СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 4 классе»

Литературное чтение

4 класс

Тема: Введение. Знакомство с учебником

Цели: познакомить с новым учебником литературного чтения, с его содержанием, системой условных обозначений, словарем, с обращением авторов; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.

Планируемые результаты: предметные: знание и умения назы­вать элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориенти­роваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные: Р — формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ научно-познавательного тек­ста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), вы­ставка любимых книг учащихся, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из ее букв составлены название учебника, фа­милии писателей).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Вариативное чтение

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

Книжки лежат у меня под кроватью,

В ванной, в комоде, на маминых платьях,

Книжки в буфете и книжки в прихожей —

Куча историй, ни капли не схожих!

Сотни сюжетов — красивых и разных –

Сказок и басен, стихов и рассказов...

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

С. Лопатина

—  Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

-  Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией раздражения, восхищения, утвердительно, весело).

-  Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

-  Какие книги вы прочитали на каникулах? (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение

-  А сейчас прочитаем выразительно стихотворение.

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог –

Всегда бывает нужен мне и вам...

Через века ко мне дошел ваш голос,

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

В. Рождественский

—  Что хотел сказать нам автор? (Ответы детей.)

—  Вы давно знаете все буквы и уже много книг успели про­читать. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уро­ках? (Мало просто уметь читать, надо понимать, о чем

читаешь.)

—  Определите тему и цели нашего первого урока.

III. Работа по теме урока

—  Мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, собрав рассы­павшиеся буквы.

ЕИЧНТЕ ОАНРТУЕРТИЕЛ

—  Что у вас получилось? (Литературное чтение.)

—  Совершенно верно. Так называется наш учебник. Вспо­мните, чему мы учились в 1—3 классах. Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей.)

—  У вас на столах лежат учебники. Нравятся ли они вам? Чем? (Да, они новые, красочные и, скорее всего, интересные.)

—  Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

—  Назовите авторов учебника. На каких страницах учебни­ка они указаны? (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Го­лованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Авторы ука­заны на обороте титульного листа и на концевой полосе учебника.)

—  Возьмите учебник в руки и полистайте. Обратите внима­ние на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Ху­дожники, работавшие над книгой, стремились показать кра­соту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. На страницах учебника изображены герои литературных произведений.)

—  Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей.)

—  Что изображено на обложке первой части учебника и по­чему? (Новый учебник проведет нас по литературной стране от самых первых рукописных книг до произведений современ­ных писателей, как российских, так и зарубежных.)

—  Вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их. (Обложка или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, ил­люстрации, содержание, концевая полоса.)

—  Определите назначение каждого элемента.

—  Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

—  А какие разделы указаны в содержании первой части учеб­ника? Прочитайте. («Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», сказки».)

-  Вспомните, какие произведения поэтов данного учебника мы читали в прошлые годы детей.)

-  Проанализируйте условные обозначения, них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, работаем в рабочей тетради, задание повышенной сложности.)

-  В каких случаях необходимо пользоваться в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен во второй — на с. 218.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина

-  Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН ЕВЮЧТЕТ УПКИНШ ШПИРНИВ

-  Угадайте верное название произведения, зная его автора.

•   Ш. Перро «Синяя бейсболка». («Красная шапочка»)

•   Русская народная сказка «Квадратик». («Колобок»)

•   Г.Х. Андерсен «Ручные утята». («Дикие лебеди»)

•   К. Чуковский «Подаренная луна». («Краденое солнце»)

-  Отгадайте загадки-шутки.

•   Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос)

•   Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то  не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

•   Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену.(Ветер)

•   Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

VI. Рефлексия

-  Закончите предложения.

•  Сегодня на уроке я узнал...

•  На этом уроке я похвалил бы себя за...

•  После урока мне захотелось...

•  Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

—  Как называется учебник, который мы будем изучать на уро­ках чтения?

-  Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести наиболее понравившуюся книгу из прочитанных летом.