СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе "Исторические песни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

ТИП УРОКА

Изучение нового материала.

ЦЕЛЬ УРОКА

Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны  знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.

Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА

Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.

РЕСУРСЫ

Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Исторические песни"»


ТЕМА

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

ТИП УРОКА

Изучение нового материала.

ЦЕЛЬ УРОКА

Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.

Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА

Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.

РЕСУРСЫ

Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ОРГ. МОМЕНТ

Приветствие класса, проверка готовности учеников к уроку. Создание эмоционального настроя на уроке. Стратегия «Пожелание».


Каждый учащийся говорит свое пожелание по кругу в группе.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Давайте откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.

- Мы с вами помним, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин.

Дети записывают в тетрадь дату и тему урока.






ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Дома вы должны были подготовить отрывок наизусть. 2 мин. на повторение.

Учащиеся рассказывают отрывки наизусть.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению такого жанра фольклора, как песня. Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества. Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность. Песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым и радость встречи,  память о войнах и походах и другое. Существует два вида народных песен: Исторические и Лирические бытовые. Сегодня мы поговорим о народных исторических песнях.

Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро-эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях.

- Сейчас отвлечемся и проведем небольшую физминутку.

Жанровые особенности исторических песен.

Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен.

1. Термин «исторические песни» не народный, он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, историками. В народе эти произведения назывались просто «песнями».

2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.

3. Это стихотворный и эпический жанр.

4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.

5. Предмет ИП – конкретные события и лица.

6. ИП – это повествование о прошлом.

7. Герои ИП – известные исторические деятели.

8. В ИП есть две основные тематические линии:  военная (военно-героическая)   (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая)  (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).

Исторические песни и былины:

Различие

Историческая песня

Былина

Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.

В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.

Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.

Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.

Отличительной чертой ИП является создание циклов.











Учащиеся сначала в парах повторяют определение, затем записывают данное определение в тетрадь.

Ученики выполняют упражнения под музыку.


Составляют конспект по словам учителя.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами,  а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе.

Учащиеся рассказывают, что усвоили на уроке.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

РЕФЛЕКСИЯ

Достигнуты ли цели урока?

Составление синквейна со словом «песня». Работа в парах. Это помогает определить, насколько учащимся понравился урок.

Определение эмоционального настроя в конце урока: стратегия «Острова».

Острова: о. Учения, о. Тревоги, о. Грусти, о. Радости.

Выставление оценок за урок учителем с дальнейшими комментариями.

Общее обсуждение.

Обсуждая, составляют синквейн.

Зачитывают вслух.


Дети выбирают «корабли», вырезанные из стикеров, и крепят их на выбранный ими остров.





ДОМ. ЗАДАНИЕ

Отрывок наизусть. Основные моменты лекции учить.

Ученики выполняют задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления.