронумеруйте)

дальний родственник; еще молод и неопытен; очень умный; оказаться в глупом положении;, ничем не проймешь, все ни почем, ничто не страшно, бесследно пропасть, исчезнуть; очень мало; всем очевидно; сразу видно; избежать заслуженной кары; трудное начало.

Слова для справок: седьмая вода на киселе, как кот наплакал, как с гуся вода, море по колено, на лбу написано, лиха беда начало, молоко на губах не обсохло, семи пядей во лбу, выйти сухим из воды, сесть в лужу, как в воду канул.

3)Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова , запишите это слово правильно:


Директора школ , контейнера на погрузке, пять килограмм , в снегу , тысячи башкир , много народа , множество грузинов ,все шофера , две пары носков ,моя туфля, несколько мандарин , много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом , откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.


4)В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм?

1)профессора, директора, шофера 2)граммов, ампер, помидоров 3)более сильнее, красившее, ловчее

Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях.

1).Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами.

2).Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение.

5) Исправьте ошибки, связанные с деепричастным оборотом.

1)Подъезжая к станции и глядя на природу в окно,.

2)Слушая музыку Моцарта,

3)Едва научившись ходить,

5) Живя в монастыре,

6) Взобравшись на крышу сарая,.

6)Вставьте пропущенные буквы

Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.








Приложение 2



« Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает». Д.С. Лихачев

Советы Дейла Карнеги

О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию.

Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы.  Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится. На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Пытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто полна романтики.

Будьте точными при  выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д. Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

Не говорите плохих слов сами.

Не копируйте других.

Не говорите как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.

Помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык!

Почаще прислушивайтесь к своей речи, мысленно пытайтесь быстро скорректировать сказанное, постарайтесь обогащать свою речь только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух окружающих. И о вас никогда не скажут: Он хам! Невежа! И вам никогда не будет стыдно за сказанное.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!