СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе "Нравственные уроки повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок посвящен проблеме нравственности, углубленному знакомству с героями повести "В дурном обществе". На уроке дети работают творчески: составляют синквейн, разгадывают кроссворд, работают со словарем. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Нравственные уроки повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"»

Ход урока: слайд1





лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо

холодного камня.

В.Г. Короленко

Ребята, у нас на сегодняшнем уроке гости . повернулись на всех посмотрели , мы

не сттесняемся и начинаем работать



Слайд2

- Дети, мы продолжаем с вами искать правду, истину и справедливость, в которую верил писатель.

Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе».

и сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете содержание повести:

Чей портрет описывает автор в повести?

  • « Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные и курчавые волосы лохматились над черными и задумчивыми глазами». (Валек)

  • « …Роста он был невысокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных … несчастий, крупные черты лица были грубо выразительны. Глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность и недюжинный ум». (Тыбурций)

  • « На ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту…» (Соня)

  • « Грязное личико, обрамленное белокурыми волосами, сверкавшими на меня детски-любопытными голубыми глазами». (Маруся)

  • « Он отворачивался от меня с досадою и болью. Он чувствовал, что не имеет на меня ни малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена.» (Отец. Судья)

4 Дети ,скажите, легко было определить по портрету – героя, если читали произведение? ( )

Учитель:

Да, в создании портрета автор достигает большого мастерства. Мы сразу представляем себе не только внешность героя, но и его характер, его душевные переживания, а также отношение писателя к своему герою.





Сейчас мы с вами побудем в образе экспертов и попробуем описать человека, каким он был и какую жизнь прожил. А человеком этим является Владимир Галактионович Короленко. (Презентация. Слайд 3)

5 Как изобразил художник писателя ?

(Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

Учитель

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. Характер труженика, борца, человека, готового поделиться последним с теми, кто в этом нуждается, восхищал его современников. В день 65-летнего юбилея писателя художник И.Е Репин, создавший его замечательный портрет, который мы только что рассматривали, прислал ему поздравительную телеграмму: "Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь” Вот так высоко оценил писателя великий русский художник, и в этой оценке не только преклонение перед личностью писателя, но и восхищение его произведениями, в которых бьется большое доброе сердце человека, гражданина, всегда полное сострадания к несчастным.

Поэтому и родилось произведение «В дурном обществе», т. к. писатель всегда выступал на стороне тех, кто несчастен.



Тема нашего урока: «Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».


Ребята, вы прочитали произведение и как вы думаете ,что мы с вами должны сделать на уроке? Чем мы будем заниматься? ( Я думаю ,что мы должны проанализировать повесть и узнать побольше о героях ,о поступках, о том, как они ведут себя в разных жизненных ситуациях)


Учитель

На образах героев мы должны поговорить о нравственности . Давайте уточним значение слова нравственность?


Слайд 4

Словарная работа

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

Дети, слова: сочувствие, сострадание, милосердие-все они составляющие нравственности

Валек и Маруся.

Слайд 5

6 Каким увидел Вася Валека в первый раз? Чтение отрывка.

а) Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю? (Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека». )



8 Работа по учебнику Слайд 6

а).Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. (Стр 27)

Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»

Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

( эпитеты- крошечное создание , белокурые волосы;

сравнение -…как былинка,…как головка полевого колокольчика)

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами- крошечное, ножками и т.д.

б).О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (показывают любовь, сострадание, жалость).

Слайд 7

в).Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».

Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

Подведем итог нашим наблюдениям.

г).Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь?»(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях могут жить дети)

д). Когда раскрылась мальчику эта загадка?(Когда он попал в подземелье)

е).Обратим внимание на описание подземелья (стр 32) .

ж).Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?(ужасное, невиданное зрелище)

з). Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.(Воруют)



а)Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя.

б) Что понял Вася? (Люди не всегда совершают плохие поступки потому что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости,верностии и человеческой любви)



Стала ли его любовь к друзьям меньше? Нет

г) Как решил для себя эти проблемы Вася? (Он научился сострадать, сочувствовать и т.д.)

д) Почему их называют проблемами нравственного выбора? У Васи был выбор, но он поступил так, как велело его сердце.

Слайд 8 9. Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. таблица на экране . Посмотрим на заголовок Серый камень и подберем слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием. Дети называют

Серый камень

Человеческое сердце

Голод,холод,боль,страх и т.д.

Доброта, чуткость, сочувствие и т.д.



Удалось ли автору доказать, что серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества?(Да)

Серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжаем работу по заполнению таблицы. Посмотрите на правую колонку «человеческое сердце» и назовите слова, которые вы связываете с этим понятием. Дети называют

Вывод: если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

Слайд9


10 Давайте сопоставим наши наблюдения со словами эпиграфа: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». (В. Г. Короленко.)



«Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести



Как вы думаете почему?

Говорят дети (У Васи был выбор быть равнодушным по отношению к детям или поступить так как велит ему его сердце быть добрым ,отзывчивым )



Вывод
Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах.

Работа в тетрадях

  • Творческая работа (составление синквейна по вариантам)


1 вариант 2 вариант

Вася Маруся

Добрый, понимающий Грустная, худенькая

Помогает, страдает, угощает Болеет, плачет, голодает

Приносит детям яблоки Камень высасывает жизнь

Милосердие Нищета





12. Слайд 10

А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

  • Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

  • Должность отца Васи. (Судья.)

  • Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

  • Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

  • Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

  • Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)

  • Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

  • Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

Слайд 11


Учащиеся читают ключевое слово гуманизм и подбирают синонимы: гуманность,человечность ,человеколюбие



Итак ,мы с вами продолжаем работу .



Слайд12

И попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

а). На что обратит внимание впервые попавший туда человек?(В глаза бросается тюрьма ,лучшее архитектурное украшение города)

б).Как описывает автор городок ,в котором происходит действие рассказа? стр. 13

(“Сонные, заплесневевшие пруды”, “серые заборы”, “подслеповатые, ушедшие в землю хатки” — всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести.


«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня»,-_ сказал Вася.

Дети, на парте у вас карточки с материалом о Тыбурции,познакомьтесь с ним и ответьте на вопрос.

Как Вася относился к Тыбурцию до знакомства с ним и как складывались отношения Васи и Тыбурция после знакомства ?

Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция

Вася и отец.

а).Каким мы видим Васю в начале повести?

(чтение 1 абзаца)

Вывод учителя .

(Герой Короленко мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери, теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле»,- _говорит Вася

б) Ребята, а кто для вас самый близкий человек?

(Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми).

в) А как относятся к Васи дома?

Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе от того, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына “с досадой и болью”.

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением». Почему мальчик вёл такой образ жизни?

Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”.

д).Как и когда изменилось мнение Васи об отце?

Прочитайте разговор Валека и Васи (гл 4, высказывание Тыбурция о судье. Стр30

Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.



б)Как изменилось отношение отца к сыну после того когда отец поговорил с Тыбурцием?

Вывод учителя:

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”.

в).Как вы понимаете слова Васи: «И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына»? Ответ

Слайд13-14

16. Я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин знаменитого художника Перова, который жил и творил в то же время, что и писатель. Всмотритесь в картины «Тройка», «Спящие дети » и скажите, что объединяет повесть «Дети подземелья» и эти произведения? Можем ли мы сказать, что писатель и художник говорят нам об одном и том же? Да . О чем ? (о тяжелой доле детей)

а).Какие чувства вызывают у вас эти дети? (СОСТРАДАНИЕ)

Учитель

17 Дети , в этом произведении есть и светлые тона.

Попробуем их увидеть. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья.

Слайд 15

а) Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».

б)Как вы понимаете эти слова?(нужно жить по закону совести , проявлять сочувствие, милосердие)

в) Какими качествами должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает


д).А Вася наделён этими качествами?

Посмотрите, как тесно между собою связаны эти качества!

Учитель

Мы не можем быть милосердными без сострадания , любви без самопожертвования не бывает.

е) Каким мы видим героя до встречи с ребятами? ( его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома.)

ж) А каким Вася стал в конце произведения? (после встречи с ними Вася проявляет лучшие свои качества, а главное, он понимает, что рядом с ним близкие, любящие его люди)

Слайд 16

18. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

(Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнаёт , что не все живут хорошо , что есть бедность и горе ,научится сострадать им и жалеть их.

Учитель б)Можно ли согласиться с тем, что Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. ( Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким. Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. )

в).Докажите, что жизнь Васи изменилась, давайте мы с вами прочитаем отрывок " На могиле Маруси"

Слайд 17

Чтение отрывка «На могиле Маруси»: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности. Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

а)Что же изменилось? (Он вместе со своими близкими; ему спокойно, хорошо)

г).Вспомните отца Васи, каким было сердце у него в начале произведения? (оно очерствело от горя)

д) Каким стало в конце произведения?(Он нежно гладил Васю по голове ,он понял , что его сын не бродяга, а добрый отзывчивый мальчик)

Т.е. урок из этой истории вынес не только Вася, но и отец.


20. Учитель подводит итог. Слайд18

Слово учителя

Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям. История, рассказанная Короленко,- урок милосердия и любви к людям.



Слайд 19

21. Рефлексия:
- Чему же учит это произведение? (сочувствию, состраданию).
- Изменится ли что-то в вашей жизни после сегодняшнего урока?

Будете ли вы презрительно относиться к бедным, обездоленным?

22. Выставление оценок за урок.

Слайд 20
23. Домашнее задание:
1. Подготовить рассказ от 1 лица: «Моя жизнь, моя семья, о чем я мечтаю» (от лица Валека, Тыбурция, Васи или Маруси).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!