Актуализация знаний | В начале урока проверим домашнее задание. Что вам было задано? Выйдет к доске 6 человек и прочтет выразительно стихотворение. Учебник страница51-53 Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое, и очутиться на Рязанской земле. Слайд. Представьте, что мы выходим на крутой берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь 21 сентября 1895 года родился человек, который сделал это село известным во всем мире. С этим поэтом мы познакомились во 2-ом классе, когда изучали стихотворения “Поет зима – аукает…”, “Береза”-«Белая береза Под моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. ». Как вы думаете, творчеству какого поэта будет посвящен наш урок? Да, на этом уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Сергея Есенина .Отгадайте загадку и узнаете, как называется его стихотворение. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. Правильно. Черемуха. Какая тема урока Цель урока | Выразительно прочитать стихотворение. Сергею Есенину Черемуха С.Е. Есенин «Черемуха» Ознакомиться с творчеством С.Е. Есенин | К: задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Изучение нового материал | Ребята, вы видели цветущую черемуху? Вспомните, какая она? А теперь посмотрите на изображение цветущей черемухи. Слайд. Как думаете у нас в Мурманске растет черемуха? Черёмуха - обитатель лиственных лесов, зарослей кустов.Небольшие, душистые белые цветки собраны в поникшие кисти.Время распускания листьев черемухи считается началом весны; Закроем глаза. Перенесемся в 1915 год.. И вот из избы выбегает голубоглазый юноша. Вдруг в его взору открывается чудо: черемуха, еще вчера дремавшая, сегодня пробудилась и стоит во всей красе. Как вы думаете, какие мысли, чувства, могли возникнуть у Сергея Есенина? И как у истинного поэта в душе его родились стихи. Находясь в таком восторженном состоянии, переживая чувство восхищения увиденным, какое стихотворение мог написать С. Есенин? Чтобы настроиться на работу, мы с вами немного пофантазируем. Представляем черемуху. Какая она? Подберите сравнения: Черемуха душистая, как … белая, будто… кудрявая, словно… Какой весной ручеек? Подберите сравнения: Ручеек звонкий, как… прозрачный, будто… Представьте, пришла весна. На деревьях распустились новенькие, молоденькие листочки. Вспомните, какие они? Зелень (какая?)… А вы видели росу? Роса (какая?)… У С. Есенина зелень и роса совсем необычные. Прочитав стихотворение, мы узнаем черемуху, какая еще бывает роса, зелень. Прослушивание звукозаписи стихотворение под звуки музыки. Что присутствует?Какие звуки услышали? Что запомнилось больше всего? Что вас особенно поразило? Откройте учебник и прочитайте стихотворение. Что бы вы нарисовали к стихотворению? Какое время года описывается в стихотворении? Докажите это. Найдите в тексте слова, словосочетания, передающие оживающую, просыпающуюся природу Какие цвета преобладают в стихотворении? Какое настроение они создают? А теперь еще раз обратимся к тексту. Прочитайте 1-ое четверостишие. О ком так пишет автор? С кем же можно сравнить черемуху? Какое слово помогает не только увидеть, но и почувствовать картину, нарисованную поэтом? Подберите к слову “душистая” слова, близкие по значению. Подберите к слову “кудри” слова, близкие по значению Найдите в тексте, что сделала черемуха? Почему автор называет ветки “золотистыми”? Откуда этот цвет? С какой интонацией мы будем читать эти строки? Правильно. | Да Да Восторг, восхищение, радость Радостное, светлое Как одуванчик Будто Словно кудри на ветвях Журчит, струится, течет, звенит, сверкает на солнце.) Как колокольчик Будто роса Зеленоватая Да Прозрачная Звук ручейка Само стихотворение Черемуху, солнце Весна С весною расцвела, проталинки Золотистый, серебристый Душистая, кудри завила О черемухе С девушкой, невестой Душистая Пахучая, благоухающая, ароматная Волнистые ветви С весною расцвела От солнца, от цветочных тычинок Восхищенно. | П: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета |
Закрепление изученного | Прочитайте следующие четыре строки. Какое слово использует С. Есенин для описания росы? Вслушайтесь в это слово. От какого слова оно произошло? А мед, какой? Значит и роса на коре черемухи тоже липкая и тягучая. Какие слова подтверждают это? Как вы понимаете это слово? Откуда же на коре дерева медвяная роса? Когда она появляется? Какое слово выбрал Есенин для описания зелени? Почему? Почему зелень в серебре? Вывод. Итак, С. Есенин описывает черемуху, которая только распустилась. Совсем маленькие листочки, еще мокрые, невысохшие от сока, сияют в серебре. Зелени еще совсем мало. Значит, с какой интонацией будем читать 2-ое четверостишие? Найдите в тексте еще строки, описывающие черемуху. Прочитайте. Какая прическа была у черемухи в начале стихотворения? А какой внешний вид имеет черемуха в этом четверостишье? Почему? Какая теперь зелень? Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что вы видите? С какой интонацией будем читать это четверостишье? Какой еще образ, кроме черемухи присутствует в стихотворении? Найдите описание ручья. Какое слово говорит о размере ручья? Где он бежит? Какой ручей по цвету? Почему? Найдите слова, передающие действие ручья? Как понимаете слово “струится”? Подберите, близкое по значению Как выдумаете, такой маленький, робкий, нежный, совсем еще юный ручеек какие по силе звуки может издавать? С какой же интонацией будем читать это четверостишье? Есть ли еще строки о ручье? Прочитайте. Найдите слова, показывающие действие ручья. Сравните, что он делал до этого? Изменился ручей? Да, у нашего ручейка появилась сила. Какое еще слово подтверждает, что ручей изменился? Волна какая? Каким же здесь изображен ручей? Кого вам напоминает ручей? С какой интонацией будем читать эти строки? Внимание! Конкурс на лучшего чтеца по группам. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение. Оценочные суждения. | Медвяная Мед Липкий, тягучий. Сползает Медленно тянется Когда лопаются почки Пряная Пряный – это горьковатый, ароматный по запаху и вкусуБлестит от росы Восхищенно! Кудри завила Развесившись стоит Сначала листья были не совсем распустившиеся, а теперь стали больше, тяжелее. Золотистая, на солнышке горит На первом рисунке – пробуждающаяся черемуха, а на втором – черемуха в полном цвете Восхищенно Ручей. Маленький В траве между корней Серебряный Он переливается на солнце, прозрачный, пронизан солнечными лучами Бежит, струится Льется, течет Тихие, спокойные, робкие Нежно, спокойно, немного робко Обдает волной Бежал, струился Да, была струйка, а стала волна Гремучая. По силе – сильный, по звуку – шумный, громкий. По характеру – настойчивый. Он обдает ветви черемухи, как бы заставляя гордую красавицу обратить на себя внимание. Юношу Настойчиво, дерзко | Р: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Итог с рефлексией | Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? Почему Есенин писал стихи о русской природе? Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? Самооценка. Оценивание своей работы с точки зрения усвоения новой информации: узнал много интересного и многое запомнил узнал многое, но не все запомнил узнал мало и мало, что запомнил, нужно еще повторить Я надеюсь, урок вам запомнился и вам еще захочется прочитать и другие стихотворения С. Есенина и через них открыть и понять самого поэта. | Любовь к родному краю, к природе Еще ее надо беречь и охранять. | Л: организовывать рефлексию собственной учебной деятельности |