Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ЗернПК)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока литературного чтения,
проведённого «24» апреля 2023 года в 1 «А» классе МБОУ СОШ №17 с. Крученая Балка
в процессе прохождения ПМ.01 Преподавание по программам НОО
студенткой 4 «А» группы
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Григорьевой Елизаветой Андреевной
Зерноград,
2023
Класс 1 «А», предмет литературное чтение
Тема: М. Пляцковский «Помощник».
Цель: формирование умений выделять главную мысль прочитанного текста и сравнивать её с пословицей.
Задачи урока: Дидактические: - актуализировать знания о жанрах фольклора; - содействовать усвоению знаний определять последовательность событий в произведении; - формировать умения у обучающихся читать произведение с правильной интонацией, а также по ролям. |
Развивающие: - способствовать развитию устной речи с использованием литературных понятий; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. |
Воспитательные: - воспитывать интерес к истории своей страны; - способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ. |
Планируемые результаты урока:
Предметные | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; — различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; |
Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Познавательные: П1: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали); Регулятивные: Р1: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; Р2: — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Коммуникативные: К1: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; К2: — проявлять уважительное отношение к собеседнику |
Личностные | Л1: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; Л2: — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; Л3: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. |
Результаты сформулированы в ФГОС НОО, программе дисциплины, методическом пособии и т.д. (не в поурочных разработках!!)
Межпредметные связи: окружающий мир
Оснащение урока:
- дидактические средства: учебник литературного чтения, карточки для самостоятельной работы, наглядный материал для речевой разминки.
- интерактивное/электронное оборудование: презентация.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Формы контроля: самоконтроль, контроль учителем.
ХОД УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Пред- Метные | Мета-пред-метные | Личностные |
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) | Задача этапа: - способствовать развитию устной речи с использованием литературных понятий; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. - воспитывать интерес к истории своей страны; - способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ. | Беседа Выстраивание игрового сюжета | Приветствует обучающихся. Предлагает отправиться в древнюю Русь и узнать, как жил народ на Руси. | Приветствуют учителя | | К2 | Л1 |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | Задача этапа: - актуализировать знания о жанрах фольклора; - формировать умения у обучающихся читать произведение по ролям. | Беседа Игровой метод Временная работа в группах Речевая разминка Демонстрация Объяснение Работа с учебником Чтение по ролям | Обращает внимание, чтобы отправиться в древнюю Русь необходимо закрепить ранее изученный материал, в игре «Викторина по жанрам устного народного творчества», предлагает объединиться в 3 группы по рядам. Ведёт подсчёт верных ответов. Организует речевую разминку. Предлагает отправиться в путь по «звёздной дороге», прочитав получившиеся слоги. Организует проверку домашнего задания по произведению К. Чуковского «Телефон». Организует чтение по ролям. | Отвечают на вопросы викторины Выполняют речевую разминку Читают произведение по ролям | — различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; | К1 К2 | Л1 |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 3.1. Целеполагание | Задача этапа: - способствовать развитию устной речи с использованием литературных понятий; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. | Беседа, рассказ Демонстрация Объяснение Иллюстрация Беседа | Организует беседу о значение труда и помощи народа Руси, предлагает обратить внимание на пословицы и поговорки. Организует работу с ними. Предлагает узнать какое произведение сегодня прочитают на уроке. Для этого предлагает отгадать ребус, заранее поясняя, как правильно его отгадывать. Предлагает определить тему урока, прочитав её, а также поставить цель урока, дополнив предложение. | Слушают учителя Высказывают своё мнение Разгадывают ребус Определяют тему урока, цель. | | К1 К2 | Л2 |
3.2. Открытие нового знания. | Задача этапа: - способствовать развитию устной речи с использованием литературных понятий; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. - воспитывать интерес к истории своей страны; - способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ. | Рассказ, демонстрация Работа с учебником Рассказ, иллюстрация | Рассказывает обучающимся краткую биографию Михаила Пляцковского. Отмечает, что Михаилу Пляцковскому очень нравилось читать произведения устного народного творчества, он интересовался историей своего народа и создавал великое множество произведений о жизни народа Руси. Организует разминку для глаз. Организует знакомство с произведением «Помощник», прочитав его. Организует словарную работу. Организует рассказ о том, как строили дома на Руси, насколько русский народ трудолюбив и никогда не отказывал в помощи. | Слушают учителя Выполняют разминку для глаз Слушают учителя | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; | К1 К2 | Л3. |
3.3. Первичное закрепление | Задача этапа: формировать умения у обучающихся читать произведение с правильной интонацией, | Чтение по цепочке Выборочное чтение | Организует чтение по цепочке. Предлагает определить главную мысль произведения. Предлагает вспомнить русскую народную сказку о труде и помощи и сравнить их Организует работу с характеристикой героев из текста. Организует выборочное чтение произведения. Организует физ.минутку | Читают по цепочке Характеризуют героев произведения Читают произведение Выполняют физ.минутку | — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; | П1 К1 К2 | Л2 |
3.4. Самостоятельная работ а | Задача этапа: - содействовать усвоению знаний определять последовательность событий в произведении; | Упражнение Самопроверка | Предлагает самостоятельно, расставить хронологию событий на карточке. Организует самопроверку по эталону. | Выполняют задание самостоятельно Проверяют свою работу | | Р1 Р2 | |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Задача этапа: - способствовать развитию устной речи с использованием литературных понятий; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. - воспитывать интерес к истории своей страны; - способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ. | Беседа Демонстрация, объяснение, беседа Диалог | Заостряет внимание, что народ Руси очень любил труд и создал пословицы и поговорки. Организует работу с пословицами и поговорками. Организует работу с вопросами из учебника по прочитанному произведению. Предлагает вспомнить ослик и заяц относятся к домашним или к диким животным. | Работают с пословицами и поговорками Отвечают на вопросы учебника | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; | К1 К2 | Л1 Л2 Л3 |
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Задача этапа: - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать | Самооценка | Организует самооценку деятельности с помощью звёзд. | Оценивают свою деятельность | | Р1 К1 К2 | |
Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в древнюю Русь, и узнать, как жил наш народ
Актуализация опорных знаний
-Но чтобы отправиться нам с вами, нам необходимо вспомнить жанры устного народного творчества в игре-викторине.
1. Что не относится к жанрам фольклора? Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, загадки, дразнилки, песни, небылицы. 2. Посмотри на главных героев сказок. Назови русские народные сказки, в которых встречаются эти герои. кот, петух, лиса лягушка, мышка, медведь, волк… курочка, бабушка и дедушка 3. Собери пословицы: Сделал дело – Кто не работает – | тот не ест гуляй смело | | Повести, стихи и рассказы Кот, петух и лиса; Теремок; Курочка Ряба Сделал дело – гуляй смело Кто не работает – то не ест |
- Отличная работа!
2.1. Целеполагание
- Ребята, чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать ребус.
- Что у вас получилось? Верно, помощник
- А кто такой помощник?
- Я с вами полностью согласна, помощник — это тот человек, который помогает что-то сделать, выполнить.
- А можете ли вы назвать себя помощниками?
- А знали ли вы, что наши предки очень любили трудиться, замечали ли вы, что в сказках нашего народа часто рассказывается о труде. Как вы думаете почему?
- Да, ребята, оказывается, что труд для человека ценен ещё с далёких времён, ведь благодаря труду мы с вами имеем то, что у нас с вами сейчас есть. Ведь, без труда не было б и стола, за которым мы сидим.
- Посмотрите внимательно на пословицы из нашей викторины, о чём они?
- Верно, о труде, как вы понимаете первую пословицу? А вторую?
- Итак, определим тему урока, прочитав её с верху вниз.
- Ребята, мы с вами читаем различные произведения и все они имеют главную мысль. Знаете ли вы что такое главная мысль?
- Итак, я предлагаю вам поставить цель нашего урока (узнать, что такое главная мысли и научиться её определять)
2.2. Открытие нового знания
- Мы с вами уже узнали, что познакомимся с произведением «Помощник», но чтобы начать работу над произведение нам с вами необходимо узнать кто же написал его.
- Михаил Спартакович родился на Донбассе в Рыково 2 ноября 1935 года. Он рано остался без отца его мать была вынуждена воспитывать сына одна. Во время Великой Отечественной семье пришлось особенно тяжело. Мать с сыном были вынуждены бежать от немецкой оккупации, жить вдали от родного дома, терпеть голод и лишения. Интересно, что трудное детство никак не отразилось на характере будущего поэта песенника. Позже все, кто знал Михаила Пляцковского, говорили о нём, как о невероятно добродушном, оптимистичном и добром человеке. Благодаря стихам Пляцковского, наша страна услышала множество заводных и лиричных, смешных и патриотических, неизменно прекрасных мелодий. Он автор текстов к таким широко известным песням, как «Чему учат в школе», песня кота Леопольда «Если добрый ты».
- Ребята, М.С. Пляцковский очень любил творчество нашего народа, из викторины мы с вами их уже вспомнили, это пестушки, сказки, песенки.
- Откройте учебники. Поставьте палец на начало произведения. Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно следите за мной.
Организует работу с произведением «Помощник»
- О чём же это произведение?
- Верно, о труде и друзьях. А что же строил кролик?
- Да, дом. А как вы думаете какие дома были раньше?
- Я предлагаю вам узнать, как же строили дома на Руси.
Оказывается, что перед началом строительства долго искали место для будущей избы, тщательно выбирали самые крепкие деревья, а также до мелочей продумывали облик жилища. Избы чаще всего делались из ели, сосны и лиственницы. Они хорошо укладывались в сруб, могли подолгу сохранять тепло и не прогнивали.
Заготовка материала начиналась в середине зимы. В это время древесина была самой прочной. Сруб готовили в марте и выстаивали на протяжении нескольких месяцев (а порой и нескольких лет), чтобы он дал усадку. За это время подбирали место для избы: сухое, светлое и чистое. А позже закладывая фундамент, рыли траншеи и клали в них каменные валуны. Поверье гласило: положи в каждый уголок фундамента клок овечьей шерсти и горсть зерна – и в доме всегда будут тепло и достаток.
Первичное закрепление
- Прочитаем произведение по цепочке.
- Определим главную мысль текста. О чём эта сказка?
- Да, о том, что помощь важна.
- Как вы считаете какая помощь должна быть? Должны ли мы помогать за что-то?
- То есть помощь должна бескорыстной, за неё не должны платить.
- А хотели бы вы дружить с осликом? Почему?
- Ребята, такую дружбу как у ослика и кролика высмеивал наш русский народ, давайте посмотрим, как он это отражал в пословицах и поговорках.
Плохой друг — что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный — не найдёшь. Друг познаётся в беде |
- Как вы понимаете первую пословицу?
- Да, что плохой друг с нами пока нет беды, а когда появляется у нас беда друга рядом нет.
- О чём же говорит вторая пословица?
- Да, хороший друг придёт вас выручать из беды и никогда не оставит.
Физ.минутка
Самостоятельная работа
- Ребята, я предлагаю вам с помощью учебника, самостоятельно выполнить задание на карточке
- Проверьте себя по эталону на доске.
- Поднимите руку у кого допущены ошибки?
- Прочитаем произведение ещё раз, выделив действия иллюстрации.
3.5 Повторение и включение в систему знаний
- Какую цель мы ставили? Достигли ли мы её?
- Посмотрите на пословицы и поговорки, которые придумал наш народ. Читая их, можно понять, что любил наш народ, чем он восхищался?
Без труда не выловишь и рыбку из пруда Солнце красит землю, а человека труд. |
- Да он любил труд.
- А какую пословицу мы можем отнести к прочитанному произведению?
4. Рефлексия
- Оцените свою деятельность с помощью звёзд. Поднимите жёлтую звезду если вам было легко на уроке, вы со всем справились, красную – если были трудности.