СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе "Исторические песни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока познакомить учащихся с жанром исторические песни. В уроке применяются новые технологии в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Исторические песни"»

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои. Циклы исторических песен.


Цель:

Познакомиться с жанром исторических песен; научиться отличать исторические песни от былин.

Ход урока

I. Организационный этап

Создание коллаборативной среды. Тренинг «Поздороваемся».

Объединение в группы.

II. Актуализация

Беседа по вопросам.

- Ребята, давайте вспомним, какие произведения устного народного творчества называются былинами?

- Назовите два основных вида (цикла) былин.

- Перечислите основные отличительные признаки былины.

- Какие былины вы прочитали?

- Чем они понравились вам?


III. Формирование новых понятий и способов действия.

  1. Слово учителя.

- Сегодня мы продолжим разговор о произведениях устного народного творчества. Речь пойдет о новом для вас жанре фольклора, родственном былине – об исторической песне. Термин «историческая песня» не народный. Он введен в литературу учеными. В народе эти произведения называют просто «песня» или «старинка».

Предметом изображения в исторических песнях были действительные события или отдельные эпизоды из жизни исторических личностей. Первые исторические песни еще похожи на былины своей формой. Однако в них уже видны особенности жанра: близость содержания к конкретным историческим событиям; изображение в качестве героев действительно живших людей, не наделенных преувеличенной физической силой или волшебными свойствами. Постепенно исторические песни все больше отходят от традиционной былинной поэтики. Песни о Пугачеве, Разине, Петре I и другие, более поздние произведения уже далеки от былин. Историческая песня начинает сближаться с лирическими песнями, особенно с солдатскими и разбойничьими.

Историческая песня прежде всего художественное произведение. Во всяком художественном произведении, даже если оно создано на основе документальных материалов, есть определенная доля вымысла. В произведениях на исторические темы народные певцы не стремились к точному изображению событий. В художественных образах исторических песен выражено отношение народа к изображаемым событиям, дана оценка деятельности исторических личностей. Сохранность исторических песен в течение нескольких столетий свидетельствует о том, что взгляды и стремления народа одной эпохи были близки людям и в последующие времена.

Истинные герои исторических песен, как и былинные богатыри, восхищали и радовали людей, были примером для подражания, вызывали гордость своей страной, которая рождала героев. Такие герои жили не только в прошлом, они продолжали жить в песнях, будили надежду, звали народ на борьбу.


  1. Прослушивание песни «Казнь Стеньки Разина»

  2. Чтение учителем исторической песни.

Физминутка.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа с учебником. Чтение статьи (стр. 67-69).


2. Беседа.

- Дайте определение жанра исторической песни.

- Какова история этого жанра? Назовите его основные темы.

- Чем историческая песня отличается от баллады?


3. Выразительное чтение исторической песни учащимися.


V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 67-69.

2. Подготовить выразительное чтение исторической песни.


VI. Этап рефлексии, «дерево Успеха»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!